Тема 1. Воспитание как социальное и педагогическое явление. Современные концепции воспитания
Дидактические единицы:
Воспитание как общественное явление. Связь воспитания с формами общественного сознания. Воспитание как процесс социализации личности и формирования системы отношений. Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей, как единство когнитивного и чувственного; рационального и практического; социального и индивидуального Личность как объект воспитания. Самость и социумность. Воспитание, перевоспитание, самовоспитание. История воспитания Классификация видов воспитания. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
Физиологические основы процесса воспитания Воспитание в целостном педагогическом процессе. Диалектика воспитательного процесса, основные противоречия. Двусторонний характер воспитания. Субъект-субъектные отношения.
Структура процесса воспитания. Характеристика компонентов процесса воспитания. Проблема целей воспитания. Средства воспитания Критерии воспитанности. Вербализм. Воспитание в школе как решение педагогических задач Ступени формирования личности ребенка. Закономерности и принципы воспитания.
Особенности организации воспитательного процесса в сельской школе.
Основные понятия: процесс воспитания, цель воспитания, диалектика воспитательного процесса, закономерности и движущие силы воспитания, критерии воспитанности, принципы воспитания.
Дополнительная литература к теме
Макаренко А.С. .Лекции о воспитании детей в школе - Соч. в 7 т., т.5.
Макаренко А С. Цель воспитания – Соч. в 7 т., т..5.
Макаренко А.С. .Методика организации воспитательного процесса- Соч. в 7 т., т..5.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания- Собр. Соч. в 10 т., т.8.
Новикова Л.И. Школа и среда–М., 1985.
Шварцман К.А. Философия и воспитание- М., 1983.
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры - М.,1989.
Задание
Объясните выражение:«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» . К. Гельвеций
1.Дайте определения воспитания:
__а)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, с какими формами общественного сознания связано воспитание
Воспитание
Формы общественного сознания
Укажите участников воспитательного процесса
Приведите классификацию видов воспитания
По направлениям воспитательной работы
По институтам воспитания
По стилю отношений
По философским концепциям
Укажите, в ходе каких процессов происходит формирование личности
| |||||
Охарактеризуйте стили воспитания
· Авторитарное воспитание
· Либеральное воспитание
· Свободное воспитание
· Гуманистическое воспитание
· Демократическое воспитание
Объясните понятия
Самость_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Социумность____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. Дайте характеристику важнейших черт личности:
Ценностные ориентации
Потребности
Мотивы
9. Объясните утверждение: « Интериоризация общечеловеческих ценностей требует учета диалектического единства:
· когнитивного и чувственного;
· рационального и практического;
· социального и индивидуального».
10. Укажите 3 сферы личности, на которые осуществляется триединое воспитательное воздействие:
11. Охарактеризуйте подходы и принципы гуманистического воспитания:
· Личностный подход.
· Культурологический подход.
· Деятельностный подход.
· Полисубъектный подход.
· Индивидуально-творческий подход.
· Принцип профессионально-этической ответственности.
12.Укажите физиологическую основу процесса воспитания:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Объясните, как вы понимаете диалектику воспитательного процесса:
Факторы диалектики
_______________ _________________ _______________ _________________
_______________ __________________ ________________ _________________
_______________ __________________ ________________ _________________
_______________ __________________ ________________ _________________
14. Укажите и разъясните виды противоречий:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________