Тема 2. уход за одеждой и обувью

Основные требования к знаниям и умениям по теме «Одеиода и обувь»

Учащиеся должны иметь представление о том, для чего нужно содержать в чистоте и порядке одежду и обувь.

Учащиеся должны знать:

§ На начальном уровне - виды сезонной одежды и обуви, правила ухода за обувью.

§ На достаточном уровне - виды сезонной одежды и обуви, правила ухода за обувью, правила ухода за верхней одеждой, правила стирки хлопчатобумажных изделий.

§ На уровне самостоятельности - виды одежды, обуви, головных уборов, правила ухода за одеждой, обувью, головными уборами, правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами и химическими средствами.

Уход за одеждой и обувью

Содержание занятий и место их проведения Методы и приемы работы Тактика поведения педагога
Виды одежды и головных уборов, их значение Практические работы: чистка, сушка повседневной и легкой верхней одежды Подбор посильных видов деятельности для каждого ученика: § опора на сформированные навыки; § поощрение на всех этапах работы даже за незначительный успех
Повседневный уход за одеждой (сушка, чистка, уборка на место после использования) Пользование вешалкой, плательным шкафом. Стирка мелких вещей: носовых платков, носков, трусиков, колготок. Чистка обуви из кожи, резины, текстиля  
Подготовка к хранению сезонной одежды и головных уборов Моделирование и анализ заданных ситуаций. Игры "Иду в школу", "Сегодня теплый солнечный день", "Мы идем на прогулку", "Ждем гостей", "Дома полный порядок", "Идем на экскурсию в осенний парк" и пр. Оказание своевременной помощи, доброжелательность, авансирование ребенка, предупреждение утомления. Смена деятельности
Виды обуви и их значение Сюжетные игры: "Идем в гости", "Генеральная уборка", "Готовлюсь к зиме", "Парад вещей", "Это мне идет" и пр. Сюжетно-ролевые игры: "Наши руки не знают скуки", "Ну-ка, зеркальце, скажи", "Мы мамины помощники" и пр. Не допускать принуждения к работе, искать и использовать "обходные движения"

Учащиеся должны уметь:

§ На начальном уровне в совместной деятельности с помощью старших подбирать одежду в зависимости от погоды, сушить мокрую одежду и обувь, правильно ухаживать за резиновой обувью, обращаться за помощью к взрослому при чистке верхней одежды и обуви, просить пришить пуговицу, заботиться о наличии чистого носового платка, готовить к стирке носовые платки, носки, трусики, различать чистые и грязные вещи.

§ На достаточном уровне - с помощью и при поддержке взрослых: подбирать одежду в зависимости от сезона, сушить мокрую одежду и обувь, чистить щеткой верхнюю одежду, правильно ухаживать за резиновой обувью, пользоваться сапожными щетками для чистки кожаной обуви (разного цвета), сортировать по цвету и видам изделия, стирать носовые платки, трусики и пр., подбирать пуговицы, обращаться за помощью при неполадке в одежде.

§ На уровне самостоятельности - самостоятельно или после консультации со старшими: подбирать одежду, головные уборы в зависимости от сезона и погоды, подбирать одежду и обувь в зависимости от ситуации (повседневную, праздничную, спортивную); сушить мокрую одежду, обувь, головные уборы, чистить легкое и верхнее платье, пользоваться платяными щетками, подбирать чистящее средство и чистить кожаную обувь, правильно ухаживать за резиновой обувью (мыть, вытирать); убирать легкое платье в платяной шкаф, вешать верхнюю одежду на вешалку, правильно ставить обувь э отведенное место, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы, вешалки.

ТЕМА 3. ГИГИЕНА ЖИЛИЩА

Основные требования к знаниям и умениям по теме «Гигиена жилища»

Учащиеся должны знать:

§ На начальном уровне - гигиенические требования к жилому помещению, последовательность уборки помещения,

§ На достаточном уровне — гигиенические требования к жилому помещению, последовательность уборки помещения, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.

§ На уровне самостоятельности - виды жилых помещений в городе и деревне, гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила техники безопасности при работе с инвентарем и электробытовыми приборами.

Гигиена жилища

Содержание занятий и место проведения Методы и приемы работы Тактика поведения педагога
Виды жилых помещений в городе и деревне. Практические работы: § повседневная уборка квартиры, учебной комнаты (сухая и влажная) § уход за полом в зависимости от покрытия: паркет, линолеум, дощатый пол § чистка мягкой мебели, мытье подоконников, батарей, уборка кухни, санузла, ванной, чистка зеркал, заправка постели, разборка и уборка диван-кровати, проветривание жилых помещений, чистка ковров, утепление окон, открытие окон весной, пользование бытовыми приборами (чайник, утюг, фритюрница, гриль и пр.) § пользование холодильником, стиральной машиной; § посещение мебельных салонов; § расширение сферы обитания: экскурсии в прачечную, химчистку, мастерскую по ремонту обуви и пр. Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевые игры. Имитация действий. Просмотр рекламных проспектов Формирование положительной мотивации дея. тельности воспитанников. Совместная работа индивидуально и в группе. Поощрение-демонстрация работ учащихся в группе перед родителями. Поддержка инициативы самостоятельности в работе. Обучение последовательности работы по картинному плану, опорам
Варианты жилья, виды отопления
Гигиенические требования к жилым помещениям
Ежедневная и еженедельная уборка помещения. Уборочный инвентарь
Сезонные работы в жилых помещениях
Мебель и уход за ней
Интерьер жилых комнат
Бытовая техника (квартира, учебная комната, мебельный магазин, хозяйственный и промтоварный отдел магазина)

Учащиеся должны уметь:

§ На начальном уровне - застилать постель, проветривать помещение, вытирать пыль, мыть кафельную плитку.

§ На достаточном уровне - кроме вышеизложенного: приготовить мыльный раствор, производить сухую и влажную уборку комнаты, мыть двери и стены, покрытые масляной краской и кафельной плиткой; правильно пользоваться электроприборами (настольной лампой, бра, электрочайником), соблюдая правила техники безопасности.

§ На уровне самостоятельности - кроме вышеизложенного: убирать и разбирать диван-кровать, производить сухую и влажную уборку мест общего пользования, мыть двери, стены, оконные рамы, и подоконники, полы покрытые масляной краской и линолеумом, пользоваться пылесосом, соблюдать правила техники безопасности при использовании бытовой техники.

КАРТЫ КОНТРОЛЯ

Для оперативного наблюдения за реализацией программы используются карты контроля.

Карта контроля за динамикой усвоения программы

Год, Преобладающие способы деятельности Уровни
месяц, неделя только в совместной деятельности с помощью поддержки взрослых под контролем взрослых или сверстников под выборочным, частичным контролем самостоятельно Положительная динамика в разделах программы
Год
                                         
сентябрь 1                                          
                                         
                                         
                                         
                                         
октябрь 1                                          
                                         
                                         
                                         
                                         
ноябрь                                          
декабрь                                          
январь                                          
февраль                                          
март                                          
апрель                                          
май                                          
                                           

1. Формирование жизненно-необходимых навыков

2. Социальная адаптация

3. Организация свободного времени

4. Развитие речи

Карта наблюдения за динамикой мотиваы.ии учащихся в процессе усвоения программы

Год, Преобладающие уровни мотивации; отношение к учебной деятельности Уровни
месяц, неделя резко отрицательное отрицательное равнодушное положительное сверхположительное Положительная динамика в разделах программы
Год
                                         
сентябрь 1                                          
                                         
                                         
                                         
                                         
октябрь 1                                          
                                         
                                         
                                         
                                         
ноябрь                                          
декабрь                                          
январь                                          
февраль                                          
март                                          
апрель                                          
май                                          
                                           

1. Формирование жизненно-необходимых навыков

2. Социальная адаптация

3. Организация свободного времени

4. Развитие речи

Наши рекомендации