Выпишите в тетрадь признаки воспитательной системы, стадии развития системы
Подготовить презентацию по одной из тем:
1.Зарубежные воспитательные системы
2. Педагогическая система А.С .Макаренко
Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
Макаренко А.С. Флаги на башнях
Малинин В.Н. К дискуссии о наследии А.С .Макаренко // Педагогика., 1989, №2, С. 86
3.. Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям- М., 1981.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа – М., 1989
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина –М., 1987
4.Педагогическая система В.А .Караковского
Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным- М, 1879
Караковский В.А. Мои любимые ученика – М., 1987
Сидоркин А. Воспитательные системы- школа Караковского // Народное образование, 1991,№10, С. 42
Педагогический поиск / Сост. И.Н .Баженова –М., 1988.
5.Воспитательная система Ш.А.Амонашвили
Амонашвили Ш.А.: Здравствуйте, дети!- М., 1986
Амонашвили Ш.А.: Как живете, дети? – М., 1986
Амонашвили Ш.А.: В школу с 6 лет. – М., 1989
Амонашвили Ш.А.: Единство цели – М, 1987.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова –М., 1988.
6..Воспитательная система И.П. Иванова
Баранова Л. Педагогика социального творчества // Первое сентября, 1996, №75
Иванов И.П. Энциклопедия КТД - М., 1984
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания – М., 1989
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.
.
7.Воспитание в семье Никитиных.
Никитины Л.А. .и Б.П.. Мы и наши дети. –М, 1976
Никитины Л.А. .и Б.П Развивающие игры- М., 1989
Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней – Л., 1990.
Никитина Л.А. Мама или детский сад. М., 1990
8.Воспитательная система современной сельской школы
Воспитательные системы школы Проблемы и поиск// Педагогика и психология, 1989,№10, С.7
Цирульников А.М. Педагогика, рожденная жизнью- М., 1988
Кузь В. Школа –малютка: способ выжить –М., 1988.
Щетинин М.П. Объять необъятное – М., 1986
Занятие 6 Классный руководитель в воспитательной системе школы (лабораторное)
Дидактические единицы
Классный руководитель в воспитательной системе школы. История классного руководства. Особенности работы классного руководителя сельской и малочисленной школы. Функции классного руководителя. Права классного руководителя. Обязанности классного руководителя. Планирование работы классного руководителя. Формы работы классного руководителя с учащимися. Классный руководитель и педагогический коллектив. Критерии эффективности работы классного руководителя. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы. Детские общественные объединения как институт воспитания. Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной системы школы. Типы детских общественных объединений.
Классный руководитель организатор взаимодействия семьи и школы. Школа - ведущее звено в системе воспитания. Воспитание детей в семье. Формы и методы осуществления совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся. Педагогическое просвещение родителей. Руководство деятельностью семьи по воспитанию детей. Привлечение родителей к воспитательной работе школы. Родительское собрание в системе работы классного руководителя.
Основные понятия: семейное воспитание, общественное воспитание, педагогический такт, формы совместной работы семьи и школы., классный руководитель и его роль в организации коллектива детей.
Дополнительная литература
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.А. Селивановой. — М., 1998.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
- Караковский В.А., Новикова Л.Л., Селиванова Л.Н. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.
- Рожков М.И., Байбородова ЛЛ. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.
- Теория и практика воспитания. Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, О.В. Еремкиной. — Рязань, 1997.
- Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США/Под ред. А.И. Пискунова, А.Н. Журинского. — М., 1989.
- Конституция Р.Ф. - М., 1993.
- Закон РФ «Об образовании». -М., 1996.
- Семейный Кодекс РФ. -М., 1995.
- Конвенция о правах ребенка. - М., 1989.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М., 1993.
- Газман О.С.. Воспитание: цели, средства, перспективы /Под ред. А.В.Петровского- М., 1989.
- Гребенников И.В. Школа и семья. - М., 1985.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел- М., 1986
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение -М., 1991.
- Максимов В.В. Семейная книга. – СПб., 1996.
- Новое в воспитательной работе / Сост. Щуркова Н.Е., Шнырева В.- М., 1991
- Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях //ВО, 1991,№8.
- О демократизации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях // ВО, 1991,№3, 1993,№7
- Педагогики / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.,1998, гл.20
21. Рожков М.И., Байбородова Л.В.. Организация воспитательного процесса в школе- М., 2000
- Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991.
Задание
1. Выпишите функции, права и обязанности классного руководителя?
2. Назовите основные формы работы классного руководителя с учащимися.
3. Каковы роль и место классного руководителя в функционировании и развитии воспитательной системы?
4. Запишите в тетрадь виды планов классного руководителя.
5. Выпишите разделы плана классного руководителя
6. Запишите различные подходы к планированию воспитательной работы, лежащие в основе планирования воспитательной работы.
7. Запишите формы организации воспитательной работы.
8. Запишите классификацию форм внеклассной воспитательной работы
9. Назовите основные особенности и типы детских общественных объединений.
10. Охарактеризуйте основные варианты взаимодействия школы и детских общественных объединений, их влияние на функционирование и развитие воспитательной системы.
5.Какова роль семьи в воспитании детей7
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________