Профессионально-педагогические способности учителя. Пути их развития и совершенствования

Практическое занятие № 1

Профессионально-педагогические способности учителя. Пути их развития и совершенствования

Цель: формирование системы знаний о профессионально-педагогических способностях учителя, путях их развития и совершенствования; развитие педагогического мышления и креативности; воспитание культуры педагогического труда, побуждение к творческой педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-педагогические способности учителя, их сущность.

2. Характеристика педагогических способностей учителя: академических, дидактических, организаторских, коммуникативных, перцептивных, суггестивные.

3. Система работы учителя над совершенствованием профессионально-педагогических способностей.

4. Пути и средства развития креативности учителя.

5. Связь авторитета личности учителя с его профессионально-педагогическими способностями.

Практические задания:

1. Диагностика собственных профессионально-педагогических способностей

2. Подготовить доклады по работе В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Литература:

1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа – Пресс, 1997.

2. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.

3. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.

4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

5. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1994.

Практическое занятие № 2

Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников.

Цель: формирование системы знаний о педагогике начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Об основных категориях.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика начального образования как наука, ее объект и предмет.

2. Взаимосвязь педагогики начального образования с другими науками.

3. Возникновение и основные этапы развития педагогики.

4. Структура педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.

Практические задания:

1. Подготовиться к терминологическому диктанту по основным педагогическим категориям. воспитание, обучение, образование, развитие и формирование, «самовоспитание», «саморазвитие», «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование», «педагогические технологии», «учебно-воспитательные инновации».

2. Подготовить презентацию на тему «Возникновение и развитие педагогики».

3. Подготовить сравнительную характеристику преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности: сходства и отличия.(в таблице).

4.. Литература:

7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа – Пресс, 1997.

8. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.

9. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.

10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

11. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1994.

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие №6

Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы.

Цель: формирование системы знаний о содержании образования; развитие аналитического мышления студентов; воспитание творческого отношения к анализу содержания образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о содержании образования как общечеловеческой ценности. Культурно-гуманистические функции образования.

2. Цели образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства. Категория «содержание образования».

3. Социальный опыт – основной источник содержания школьного образования. Принципы отбора содержания общего образования.

4. Критерии отбора основ наук, изучаемых в современной средней школе Российской Федерации.

5. Государственный образовательный стандарт как нормативная основа реализации содержания образования в общеобразовательной школе. Компоненты государственного стандарта общего среднего образования: федеральный, национально-региональный, школьный.

6. Учебная литература (учебники и учебные пособия) как форма отражения и реализации содержания учебных программ на уровне учебного материала. Требования к учебнику: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Практическое задание:

1. Охарактеризовать учебник (по выбору студентов) в соответствии с современными требованиями.

Литература:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1997.

2. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И.. – М., 1996.

3. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

5. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. – М., 1991.

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Функции педагогического процесса в начальной школе. Виды обучения и их характеристика

Цель:Знакомство с видами обучения в начальной школе; наблюдение за работой учителя-мастера

Содержание занятия:

1. Знакомство с объяснительно-иллюстративным, программированным, проблемным, дифференцированным, индивидуальным, компьютерным видами обучения в начальной школе.

2. Наблюдение за осуществлением дифференцированного обучения на уроке математики по программе Л.В. Занкова (учительница Г.А. Жабской, лицей № 10 г. Белгорода).

3. Анализ посещенных уроков.

Литература:

1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1997.

9. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И.. – М., 1996.

10. Педагогический поиск М., 1990

11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. – М., 1990.

Практическое занятие №9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 1

Профессионально-педагогические способности учителя. Пути их развития и совершенствования

Цель: формирование системы знаний о профессионально-педагогических способностях учителя, путях их развития и совершенствования; развитие педагогического мышления и креативности; воспитание культуры педагогического труда, побуждение к творческой педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-педагогические способности учителя, их сущность.

2. Характеристика педагогических способностей учителя: академических, дидактических, организаторских, коммуникативных, перцептивных, суггестивные.

3. Система работы учителя над совершенствованием профессионально-педагогических способностей.

4. Пути и средства развития креативности учителя.

5. Связь авторитета личности учителя с его профессионально-педагогическими способностями.

Практические задания:

1. Диагностика собственных профессионально-педагогических способностей

2. Подготовить доклады по работе В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»

Литература:

1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа – Пресс, 1997.

2. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.

3. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.

4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

5. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1994.

Практическое занятие № 2

Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников.

Цель: формирование системы знаний о педагогике начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Об основных категориях.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика начального образования как наука, ее объект и предмет.

2. Взаимосвязь педагогики начального образования с другими науками.

3. Возникновение и основные этапы развития педагогики.

4. Структура педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.

Практические задания:

1. Подготовиться к терминологическому диктанту по основным педагогическим категориям. воспитание, обучение, образование, развитие и формирование, «самовоспитание», «саморазвитие», «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование», «педагогические технологии», «учебно-воспитательные инновации».

2. Подготовить презентацию на тему «Возникновение и развитие педагогики».

3. Подготовить сравнительную характеристику преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности: сходства и отличия.(в таблице).

4.. Литература:

7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа – Пресс, 1997.

8. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.

9. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.

10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

11. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1994.

Практическое занятие № 3

Наши рекомендации