Матрица педагогического анализа

Уровень Параметры наблюдения
Создание познавательной атмосферы урока Применяемые методы обучения Организация деятельности уч-ся Учебное взаимодействие учителя и учеников Речь педагога и ее значение на уроке Воспитывающая сторона занятия Контроль и коррекция деятельности Результативность занятия Балл
Пассивный 1.Не прослеживается содержательная логика урока 2.Темп урока невысок 3.Учитель «привязан» к конспекту, не импровизирует 4.Атмосфера не настраивает на активную уч. работу 1.На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации 2.Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и уч-ся 1.Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись) 2.Уч-ся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности. 1.Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать 2.Учитель не настроен на учебное сотрудничество с уч-ся, взаимод. основано на дисциплинарных ролях 1.Монологи учителя не отличаются образованностью, богатством примеров 2.Вопросы, носят репродуктивный характер 3.Речевая деятельность не выполняет основной коммуникатив-ной функции 1.Учитель не ставит перед собой и перед уч-ся воспитывающих целей 2.Не принимает во внимание эстетику помещения 3.Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений 1.Контролирующая функция не выполняется в системе 2. У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУНа 3. Ответы уч-ся не комментируются 4.Контроль формальный, а не содержательный 1.Изучаемый материал не усвоен большей частью уч-ся 2. Школьники не приобрели или не закрепили имеющиеся ЗУНы 3.Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на уч-ся    
Ситуативный Ситуативный 1.Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью 2.Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий 3. Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке 1. Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы 2. Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения 1. Активность уч-ся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока) 2. Уч-ся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому 3. Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий 1. Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом 2. Совместная деятельность происходит только под патронажем педагога 3. Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности 4. В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся   1. Педагог «зациклен» на привычном тексте 2. Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер 3. Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу уч-ся 1. Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока 2. Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения 1. Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока 2. Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска решении й проблемы 1. Материал усвоен фрагментарно или только отдельной группой уч-ся 2. На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы 3. Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере  
Активный Активный 1. Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом 2.Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы 3. Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций 1. Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию 1. Активность уч-ся адекватна запросам учебного процесса 2. Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя 3. Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей 1. Чувствуется обработанность системы учебных действий между учителем и учащимися 2. Ученики охотно вступают в диалог 3. Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей 4. Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога 1. Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму 2. Речь выразительная, богата, формулировки вопросов побеждают к учебному диалогу 3. Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока 1. Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе 2. Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу 3. Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе 1. Контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока 2. Ответам уч-ся дается краткая характеристика, оценка обосновывается 3. Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала 1. Основной материал усвоен уч-ся в объеме, достаточном для первичного освоения 2. Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях 3. Закреплен позитивный воспитывающий эффект занятий как в содержании, так и в форме организации урока  
Творческий 1. Урок проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме 2. В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех     1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей 2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания 3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся 1. Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах) 2. Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками 1. Педагог поощряет инициативу уч-ся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия 2. Учителем и уч-ся совместно создаются возможности для самореализации личности 1. Речь учителя обогащает учебный материал 2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации 3. Эмоционально-интеллектуаль-ная насыщенность речи поддерживает Познаватель-ную активность уч-ся, побуждает к творчеству 1. Учитель (манера поведения, речь, профессиональ-ные умения) служит позитивным примером для подражания 2. Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения 3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот 1.В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность уч-ся 2. Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля 3. Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, знаний критериев оценок, навыках самоанализа рефлексии 1. Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения 2. Учащиеся получили стимул к самостоятель-ной познаватель-ной деятельности 3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)  
 





Наши рекомендации