Методы исследования в педагогике

Группа методов Название методов Характеристика методов
Общенаучные методы Анализ, синтез Сравнение – противопоставление Индукция, дедукция Абстрагирование, конкретизация Моделирование  
Конкретно-научные методы (социологические) Анкетирование Интервьюирование Экспертные опросы  
Конкретно-научные методы (социально-психологические) Тестирование Шкалирование Социометрия  
Конкретно-научные методы (педагогические) Педагогическое наблюдение Педагогический консилиум Изучение, анализ, обобщение педагогического опыта Педагогический эксперимент и др.  

Задание № 5. Определите, какие методы исследования можно использовать при изучении следующих тем:

- педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков;

- основные проблемы коррекционного воспитания в современных условиях.

Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения

1. Антипова, Е. В. Педагогика и методика воспитательной работы: методическое обеспечение курса / Е. В. Антипова, З. В. Веракса. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2007. – 96 с.

2. Башаркина, Е. А. Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Основы педагогики»: методические указания / Е. А. Башаркина. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2009. – 92 с.

3. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – 3-е изд. – Минск : Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2011. – 335 с.

4. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики: учебник для студентов вузов / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2003. – 160 с.

5. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2009. – 480 с.

6. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под общ. ред. Пискунов А. И. – 3-е издание, исправленное и дополненное – Москва : Сфера, 2006. – 496 с.

7. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Национальный центр правовой информации РБ, 2011. – 400 с.

8. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. – С. 3 – 19.

9. Кравченко, А. И. Психология и педагогика: учебник. – Москва : Проспект, 2009. – 400 с.

10. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – Москва : Академия, 2003. – 256 с.

11. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2001. – 112 с.

12. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.

13. Педагогика: занимательно и интересно: пособие / Авторы-составители: Е. В. Антипова, Л. Г. Зайцева. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2005. – 100 с.

14. Педагогка: современная энциклопедия / Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.

15. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Крившенко Л. П. – Москва : Проспект, 2007. – 432 с.

16. Педагогика: учебное пособие / под редакцией Пидкасистый П. И. – Москва : Высшее образование, 2007. – 430 с.

17. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е издание. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 512 с.

18. Подласый И. П. Педагогика: в 3-х книгах, книга1: Общие основы: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика» / И. П. Подласый. – 2-е издание; исправленное и дополненное. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 527 с.

19. Прокопьев, И. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

20. Прокофьева, О. О. Педагогика: практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления: учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» / О. О. Прокофьева, Е. И. Снопкова. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2009. – 240 с.

21. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.

22. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 432 с.

23. Рузавин, Г. И. Методология научного познания: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 287 с.

24. Сермяжко, Е. И. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов педвузов. – Могилев : УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 1999. – 124 с.

25. Словарь-справочник по педагогике / составитель Мижериков, В. А.; под редакцией П. И. Пидкасистый. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.

Занятие № 2.

Тема. Образование как социокультурный феномен.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «образование»: различные подходы к трактовке.

2. Образование как механизм развития личности и общества в социокультурном пространстве. Социокультурные функции образования

3. Функции образования и соответствующие им образовательные модели

4. Образование как педагогический процесс. Сущность деятельностного подхода в образовании

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. На основании изучения различных источников (нормативно-правовые документы, учебные пособия по педагогике, энциклопедические и педагогические словари и др.) представьте различные подходы к определению категории «образование», зафиксировав в словаре не менее 10 – 15 определений данной категории.

Задание № 2. Изучите главу 3. «Образование и культура. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры» (Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.). На основании изученного материала заполните таблицу «Социокультурные функции образования»

Таблица 2.

Социокультурные функции образования

Функции образования Содержательная характеристика
   

Задание № 3. В современных социокультурных условиях образование признается как важнейшая ценность, показатель уровня развития индивидуальной и национальной культуры, личный и общественный капитал.

1) Какие важнейшие качества и способности личности формируются посредством образования?

2) Каковы основные общественные запросы к образованию? Каковы Ваши ожиданию от обучения в вузе?

3) Какие из следующих высказываний характерны для современной образовательной парадигмы?

Главная задача человека:

А) Понимание сущности мира, науки, производства с целью использования для удовлетворения своих потребностей.

Б) Понимание своего места в мире и ответственности за его сохранение.

Главная задача профессионального образования:

В) Вооружить методологией творческой деятельности, проектирования и предвидения возможных последствий будущей профессиональной деятельности.

Д) Дать знания о мире (обществе) и существующих способах деятельности в науке, производстве и обеспечить профессиональную подготовку людей.

Научная основа деятельности:

Е) Естественнонаучный метод (моделирование, эксперимент).

Ж) Психология творческой, инновационной деятельности; мысленный эксперимент.

Решаемая задача имеет:

З) Только одно правильное решение.

И) Несколько допустимых решений.

Критерии оценки решения:

К) Только «правильно-неправильно».

Л) Ряд критериев эффективности и безвредности.

Значение общечеловеческих ценностей и морали:

М) Они необходимы для принятия решения.

Н) Не обязательно брать их в расчет.

Возможность духовного формирования личности:

О) Только через гуманитарное образование.

П) Возможно и желательно в процессе деятельности.

4) Какой смысл Вы вкладываете в понятие «образование»? (Ответ можно сформулировать с помощью технологической карты, раскрывающей сущность понятия по технологии «Алфавит»).

5) Какой должна быть школа, «способная научить человека побеждать в жизни, не нанося ущерба другим»?

Опишите, какими должны быть в этой школе: приоритетные воспитательные цели, отношение к ученику, взаимодействие участников педагогического процесса, особенности организации учебного процесса.

Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – 3-е изд. – Минск : Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2011. – 335 с.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 304 с.

3. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для вузов. – Минск : БГЭУ, 2004. – 384 с.

4. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2009. – 480 с.

5. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Национальный центр правовой информации РБ, 2011. – 400 с.

7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – Москва : Академия, 2003. – 256 с.

8. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. – 224 с.

9. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.

10. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Крившенко Л. П. – Москва : Проспект, 2007. – 432 с.

11. Педагогка: современная энциклопедия / Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.

12. Педагогика: учебное пособие / под редакцией Пидкасистый П. И. – Москва : Высшее образование, 2007. – 430 с.

13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е издание. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 512 с.

14. Прокопьев, И. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

15. Пуйман, С. А. Педагогика: Основные положения курса: пособие для студентов вузов. – 3-е издание, стереотип. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 256 с.

16. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 432 с.

17. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.

18. Словарь-справочник по педагогике / составитель Мижериков, В. А.; под редакцией П. И. Пидкасистый. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.

Занятие № 3.

Тема. Современное состояние образования

Вопросы для обсуждения

1. Анализ состояния современной практики образования

2. Основные положения новой образовательной парадигмы

3. Национальная система образования в Республике Беларусь

4. Мировые тенденции развития высшего образования

5. Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: образовательная парадигма, уровень образования ступень образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования, стандартизация образования, диверсификация образования, многоуровневость образования, фундаментализация образования, информатизация образования, непрерывность образования.

Задание № 2. Используя Кодекс Республики Беларусь об образовании, составьте структурно-логическую схему «Система образования в Республике Беларусь»

Задание № 3. (в микрогруппах). Сформируйте в своей группе 5 микрогрупп (по 4 – 5 человек). Ознакомьтесь с пятью статьями, в которых рассматриваются важнейшие проблемы функционирования образования на современном этапе (см. Приложение 1.).

Распределите статьи таким образом, чтобы каждой микрогруппе для проработки досталась одна статья.

Задача каждой микрогруппы: подробно изучить материалы научной статьи и проанализировать ее, ответив на предложенные вопросы. Перечень статей и вопросов к ним приводится ниже:

Статья № 1. Н. Г. Багдасарьян Ценность образования в модернизирующемся обществе

1. Какие аспекты ценности образования выделяет автор? Охарактеризуйте их. Какой из этих аспектов ваш взгляд, наиболее важен?

2. В связи с чем возникает потребность в реформировании современной системы образования?

3. Какие объективные причины обусловили кризис современного высшего образования? С чем связано снижение его качества?

4. Что автор понимает под «виртуализацией» ценности образования?

5. Каковы условия эффективной модернизации образования?

Статья № 2. К. С Фарино Приоритетные направления развития национальной системы образования

1. В чем заключаются особенности функционирования учреждений образования на разных уровнях?

2. Какие меры предпринимаются в государстве для развития педагогического потенциала?

3. В чем состоит сущность работы по развитию творческих способностей детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь?

4. Каковы основные направления по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе?

Статья № 3. В. М. Зданович Кодекс Республики Беларусь об образовании как стратегия инновационной модернизации системы образования страны

1. Что такое Кодекс об образовании? В чем видится значимость этого нормативно-правового документа с позиции его ориентации на прогресс образования?

2. Какие гарантии в функционировании и финансировании образовательных учреждений обеспечивает Кодекс РБ об образовании?

3. Каким образом в Кодексе закреплен идеи о международном сотрудничестве в сфере образования?

Статья № 4. А. И. Жук Тенденции и перспективы развития национальной системы высшего образования

1. Какие задачи высшего образования выделены автором?

2. Каковы основные тенденции и перспективы развития высшего образования в Республике Беларусь?

Статья № 5. М. И. Демчук Высшая школа Республики Беларусь в Европейском пространстве высшего образования

1. Почему необходима коренная модернизация системы подготовки специалистов для отраслей экономики?

2. Каковы основные тенденции по включению Беларуси в Болонский процесс?

3. В чем сущность компетентностной модели подготовки специалистов?

4. Какие важные проблемы по включению Республики Беларусь в Болонский процесс рассмотрены автором?

Задание № 4. Ознакомьтесь с приведенным ниже материалом, подготовленном на основе книги: Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : Пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М., 2005.

Порассуждайте над проблемой: «иметь» образование или «быть» в образовании.

Ответьте на вопросы к нижеследующему тексту:

1) Проанализируйте позиции, представленные А. В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.

2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.

3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?

…Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежат понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.

Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.

По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно ориентированной.

Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно-исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватных познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.

Образование в стиле «быть» имеет личностный продуктивный, открывающий характер.

Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения.

Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – 3-е изд. – Минск : Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2011. – 335 с.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 304 с.

3. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для вузов. – Минск : БГЭУ, 2004. – 384 с.

4. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2009. – 480 с.

5. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Национальный центр правовой информации РБ, 2011. – 400 с.

7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – Москва : Академия, 2003. – 256 с.

8. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. – 224 с.

9. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.

10. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Крившенко Л. П. – Москва : Проспект, 2007. – 432 с.

11. Педагогка: современная энциклопедия / Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.

12. Педагогика: учебное пособие / под редакцией Пидкасистый П. И. – Москва : Высшее образование, 2007. – 430 с.

13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е издание. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 512 с.

14. Прокопьев, И. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

15. Пуйман, С. А. Педагогика: Основные положения курса: пособие для студентов вузов. – 3-е издание, стереотип. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 256 с.

16. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 432 с.

17. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.

18. Словарь-справочник по педагогике / составитель Мижериков, В. А.; под редакцией П. И. Пидкасистый. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.

Занятие № 4.

Наши рекомендации