Проблемные ситуации дифференцируются по критериям
- структура действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы (например, нахожденияспособа действия;
- уровень развития этих действий у человека, решающего проблему;
- трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных возможностей.
Типы проблемных ситуаций (Т.В.Кудрявцев):
- ситуация несоответствия межу имеющимися знаниями у учащихся и новыми требованиями;
- ситуация выбора из имеющихся знаний, единственно необходимых для решения конкретнойпроблемной задачи;
- ситуация использования имеющихся знаний в новых условиях;
- ситуация противоречия между возможностями теоретического обоснования и практическогоиспользования.
Теории обучения. Программированное обучение.
Программированное обучение – обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность педагога и учащихся.
Принципы программированного обучения: последовательность; доступность; системность; самостоятельность.
Достоинства:
- вырабатывает способы рациональных умственных действий;
- воспитывает умение логически мыслить.
Недостатки:
- не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
- требует больших затрат времени;
- применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
- обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания;
- чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
Формы программированного обучения:
- линейное программирование;
- разветвленное программирование;
- смешанное программирование.
Характеристика линейной программы
- дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиесяпреодолевают относительно легко, шаг за шагом;
- вопросы или проблемы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть оченьтрудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;
- учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимуюинформацию;
- в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;
- обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для неготемпе;
- значительнее в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенноограничивается;
- во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.
Характеристика разветвленной программы (Н.Краудер):
- отличается от линейной программы множественностью выбора шагов, ориентирована на столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку;
- подтверждение правильности ответа является в той форме программирования обратной связью, а не только положительным подкреплением;
- может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к тексту
Психология учебной деятельности. Познание.
Познание – это процесс постижения действительности и приобретения знаний.
Функции знаний:
- репрезентативная функция – представление, указание предмета познания, называние его особенностей,качеств;
- эвристическая функция – показ нахождения пути к разрешению возникшей проблемы, помощь внахождении способа решения задачи;
- руководящая функция – указание на направление действий в тех или иных условиях для полученияопределенного результата;
- прогностическая функция – предвидение результата того или иного действия, поступка в тех или иныхобстоятельствах;
- оценочная функция – оценивание того или иного явления, действия, поступка на основе знанияпринятых норм, установленных правил, внутренних убеждений.
Результатом познания может быть:
- Обыденное знание – формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются, главным образом, внешние стороны и связи окружающей действительности;
-научное знание – представляет собой систематизированные, обобщенные разряды знаний,формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражениямира и закономерностей его развития;
- Учебное знание– является производным от научного и в отличие от последнего является познанием ужеизвестного. Учебное знание порождается в результате преднамеренного изменения, реорганизации научногознания с учет.
Формы учебного знания:
Учебное знание существует в трех формах: в форме учебной дисциплины, в форме учебного текста и вформе учебной задачи психологических особенностей и возможностей обучаемых.
Учебная задача как форма учебного знания может быть определена:
- как некоторый этап учебно-познавательной деятельности;
- как упрощенная, рафинированная форма реальных проблемных ситуаций;
- как учебный текст или его часть.
Этапы ученого познания:
- восприятие объекта – выделение его из общего фона и определением его существенных свойств;
- осмысление – установление наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений;
- процесс запоминания – выделение свойств и отношений в результате их многократного восприятия и фиксации;
- активное воспроизведение воспринятых и понятых субъектом существенных связей и отношений
– включение вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо использование его в качестве средствапостроения или выделения нового знания.