Критерия явления «норма-аномалия»

Закономерно встает вопрос о том, как определить социальному педагогу общеобра­зовательной школы степень тяжести нарушения, установить - лежит ли это отклонение в пределах «нормы» или является патологическим? Вряд ли мож­но найти исчерпывающие и однозначные критерии. Тем не менее, такие кри­терии есть.

Известен «критерий психопатий Ганнушкина-Кербикова», позво­ляющий определить патологию характера (по Ю. Б. Гиппенрейтер).

Первый признак - относительная стабильность характера во време­ни, т.е. он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве наруше­ние не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетельством патологического нарушения. Примерно то же имеет в виду и В. П. Кащенко, говоря о существенных различиях между «нормальными и ненормальными людьми». Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случай­ным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сдела­ет усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздей­ствию и способны к необходимой социальной адаптации.

Второй признак - тотальность проявлений характера: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, т. е. при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» - другой, то это не патология.

Третий признак - социальная дезадаптация, заключающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испы­тывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (по Ю. Б. Гиппенрейтер).

Есть и другие критерии оценки, позволяющие установить отклонения в любом поведении.

Английский ученый в области детской психиатрии М. Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил следующие критерии:

1. Необходимо учитывать возрастные особенности и половую
принадлежность ребенка.

Некоторые особенности поведения являются нормальными только для детей определенного возраста. Так, тревога при разлуке с близкими (мате­рью) типична для малышей, начинающих ходить (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями - воз­можная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное пережи­вание разлуки с близкими - явление весьма редкое и поэтому ненормальное.

Что касается половых различий, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми женскими чертами, а у меньшинства девочек - неко­торыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается «весь набор женских особенностей поведения», и это - наруше­ние.

2. Длительность сохранения расстройства.

Почти каждый ребенок в какой-то момент переживает состояние неже­лания идти в школу. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или даже лет, то это должно вызывать тревогу.

3. Жизненные обстоятельства могут вызывать временные колебания в
поведении и эмоциональном состоянии детей. Развитие никогда не происхо-
дит гладко. «Психологическая энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое - обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностя­ми. В одних условиях колебания происходят чаще. Это зависит от обстоя­тельств жизни ребенка. Для многих детей появление младшего ребенка в се­мье может стать фактором таких колебаний. Смена школы или класса - собы­тие, которое вызывает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.

4. Дифференциация нормального и аномального поведения не
может быть абсолютной. Поведение ребенка должно оцениваться с точки з-
рения норм его непосредственной культурной среды. Поэтому важно учиты-
вать социокультурные различия, которые имеют место в обществе.

5. Важно иметь в виду степень нарушения. Отдельные симптомы встреча-
ются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Особого вни-
мания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенчески-
ми расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сто-
рон психической жизни, когда нарушения одной сферы негативно сказыва-
ются на других сферах.

6. Тяжесть и частота симптомов.

7. При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми чертами, которые являются обычными для данного ребенка.

8. Ситуационная специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный критерий, но он может пролить определенный свет на динамику раз­вития

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, сле­дует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названых критериях. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важно помнить, что конкретный ребенок-это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушения раз­вития личности конкретного ребенка.

Самостоятельная работа студентов

1.Представьте мультимедийное сопровождение темы «Норма и отклонение развития человека».

2.Разработайте схему критериев оценки явления «норма-отклонение» по разным авторам.

3. Составьте тестовые задания по данной теме (не меньше 10).

4.Подготовьте аннотацию 2-3 статей/или/учебных пособий/или монографий по данной теме. Ориентируйтесь на год издания – последние два года.

Рекомендуемая литература:

1.Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро – и патопсихологии. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.

2.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В. Ялпаева //Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 272 с.

3.Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой. – М.: Академия, 2007. – 240 с.

4.Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М.: ЭНАС, 2005. – 168 с.

Наши рекомендации