Вопрос №42. Методы и приёмы формирования грамматического строя речи детей

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать :

-образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок - носок; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному[1, с. 196].

Усвоение грамматических форм - сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок - показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.

Практика речевого общения - важнейшее условие формирования грамматических навыков.

Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.

Исправление грамматических ошибок.

Вопрос №43. Задачи и содержание работы по формированию синтаксического строя речи

Задачи: контроль за правильным построением предложения, закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами, воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Для обучения детей распространению простых предложений и построению сложных служат упражнения типа «Один начинает-другой продолжает». В качестве обучающих приемов воспитатель использует образец правильно построенного предложения и различные указания. Упражнения на подбор однородных определений на первых занятиях можно проводить с наглядным материалом. Перед детьми ставят ряд предметов, о которых нужно придумать любое предложение с несколькими определениями (на столе лежит спелое яблоко; Я выбрала самое красивое, красное, спелое яблоко).

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например. Что мы видели в магазине? (Мы видели много фруктов: яблок, груш, апельсин).

Для формирования грамматического строя речи применяются и упражнения, как построение предложений путем полных ответов на вопросы, требующих подбора новых слов или предложений.

Вопрос №44. Задачи и содержание работы по формированию морфологического строя речи

Основные задачи работы на каждом возрастном этапе:

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. В старших группах, идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. Исследованиями и наблюдениями установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

1. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

«матрешков», «ботинков», «варежков», «кошков» и т. д.

2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята.

3. Употребление несклоняемых имен существительных (перечисляются в последовательности ознакомления с ними детей): пальто, кофе, пианино.

4. Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, небо.

5. Ударение при склонении существительных:

а) постоянное ударение: грабли, петля, туфли,

б) подвижное ударение: волк — волка — волки — волков;

в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

6. Образование сравнительной степени прилагательных:

а) простым (синтетический) способом при помощи суффиксов -ее (-ей), -е, особенно с чередованием согласных: выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, проще, резче, слаще;

б) при помощи других корней: хороший — лучше, плохой — хуже.

7. Образование глагольных форм:

а) спряжение глаголов хотеть, бежать (разноспрягаемые);

б) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах: «едишь булку», «дадишь мне»);

в) настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками, особенно таких: вытереть, жечь, ехать, ездить.

8. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утенки», «двое ведров», «мене дали»).

9. Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»).

Если выявленная ошибка носит индивидуальный характер, воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к исправлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму.

Вопрос №45. Методика формирования способов словообразования

Не менее важна для развития грамматического строя речи работа по ознакомлению детей со способами словообразования.

Способам словообразования начинают обучать со средней группы. В ср. гр. дети осваивают способы образования слов, обозн. детенышей животных, и слов - названий предметов посуды.

Все игры прводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений. Например, вос-ль показывает инсценировку "Страшная птица" - о том, как напугала маленьких утят, цыплят и гусят сорока.

Испугавшись, малыши убегали каждый к своей маме. Слушая и наблюдая за действиями персонажей, ребенок производит группировку: утка, курица, гусыня большие; утята, гусята, цыплята - их детеныши, малыши.

У каждой взрослой птицы свой малыш. Это умение группировать предметы по общему признаку закрепляется в других аналогичных играх: "В гостях", "На прогулке", "Узнай по голосу" и т.д.

Вслед за этими играми проводятся игры, где требуется уже самостоятельно образовывать названия по аналогии: "Поручения", "Чудесный мешочек", "Угадай по описанию" и др.

Давая поручения зверятам, отгадывая загадки о них, дети упражняются в употреблении и самостоятельном образовании точных наименований. В ст.гр. приобретенные детьми знания закрепляются в словесных дидактических играх и упражнениях.

Многие из них проводят без наглядного материала. Например, после чтения стих-ия "Где чей дом" вос-ль предлагает сказать, кто детеныши у персонажей стих-ия.

Детей ст. в-та обучают способам образования названий людей по профессиям, хар-ым особенностям внешнего вида и склонностям. Эти названия образуют от почти всех частей речи при помощи суффиксов, приставок.

Важно воспитать умение анализировать слова, понимать их, устанавливать существенные для названия связи и отношения, а также чуткость, интерес к слову, стремление говорить правильно.

Обучение словообразованию осуществляется с помощью речевых игр и упражнений.

Вопрос №46. Задачи и содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого звуко- и словопроизношения в разных возрастных группах

Задачи воспитания звуковой культуры речи (ЗКР)выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков. Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений).

2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» д/с начиная со 2 младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старшей группе используют специальные методы и приемы обучения.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу.

Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте — сокращение слов («весипед» — велосипед), перестановка и пропуск звуков и слогов («чевряк»— червяк, «коричвенный» — коричневый, «бривточка» — бритвочка), добавление звуков («реблята»— ребята, «иржавая» — ржавая, «игруша» — груша). Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибки словопроизношения детей.

В старшем возрасте нужно обратить внимание на правильность произношения некоторых трудных слов (ошибки дет.: «кофий», «морква», «сандали», «какава», «синитарка», «тролебус», «кокей» — хоккей и др.).

Ребёнок иногда затрудняет постановку словесного ударения. Ударение — выделение силой голоса из группы слогов одного слога

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм.

5. Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса

Наши рекомендации