Глава 21 Система обрАзовлния в России

Не все одинаково пригодно для всех.

Цицерон

1. Принципы государственной политики в области образования.

2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием.

3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура.

Базовые понятия:органы управления образованием, принципы государ­ственной политики, образовательное учреждение.

1. Принципы государственной политики в области образования

Встатье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» установле­ны основные положения государственной политики вобласти образова­ния. По сушеству, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.

Государственная политика в области образования основывается на сле­дующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, регио­нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонацио­нального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования
к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан­
ников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в сфере образования понимается как концент­рированное выражение воли многонационального народа России, направ­ленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических воз­можностей государства). Она предполагает направленность деятельности

г3 - 3033

государственных и общественных институтов на всемерное развитие лич­ности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры насе­ления и т. д.).

Механизмом реализации государственной политики в сфере образова­ния является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько пози­ций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образо­вания в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав чело­века, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному разви­тию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образова­ния в контексте образовательных программ, которые направлены на реше­ние задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Гуманистический характер образования. По общенаучному философско­му определению гуманизм в широком смысле — это исторически изме­няющаяся система воззрений, признающая ценность человека как лично­сти, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способно­стей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер об­разования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, авто-номизации и др. Цель гуманистически направленного образования, осно­вывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как лично­сти, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время раз-




граничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, Профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъект-ную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образова­тельной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотвор­чества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информа­ционная, контролирующая.

Гуманистический характер среднего и высшего профессионального об­разования предполагает системное включение дисциплин гуманистиче­ского цикла в естественно-научное и техническое образование, т. е. его гу­манитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплин естественно-научного цикла в под­готовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс гумани­зации профессионального образования способствует формированию у бу­дущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соот­носится с общей целью образования человека (развитием личности) и результатом образования — общей образованностью, общей и профессио­нальной культурой специалиста.

Прокомментируем далее каждую из включенных в п. 1 ст. 2 Закона по­зиций, определяющих гуманизацию образования в этом контексте.

Приоритет человеческих ценностей означает определение того, что вы­ступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому общечеловеческими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в усло­виях любых общественно-исторических изменений цивилизационного раз­вития человечества. Со времен глубокой древности и до наших дней точное определение этих ценностей общественного сознания каждого народа, их количества является одной из проблем, требующих дальнейшего решения. Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих Ценностей так же, как и прозвучавшие во времена ,Великой французской Революции ценности свободы, равенства и братства. Общечеловеческими ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония).

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. В качестве такой основы мо-ГУТ выступать общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты.

Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, ^РУгим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлин­ного экологического сознания, развитие которого также является одной из Целей образования.

23-



Глава 21 Система обрАзовлния в России - student2.ru Такая ценность, как «добро», означает альтруистическую направлен­ность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности — любви. Призыв «спешите делать добро» ста­новится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

Общечеловеческая ценность истины — это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений предметной и высшей реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей и есть базисная цен­ность познания. Формирование приоритетности знания, ценности позна­ния, установление истины является одной из важных задач образования.

Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этическо­го воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации, приве­дения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афо­ризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием че­ловека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.

Приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физи­чески и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России — это означает, что человек прини­мает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользу­ется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.

Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов сво­ей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их со­блюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданствен­ности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация ос­воения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкрет­ным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в обра­зовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание граж­данственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и право­вой культуры — с другой.

Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде как естественном условии человеческой жизни. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной дея­тельности, учебном труде, будущий взрослый человек учится разграничи­вать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудо­вого обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, починка предметов и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в разви­тии трудолюбия играет учебная деятельность, в процессе которой ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельно­сти, обладающий такими важными для развития трудолюбия качествами, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоя­тельность. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный, много­плановый и многоуровневый процесс, достижение положительного резуль­тата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.

Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение твор­чески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития обще­мировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пони­маться и как соответствующим образом представленное содержание обра­зования, отличающее его от научного знания.

Светский характер образования означает свободу государственного, му­ниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основы­вается на свободе совести граждан, а также на том, что ч. 1 ст. 14 Конститу­ции РФ предполагает светский характер государства.

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на по­нимании цели воспитания прежде всего как воспитания свободы и ответ­ственности. Свобода человека определяется свободой воли, тем, насколько его намерения и поступки обусловлены и связаны с внешними факторами. Это философско-этическая проблема самоопределяемости, или детермини­рованности, человеческого поведения. Общепринятым является положе­ние, что свобода всегда относительна, она всегда соотнесена с необходимо­стью. Свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необхо­димость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является чело-Век. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, полного своево-Лия не может быть. Свобода одного человека есть всегда ограничение сво-°Ды другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия Рамках закона, свобода определения жизненного пути — свобода быть са-

мим собой. Уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права человека и его обязанно­сти, т. е. ответственности и обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового целенаправленного воспитания в школе. Свобода человека связана с его ответственностью перед самим со­бой, семьей, обществом. Ответственность есть реализация чувства долга и обязанности. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье с формирования чувства признания и принятия другого как личности.

Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечелове­ческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и жизни человека. Любовь к природе означает переживание чув­ства красоты, гармонии. Любовь к природе означает сохранение и приум­ножение ее богатства. Достижения научно-технического прогресса, интен­сивная эксплуатация ресурсов Земли создают реальную угрозу для сохране­ния природы, сохранения самой нашей планеты. Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное созерцательное отношение к ней, а действенная, активная работа по ее сохранению и улучшению, ра­бота по формированию экологического сознания. Воспитание любви к окру­жающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание оп­ределяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохране­ния — это основа экологического сознания.

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданствен­ности, патриотизма. Любовь к Родине — это активная гражданская пози­ция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует пред­ставлению человека о Родине. Любовь к Родине — это знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий; готовность защищать ее от любых по­сягательств, беззаветно служить ей. Воспитание любви к Родине есть пат­риотическое воспитание, которое включает особую атрибутику (государ­ственные символы — флаг, герб, гимн и др.), духовную стойкость, честь и национальное достоинство человека. Патриотическое воспитание не про­тиворечит интернациональному, космополитическому — оно есть целена­правленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как человека Вселенной, в которой Земля, Россия — только микрочастица.

Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоциональ­но-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благода­рения, ценность добра. Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений «ребенок — предмет, предметный мир, мир

вещей» и «ребенок — взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познаватель­ную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе — его самооценка на ос­нове оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления, формирования Я-концепции. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отно­шений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается своспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка.

Роль семьи как источника формирования человека не уменьшается впериод школьного детства человека — она трансформируется в роль со­ветчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соот­ветственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщен­ность отношения человека к семье, его любви к близким.

Все рассмотренные выше позиции раскрывают и детализируют гуманис­тический характер образования в целом.

2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием

Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования

представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных обра­
зовательных стандартов различного уровня и направленности;

• • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных учреждений
и организаций.

Цель системы образования — обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученности. Право на обра­зование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огром­ного интеллектуального потенциала человека.

Право на образование имеет целью удовлетворение потребности чело­века в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потреб­ности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развива­ются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образова­тельных стандартов (ГОС). В числе разрабатываемых законопроектов нахо­дится проект закона «О государственных минимальных социальных стандар­тах», в которые планируется включить и стандарты в области образования: набор общедоступных и бесплатных услуг, предоставляемых образователь-

ными учреждениями; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; нор­матив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях; уровень обя­зательного образования, который должен получить каждый гражданин страны.

Содержание образования определено, как известно, в общеобразова­тельных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах (ст. 9).

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и воз­можностей личности в следующих формах: очной, очно-заочной (вечер­ней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Не­зависимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом. Следует обратить внима­ние на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между обра­зовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в России и отсутствие в образо­вательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразо­вательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом (ст. 7).

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управ­ленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, пользователи, представители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государ­ство и его ведомства, которые:

• формируют образовательную политику;

• регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образователь­ные учреждения;

• определяют Государственные образовательные стандарты;

• проводят экспертизу подведомственных им учреждений.
Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об

образовании» (ст. 11) могут являться:

• органы государственной власти и регионального (местного) само­управления;

• отечественные и иностранные организации всех форм собственно­сти, их объединения (фонды, союзы, ассоциации);

• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами

и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправле­ния права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реали­зующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения за­крытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опас­ным) поведением могут быть только федеральные органы исполнитель­ной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы го­сударственной масти и органы управления образованием должны:

• формировать и осуществлять федеральную политику в области обра­зования;

• регулировать правовые отношения в области образования;

■ разрабатывать и реализовывать федеральные и международные про­граммы развития образования с учетом социально-экономических, демо­графических и других условий и особенностей;

• формировать федеральные государственные и ведомственные орга­ны управления образованием;

• согласовывать назначение руководителей образовательных учрежде­ний федерального подчинения (если иное не предусмотрено законом и ти­повыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов);

• устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации обра­зовательных учреждений;

• устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

• разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;

• устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государствен­ной аккредитации образовательных учреждений;

• регулировать трудовые отношения и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования нахо­дятся (ст. 29):

• определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;

• законодательство субъектов Российской Федерации;

• определение особенностей порядка создания, реорганизации, лик­видации и финансирования образовательных учреждений;

• осуществление федеральной политики в области образования;

• разработка и реализация республиканских, региональных программ Развития образования;

• формирование государственных органов управления образованием и Руководство ими;

• создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреж­дений;

• установление национально-региональных компонентов Государ­ственных образовательных стандартов;

• формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

• установление местных налогов и сборов на цели образования;

• установление республиканских, региональных нормативов финанси­рования образования;

• организация финансирования местных органов управления образо­ванием и образовательных учреждений;

• организация подготовки, переподготовки, повышения квалифика­ции педагогических работников;

• обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образова­тельных стандартов;

• издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обяза­тельного основного общего образования; ежегодную публикацию средне­статистических показателей о соответствии федеральным и местным требо­ваниям условий осуществления образовательного процесса в образователь­ных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции в области образования органов мест­ного самоуправления относятся:

• планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образова­тельных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

• формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

• обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих терри­ториях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

• регулирование в пределах своей компетенции отношений собствен­ности в системе образования;

• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образова­тельных учреждений;

• создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управле­ния образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определе­ние их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласова­нию с государственными органами управления образованием руководите­лей местных органов управления образованием;

• назначение руководителей муниципальных образовательных учреж­дений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образова­тельных учреждениях соответствующих типов и видов или решением орга­на местного самоуправления;

• строительство зданий и сооружений муниципальных образователь­ных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

• контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов соб­ственности образовательными учреждениями;

• использование государственных и муниципальных образовательных
учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования и др.

Компетенция и ответственность образовательного учреждения (ст. 32) со­стоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного про­цесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Россий­ской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении со­ответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

• материально-техническое обеспечение и оснащение образовательно­го процесса;

• привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источни­ков финансовых и материальных средств;

• представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

• подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

• организация и совершенствование методического обеспечения обра­зовательного процесса;

• разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

• разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин;

• разработка и утверждение по согласованию с г. нами местного са­моуправления годовых календарных учебных графиков;

• установление структуры управления деятельностью образовательно­го учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязан­ностей;

• установление ставок заработной платы И должностных окладов ра­ботников образовательного учреждения в пределах собственных финансо­вых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и мест­ными нормативами;

• установление надбавок и доплат к должностным окладам работни­ков образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

• разработка и принятие Устава образовательного учреждения;

• разработка и принятие правил внутреннего распорядка образова­тельного учреждения;

• самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспи­танников;

• самостоятельное осуществление образовательного процесса;

• осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;

• контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материально­го обеспечения;

• обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа ус­ловий содержания воспитанников не ниже нормативных;

• создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обу­чающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

• координация в образовательном учреждении деятельности обще­ственных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом, и др.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соот­ветствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество обра­зования своих выпускников;

• жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников обра­зовательного учреждения во время образовательного процесса;

• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работни­ков образовательного учреждения;

• иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании» и Ус­тава соответствующего образовательного учреждения. Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответ­ствующего образовательного учреждения.

Представим основные функциональные обязанности некоторых руко­водителей образовательных учреждений.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следую­щие функциональные обязанности:

• руководит образовательным учреждением совместно с советом шко­лы в соответствии с Уставом школы, законодательством Российской Феде­рации, нормативно-правовыми актами;

• обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование образовательной деятельности, государственную аттестацию и аккредита­цию школы;

• создает атмосферу единого понимания и совместного формулирова­ния целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного уч­реждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внут-ришкольную педагогическую культуру, ответственность за общую работу и ее результаты. Регулирует отношения в коллективе, поддерживает благо­приятный морально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников;

• несет ответственность перед государством и обществом за соблюде­ние требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспи­тательный процесс, осуществляет внутришкольный к

Наши рекомендации