Интеграция обучения в начальной школе. Типология и многообразие типов обучения
1) Современные типы организаций начального образования и их характеристика.
2) Понятие и сущность интеграции обучения в начальной школе.
3) Типы обучения в современном образовании: проблемное, программированное, модульное и др.
Задания для самостоятельной работы студентов.
1. Дайте характеристику методов проблемного обучения и особенности его реализации в начальной школе, используя схему.
Рис. Методы проблемного обучения
2. Дайте характеристику программированного обучения и особенности его реализации в начальной школе
3. Дайте характеристику модульного обучения и особенности его реализации в начальной школе
4. Можно ли выделять понятия «традиционное» и «развивающее» обучение в современном начальном образовании?
Литература
- Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация.- М.,2001
- Сластенин и др. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 2007
- Подласый И.П. Педагогика 1 ч. - М.:Владос,2008.
- В.А. Ситаров. Дидактика.-М: Владос,2002
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
- Хуторской А.В. Современная дидактика.- СПб.:Питер.,2002,544с.
Тема 6
ФГОС НОО. Реализация образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения в начальной школе
План
1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Основные цели обучения младших школьников.
2. Реализация образовательных, развивающих, воспитательных целей в учебном процессе начальной школы.
3. Мотивы - движущие познания. Стимулирование учения.
Задания для самостоятельной подготовки
1) Изучите структуру и основное содержание проекта «Новая школа».
2) Выделите структурные компоненты Федерального образовательного стандарта (ФГОС НОО).
3) Выделите компоненты основной образовательной программы начальной школы.
4) Раскройте содержание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной Программы в соответствии с ФГОС.
5) Раскройте содержание метапредметных результатов освоения образовательной Программы младшими школьниками в соответствии с ФГОС (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Литература
- Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация.- М.,2001
- Сластенин и др. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 2007
- Подласый И.П. Педагогика 1 ч. - М.:Владос,2008.
- В.А. Ситаров. Дидактика.-М: Владос,2002
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
- Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.:Питер.,2002,544с.
Тема 7
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
План
1. Понятие и сущность содержания образования. Принципы формирования содержания.
2. Структура содержания образования.
3. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.
4. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план общеобразовательной школы, учебные программы, учебники и учебные пособия.
Задания для самостоятельной подготовки
1) Найдите различные определения содержания образования.
2) Дайте характеристику концепций содержания образования.
3) Изучите знаниево- ориентированный подход к определению сущности содержания образования .
4) Изучите личностно-ориентированный подход в обучении. Начертите модель структуры содержания образования при личностно-ориентированном подходе.
5) Выпишите принципы формирования и способы структурирования содержания образования, общедидактическую систему критериев отбора содержания образования
6) Изучите концепцию непрерывного дошкольного, предшкольного и начального и образования; составьте краткие планы-конспекты .
Проверь себя:
1. Что такое содержание учебного процесса?
2. Какие элементы содержания выделяются?
3. Как формируется содержание начального образования?
4. Что такое государственный стандарт?
5. Какие требования предъявляются к содержанию обучения?
6. Какие схемы формирования содержания вам известны?
7. Что такое учебный план?
8. Каковы требования к учебным планам начальной школы?
9. Какую часть учебного плана можно изменить?
10. Что такое учебная программа?
11. Какие требования предъявляются к учебникам?
Литература
- Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация.- М.,2001
- Сластенин и др. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 2007
- Подласый И.П. Педагогика 1 ч. - М.:Владос,2008.
- В.А. Ситаров. Дидактика.-М: Владос,2002
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
- Хуторской А.В. Современная дидактика.- СПб.:Питер.,2002,544с.
Тема 8
Учебный план начальной школы. Рабочие программы по дисциплинам начальной школы. Учебные программы для учащихся начальной школы
План
1. Учебный план начальной школы.
2. Рабочие программы по дисциплинам начальной школы.
3. Учебные программы для учащихся начальной школы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Познакомьтесь с типами учебных планов и их структурой.
2. Выпишите определения понятий «учебный предмет», «учебная программа».
3. Выделите виды учебных программ и способы их построения.
4. Познакомьтесь с рабочими программами для отдельных предметов начальной школы.
5. Разработайте одну из рабочих программ по выбранной учебной дисциплине.
Литература
- Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация.- М.,2001
- Сластенин и др. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 2007
- Подласый И.П. Педагогика 1 ч. - М.:Владос,2008.
- В.А. Ситаров. Дидактика.-М: Владос,2002
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
- Хуторской А.В. Современная дидактика.-СПб.:Питер.,2002,544с.
Тема 9