Семинарское занятие №12 по теме

«Формы обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса»

Вопросы для рассмотрения:

1. Определите и охарактеризуйте общие формы организации процесса обучения (индивидуальная, индивидуально-обособленная, групповая, фронтальная); конкретные (урок, внеурочные факультативные кружки, олимпиады, экскурсии).

2. Обоснуйте урок как основную организацию учебного процесса. Назовите основные признаки классно-урочной системы.

3. Охарактеризуйте типологию и структуру урока. Используйте при этом теорию поэтапного формирования умственных действий учащихся на уроке.

4. Проанализируйте систему требований к современному уроку. Укажите значимость образовательной, воспитательной и развивающей функций в содержании урока.

5. Охарактеризуйте нестандартные уроки. Определите их значимость в активизации познавательной активности учащихся.

6. Подготовьте самостоятельное сообщение по одной из тем:

1. Я.А. Коменский и современный урок

2. Современные дидакты.

3. Урок, который интересен…

Литература:

1. Капранова В.А. Основы школьной дидактики. – Мн., 2002

2. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002

3. Стастенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002

4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб, 2001

5. Харламов И.Ф. педагогика. – Мн., 2001

Семинарское занятие №13 по теме

«Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте сущность процесса воспитания. Представьте и охарактеризуйте его структуру. Обоснуйте процесс воспитания как специально организованную деятельность по достижению целей образования.

2. Охарактеризуйте процесс воспитания с позиций прагматизма, неопозитивизма, экзистенционализма.

3. Раскройте цели задачи гуманистического воспитания. Проиллюстрируйте закономерности и принципы гуманистического воспитания.

4. Обоснуйте взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

5. Охарактеризуйте Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.

6. Подготовьте сообщение по проблеме гуманистического воспитания в практике общеобразовательной школы. Используйте при этом материалы научно-методических журналов «Народная асвета», «Праблемы выхавання».

Литература:

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2006

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь. – Сац.-пед. работа. - № 7 – 2007

3. Основы педагогики: учебное пособие /А.И. Жук и др.]. – Мн., 2002

4. Стастенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002

Семинарское занятие №14 по теме

«Методы, формы, средства процесса воспитания»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте содержание понятий «метод воспитания», «приём воспитания». Покажите зависимость методов воспитания от целей, принципов, содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей подростков.

2. Продемонстрируйте существующие классификации методов воспитания.

3. Представьте и охарактеризуйте методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и отношений, методы контроля и самоконтроля в воспитании.

4. Обоснуйте значимость педагогического воздействия. Охарактеризуйте его функции и структуру.

5. Охарактеризуйте формы воспитательной работы.

6. Подготовьте самостоятельную модель воспитательного мероприятия. Определите его цель, задачи, содержание, форму, систему методов. Укажите при этом возрастные особенности подростков.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000

2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2004

3. Голованова Н.Ф. Общая: учебно-методическое пособие для вузов. – СПб., 2005

4. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». – 2002. - №37. – с.5-24

5. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999

6. Агафонова А. Практикум по общей педагогике. – СПб., 2003

Семинарское занятие №15 по теме

«Педагогическое общение. Конфликты в

Педагогическом общении»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте содержание понятия «педагогическое общение». Определите его значимость в учебно-воспитательном процессе. Охарактеризуйте структуру и закономерности педагогического общения.

2. Обоснуйте роль эмпатии и педагогического такта в педагогическом общении. Подтвердите на конкретных примерах.

3. Подготовьте определение понятию «конфликт», раскройте его особенности, структуру. Покажите зависимость конфликта от стиля педагогического общения.

4. Проанализируйте методы и средства разрешения конфликтов: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование. Какие, на ваш взгляд, являются оптимальными. Почему?

5. Определите особенности педагогического общения в работе классного руководителя.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000

2. Диденко В.Н. Введение в педагогическую профессию. – Смоленск, 1999

3. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2000

4. Рыданова И.И. Основы педагогического общения. - Мн., 1998

5. Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов / П.Д. Кухарчик и др. – Мн., 2008

Наши рекомендации