Iii. тематика контрольных работ
1. Роль самообразования в профессиональном становлении специалиста.
Практическое задание: используя опросный метод (опросник составить самостоятельно), выявить уровень профессиональной подготовленности отдельного работника и на основе анализа полученных данных составить для него план работы по самообразованию.
2. Просветительская деятельность менеджера в работе с персоналом. Практическое задание: составить план проведения занятия с персоналом по предложенной схеме (см. Приложение 2).
3. Сравнительный анализ педагогики управления в странах Востока, западного мира, России.
Практическое задание: составить таблицу на основе изученного теоретического материала; заполнить таблицу, проанализировать данные таблицы, сделать вывод.
4. Элементы педагогики управления в народном творчестве (сказки, загадки, поговорки, песни).
Практическое задание: составить и заполнить таблицу присутствия разных элементов педагогики управления в сказках, загадках, поговорках, песнях (элементы должны быть выделены в теоретической части работы); сделать выводы.
5. Воспитательные функции менеджера и особенности их выполнения в сфере сервиса.
Практическое задание: представить описание конкретных ситуаций (3-4), которые демонстрируют реализацию менеджером воспитательных функций своей деятельности; составить и заполнить сравнительную таблицу проявления воспитательных функций в разных ситуациях; сделать выводы.
6. Корпоративная вечеринка в аспекте педагогического процесса. Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4) организации и проведения корпоративных вечеринок; разработать схему анализа организации и проведения вечеринки; проанализировать одну из них по разработанной схеме, обращая внимание на воспитательный эффект, сделать выводы.
7. Проявление «конфликта непонимания» на работе и пути его разрешения.
Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций «конфликта непонимания» (3-4) проанализировать одну из них по предложенной схеме (см. Приложение 3).
8. Педагогическая диагностика в деятельности менеджера. Практическое задание: используя методику Т. Лири, представить характеристику профиля личности работника (1); обозначить направления работы с ним.
9. Характеристика деятельности менеджера с позиции толерантных отношений с персоналом.
Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций взаимодействия менеджера и работника (3-4), проанализировать их по предложенной схеме, сделать выводы (см. Приложение 4).
10. Духовно-нравственный облик современного менеджера в сфере мелкого и среднего бизнеса.
Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), характеризующих проявления разнообразных (позитивных и негативных) личностных черт с позиции духовно-нравственного облика современного менеджера; сделать выводы.
11. Восприятие изучения педагогики будущими менеджерами. В теоретической части работы представить материалы федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Экономика» (080100 – Бакалавр); выделить те компоненты компетенций из разделов: общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, на формирование которых направлено содержание дисциплины «Педагогика»; представить собственную точку зрения.
Практическое задание: провести исследование среди студентов своей группы с использованием опросного метода, направленного на выявление восприятия изучения педагогики; самостоятельно составить
12. Педагогические проблемы в сфере развития мелкого и среднего бизнеса.
Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих проявление педагогических проблем в сфере развития мелкого и среднего бизнеса (характеристики проблем должны быть представлены в теоретической части работы); составить сравнительную таблицу, заполнить ее, сделать выводы.
13. Роль академических способностей в профессиональном становлении специалиста.
Практическое задание: представить аннотированный список литературы по одной из тем курса (по выбору студента)).
14. Влияние глобализации на развитие педагогики управления. Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих проявление элементов глобализма (они должны быть выделены в теоретической части работы); составить сравнительную таблицу проявления элементов глобализма в разных ситуациях; проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
15. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования.
Практическое задание: составить сравнительную таблицу зарубежного и отечественного опыта организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования; проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
16. Образовательная система России. Особенности современного этапа развития профессиональной образовательной системы.
Практическое задание: проанализироватьматериалы федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Экономика» (080100 – Бакалавр), данные анализа представить в схеме или таблице.
17. Этические основы регуляции поведения в деятельности менеджера. Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих проявление особенностей регуляции менеджером своего поведения; составить сравнительную таблицу ситуаций с выделением отдельных сторон (с этической точки зрения) проявлений регуляции менеджером своего поведения, проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
18. Феномен «маски» в деятельности менеджера.
Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих проявление феномена «маски» в деятельности менеджера; составить сравнительную таблицу ситуаций с выделением отдельных сторон проявление феномена «маски» в деятельности менеджера, проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
19. Роль самопознания познавательных психических процессов в профессиональном становлении специалиста.
Практическое задание: используя психодиагностические методики изучения внимания, памяти, мышления, провести опрос с одним из работников (можно исследовать свои особенности); полученные данные проанализировать; представить перечень рекомендаций по повышению уровня развитости исследуемых психических процессов, если есть в этом необходимость.
20. Культура речи менеджера как образец для подражания. Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций, демонстрирующих проявления речевого поведения менеджера при взаимодействии с работником (2 ситуации) и клиентом (2 ситуации); проанализировать ситуации по предложенным схемам (см. Приложение 5).
Обязательны примеры речевых образцов.
21. Сравнительный анализ поиска средств достижения цели воспитания (идеализм, реализм, прагматизм, антропоцентризм).
Практическое задание: заполнить предложенную таблицу (см. Приложение 6), проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
22. Сравнительный анализ образовательных моделей (теоцентристская, социоцентристская, натурцентристская, свободного воспитания). Практическое задание: заполнить предложенную таблицу (см. Приложение 7), проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
23. Педагогическое мастерство менеджера.
Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих проявление разных компонентов педагогического мастерства; составить сравнительную таблицу ситуаций с выделением компонентов педагогического мастерства в деятельности менеджера, проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
24. Воспитательная работа менеджера по формированию командного духа персонала.
Практическое задание: составить план работы по формированию командного духа персонала.
25. Типы организации социальных отношений в процессе обучения персонала.
Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих проявление разных типов организации социальных отношений в процессе обучения персонала; на основе выделенных в теоретической части типов организации социальных отношений в процессе обучения персонала составить сравнительную таблицу их проявления в описанных ситуациях; проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
26. Использование менеджером интерактивных методов и форм обучения при работе с персоналом.
Практическое задание: разработать сценарий проведения учебного занятия с персоналом с использованием одного из интерактивных методов или форм обучения.
27. Мотивационно-ценностное отношение специалиста к профессиональной деятельности.
Практическое задание: используя методику Смекала-Кучера и методику К. Замфир в модификации А. Реана, представить характеристики мотивации работников (3-4) при выполнении ими трудовых заданий; сравнить данные, полученные в результате опроса, и собственные наблюдения.
28. Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых.
Практическое задание: используя опросный метод (опросник составить самостоятельно), выявить уровень профессиональной подготовленности отдельного работника и на основе анализа полученных данных предложить ему получить образование на конкретных курсах.
29. Сравнительный анализ подходов к обозначению компонентов содержания воспитания (по видам деятельности, по компонентам базовой культуры личности, по направлениям воспитательной работы). Практическое задание: составить сравнительную таблицу выделенных подходов; проанализировать данные таблицы, сделать выводы.
30. Работа менеджера по формированию «Я-концепции» работника. Практическое задание: используя методику Т. Лири, представить характеристику профиля личности работника (1); обозначить направления работы с ним.
31. Воспитательная работа менеджера с «трудным» работником. Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих разные проявления «неуправляемости» работников; предложить конкретные тактики поведения менеджера в каждой ситуации, направленные на достижение воспитательного эффекта.
32. Учет менеджером эмоциональных переживаний работников. Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих разные проявления эмоциональных переживаний работниками; предложить конкретные тактики поведения менеджера в каждой ситуации, направленные на реализацию эмпатического эффекта.
33. Преодоление менеджером стереотипов восприятия при работе с персоналом.
Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих разные проявления стереотипов восприятия менеджером работников; предложить конкретные приемы преодоления стереотипов восприятия в каждой ситуации.
34. Учет менеджером жизненных целей и ценностей работников. Практическое задание: используя методику ЦОЛ, представить характеристику жизненных целей и ценностей работников (3-4); предложить конкретные тактики поведения менеджера при взаимодействии с каждым работником, направленные на достижение воспитательного эффекта.
35. Поведенческий опыт работника и работа менеджера по его коррекции.
Практическое задание: используя методику М.Рокича, выявить уровень субъективного контроля (локус контроля) у работников (3-4); предложить конкретные тактики поведения менеджера при взаимодействии с каждым работником, направленные на достижение воспитательного эффекта.
36. Помощь менеджера в освоении работником социальных ролей. Практическое задание: представитьописание конкретных ситуаций (3-4), демонстрирующих разные проявления выполнения работниками своих социальных ролей; предложить конкретные тактики поведения менеджера при взаимодействии с каждым работником, направленные на достижение воспитательного эффекта.
37. Помощь менеджера в приобретении работником социального статуса.
Практическое задание: используя социометрический метод исследования, выявить статус каждого работника в группе; предложить конкретные тактики поведения менеджера при взаимодействии с каждым работником, направленные на достижение воспитательного эффекта.
IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2007.
2. Пашковская И.Н., Королёва Н.И. Психология и педагогика. – СПб., 2005.
3. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
4. Подласый И.П. Педагогика: учебн. Для вузов. – М., 2007.
5. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Безрукова В.С. Педагогика. – СПб., 2007.
2. Зборовский Г.Е. Социология управления. – М., 2004.
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 2010.
4. Яковлев Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. – Челябинск, 2008.
5. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. – М., 2000.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagogik - Библиотека Гумер. Раздел «Педагогика».
2. http://[email protected] – Электронный журнал «Вопросы образования».
3. http://voc.metromir.ru/pedagogichvoc/ - Словарь педагогических терминов.
4. http://www.monographies.ru/61-2392 - Компетентность конкурентоспособного специалиста (Библиография).
5. http://drusa-nvkz.narod.ru/LndResurs.html - Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма человека.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Контрольная работа
По дисциплине: «Педагогика»
На тему: «…»
Выполнил:
Студент(ка) гр. …
Ф.И.О.
Проверил:
к.п.н.,доцент
Попова М.П.
Великий Новгород
Приложение 2.