Проблемные ситуации дифференцируются по критериям

- структура действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы (например, нахожденияспособа действия;

- уровень развития этих действий у человека, решающего проблему;

- трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных возможностей.

Типы проблемных ситуаций (Т.В.Кудрявцев):

- ситуация несоответствия межу имеющимися знаниями у учащихся и новыми требованиями;

- ситуация выбора из имеющихся знаний, единственно необходимых для решения конкретнойпроблемной задачи;

- ситуация использования имеющихся знаний в новых условиях;

- ситуация противоречия между возможностями теоретического обоснования и практическогоиспользования.

Теории обучения. Программированное обучение.
Программированное обучение
– обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность педагога и учащихся.
Принципы программированного обучения: последовательность; доступность; системность; самостоятельность.

Достоинства:

- вырабатывает способы рациональных умственных действий;

- воспитывает умение логически мыслить.

Недостатки:

- не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

- требует больших затрат времени;

- применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

- обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания;

- чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
Формы программированного обучения:

- линейное программирование;

- разветвленное программирование;

- смешанное программирование.
Характеристика линейной программы
- дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиесяпреодолевают относительно легко, шаг за шагом;

- вопросы или проблемы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть оченьтрудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;

- учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимуюинформацию;

- в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;

- обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для неготемпе;

- значительнее в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенноограничивается;
- во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.
Характеристика разветвленной программы (Н.Краудер):

- отличается от линейной программы множественностью выбора шагов, ориентирована на столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку;

- подтверждение правильности ответа является в той форме программирования обратной связью, а не только положительным подкреплением;

- может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к тексту

Психология учебной деятельности. Познание.
Познание
– это процесс постижения действительности и приобретения знаний.

Функции знаний:

- репрезентативная функция – представление, указание предмета познания, называние его особенностей,качеств;

- эвристическая функция – показ нахождения пути к разрешению возникшей проблемы, помощь внахождении способа решения задачи;

- руководящая функция – указание на направление действий в тех или иных условиях для полученияопределенного результата;

- прогностическая функция – предвидение результата того или иного действия, поступка в тех или иныхобстоятельствах;

- оценочная функция – оценивание того или иного явления, действия, поступка на основе знанияпринятых норм, установленных правил, внутренних убеждений.
Результатом познания может быть:
- Обыденное знание – формируется в повседневном опыте, на основе которого отражаются, главным образом, внешние стороны и связи окружающей действительности;

-научное знание – представляет собой систематизированные, обобщенные разряды знаний,формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражениямира и закономерностей его развития;

- Учебное знание– является производным от научного и в отличие от последнего является познанием ужеизвестного. Учебное знание порождается в результате преднамеренного изменения, реорганизации научногознания с учет.
Формы учебного знания:

Учебное знание существует в трех формах: в форме учебной дисциплины, в форме учебного текста и вформе учебной задачи психологических особенностей и возможностей обучаемых.
Учебная задача как форма учебного знания может быть определена:

- как некоторый этап учебно-познавательной деятельности;

- как упрощенная, рафинированная форма реальных проблемных ситуаций;
- как учебный текст или его часть.

Этапы ученого познания:

- восприятие объекта – выделение его из общего фона и определением его существенных свойств;

- осмысление – установление наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений;

- процесс запоминания – выделение свойств и отношений в результате их многократного восприятия и фиксации;

- активное воспроизведение воспринятых и понятых субъектом существенных связей и отношений
– включение вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо использование его в качестве средствапостроения или выделения нового знания.


Наши рекомендации