Тема: Из истории методики обучения грамоте

1. Понятие о методе.

2. Классификация методов.

3. Буквенные методы, звуковые методы, слоговые методы, метод целых слов.

4. Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского.

5. Развитие метода К.Д. Ушинского.

Тема: Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

1. Общая характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода ОГ.

2. Приемы анализа и синтеза.

3. Периодизация процесса обучения грамоте в современных УМК.

4. Основные приемы и виды упражнений на уроке чтения.

5. Требования к современному уроку ОГ.

Тема: Современные УМК по обучению грамоте: общий обзор

1. Из истории русской букваристики (первые буквари, их создатели, буквари советского периода, принципы их построения).

2. Современные комплекты по обучению детей грамоте:

· «Гармония», «Школа 2100»,

· «Планета знаний»,

· «Начальная школа XXI века»,

· «Для сердца и ума»,

· «Классическая начальная школа»,

· комплект завершенной линии системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др.

3. Специфика комплектов, их содержание, схема анализа УМК по обучению грамоте.

Тема: Организация и содержание работы в подготовительный период

Обучения грамоте

1. Задачи подготовительного периода.

2. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период.

3. Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.

4. Особенности введения понятий звук, слог, ударение.

5. Требования к уроку обучения грамоте в подготовительный период.

6. Особенности подготовительного периода в некоторых букварях и азбуках.

Тема: Организация и содержание работы в основной период обучения

Грамоте

1. Задачи основного периода и каждой его ступени.

2. Виды работ в основной период обучения грамоте.

3. Этапы формирования навыка чтения. Механизм чтения.

4. Чтение и разбор букварных текстов.

5. Требования к ЗУНам учащихся к концу основного периода.

Тема: Методика первоначального обучения письму

1. Из истории обучения письму.

2. Методы обучения письму.

3. Цели и задачи обучения письму.

4. Принципы обучения письму.

5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.

6. Методические приемы обучения письму.

7. Требования к уроку письма в 1 классе.

8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Особенности обучения письму леворуких детей.

9. Типичные графические ошибки учащихся.

Тема: Поэлементно-целостный метод обучения письму

1. Понятийный аппарат метода.

2. Закономерности формирования навыка письма.

3. Зрительные и двигательные элементы.

4. Одновариантное начертание букв.

5. Принципы, методы и приемы обучения письму.

6. Интеллектуальное развитие первоклассника на уроках письма.

7. Характеристика тетради-прописи. Узоры-бордюры.

8. Периодизация обучения письму.

Тема: Развитие речи в период обучения грамоте

1. Особенности развития речи и мышления в период ОГ. Условия развития речи.

2. Работа над словом.

3. Работа над словосочетанием и предложением.

4. Работа над связной речью.

5. Развитие речи на уроках письма.

6. Работа над произношением и восприятием звуков речи.

Тема: Учебно-методический комплект «Гармония»: обучение грамоте

1. Особенности «Азбуки»:

· раздельно-параллельное обучение чтению и письму,

· новая последовательность букв и ее мотивация,

· специфика деления слов на слоги.

· Порядок действий при слоговом чтении.

2. Работа над орфографической зоркостью.

3. Дидактический материал: оценка текстового и иллюстративного материала. Прописи, их особенности.

Тема: Программа «Обучение грамоте» Р.Н. Бунеева и др. и её методическое обеспечение

1. Особенности программы, линии развития детей.

2. Основная цель курса. Характеристика пособий «Моя любимая Азбука», «Мои волшебные пальчики».

3. Дополнительные пособия.

Тема: Программа «Обучение грамоте» Н.В. Нечаевой и её методическое

Обеспечение

1. Задачи периода обучения грамоте.

2. Разделы программы.

3. Интегрированность курса.

4. Метод, лежащий в основе обучения.

5. Развитие речи в период обучения грамоте.

6. Характеристика учебников «Азбука» (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), «Тетрадь к Азбуке» (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) и «Тетрадь по письму» (Т.М. Андрианова, А.В. Остроумова, И.Л. Андрианова).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



№ п/п Тема практического занятия Часы
1. Из истории методики обучения чтению
2. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обу­чения грамоте
3. Организация и содержание работы в подготовительный пери­од обучения грамоте (уроки чтения)
4. Работа над понятием слог в период обучения грамоте
5. Работа над понятием «ударение» в период обучения грамоте. Обучение выделению ударного слога
6. Организация работы в основной период обучения грамоте (уроки чтения)
7. Становление первоначального навыка чтения
8. Методика первоначального обучения письму: из истории методики обучения письму, цели и задачи обучения письму, психофизиологические особенности, методические приемы
9. Методика первоначального обучения письму: качества письма и их формирование, графические и каллиграфические ошибки
10. Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте
11. Поэлементно-целостный метод обучения письму
12. Особенности развития речи в период обучения грамоте. Работа над словом. Работа над словосочетанием, предложением и текстом в период обучения грамоте
13. Контрольная работа по разделу «Методика обучения грамоте»
14. Программа «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого и ее методическое обеспечение
Программа «Обучение грамоте» (Р.Н. Бунеев и др.) и ее методическое обеспечение
Программа «Обучение грамоте» (Н.В. Нечаева) и ее методическое обеспечение
  ИТОГО:

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

и рекомендации по самостоятельной работе студентов

(самостоятельная работа студентов – 68 часов)

Практические занятия проводятся по следующему единому плану. Порядок этапов может меняться, но структура занятия остается прежней.

1. Проверка самостоятельной работы студентов по подготовке к занятию

2. Решение методических задач.

3. Выступления студентов с сообщениями (рефератами).

4. Проектирование или просмотр фрагментов уроков.

5. Методический анализ и оценка конспектов, фрагментов, уроков.

6. Рекомендации по выполнению домашних заданий.

7. Обсуждением материала по теме, подготовленного путем поиска в Интернете.

Обязательное задание к практическим занятиям:поиск в журнале «Начальная школа» статей по данной теме (за последние 5-7 лет), выбор двух статей и подготовка короткого реферативного сообщения (4-5 мин).

Сайт журнала «Начальная школа»: http://n-shkola.ru/

(см. Архив, журналы №12, раздел «Указатель статей, опубликованных в журнале «Начальная школа» за …год. – «Русский язык»).

Наши рекомендации