Личность педагога-дефектолога

Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответствен­ностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способно­сти действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и т.д. (см. классификацию Е. А. Климова, 2003) и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним.

Педагог-дефектолог — это почти всегда человек с особым скла­дом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Ему свойственна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности.

Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога явля­ется результатом осмысления и личностной оценки им процес­сов, происходящих в социальном и духовном мире и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребно­стями в жизни общества.





Оптимизм профессионала проявляется в его социально актив­ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ре­бенку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нор­мальному большинству общества — среде, в которую должны вклю­чаться его воспитанники, и к себе самому как деятельной лично­сти, от которой решающим образом зависит успешность положи­тельных перемен в жизни тех, кому он себя посвятил. Неотъемле­мыми и профессионально значимыми качествами педагога-дефек-толога являются выдержка, терпение, терпимость. Результаты его профессиональной деятельности зачастую весьма и весьма отсро­чены во времени, и только уверенность в благоприятном исходе своей работы дает ему силы и вдохновение трудиться дальше, довольствуясь сиюминутными достижениями. Терпение дефектоло-гу нужно во всем: и в том, чтобы спокойно и доброжелательно выслушивать устные высказывания глухих детей или детей с теми или иными нарушениями речи, интеллекта и добиваться от них внятного произношения; и в том, чтобы достичь расширения двига­тельных возможностей ребенка с ДЦП; и в том, чтобы завоевать доверие семьи, имеющей младенца с нарушением в развитии, и научить ее членов быть для малыша главными воспитателями.

Профессиональный опыт обеспечивает педагогу-дефектологу возможность квалифицированной деятельности в разных коллек­тивах, среди различных социальных групп — учащихся, воспи­танников и их родителей, студентов, коллег, молодежи, конфес­сиональных и общественных (в том числе родительских) органи­заций, обществ, объединений и др.

Сферами его деловой профессиональной компетенции явля­ются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и кон­сультирование, образовательная и социально-педагогическая дея­тельность, участие в психологической и психотерапевтической по­мощи, специальное педагогическое просвещение, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем спе­циальном педагогическом учебном заведении, научно-исследова­тельская деятельность в области специальной педагогики.

Дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Область его профессиональных интересов такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участ­ником социальных акций милосердия, благотворительности, за­щиты прав людей с ограниченными возможностями жизнедея­тельности.

Учится специальный педагог всю жизнь. Он развивает и совер­шенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, с единомышленниками, с родителями детей, имею­щих нарушения развития.

Трудовая деятельность в специальной педагогике относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредности-

ми, оказывающими отрицательное влияние на здоровье работаю­щего в этой сфере. Существуют противопоказания к данному виду занятости для тех, у кого имеются какие-либо отклонения в здо­ровье, а также для тех, у кого выявляется несоответствие соб­ственной личностной психограммы профессиональной психограм­ме дефектолога. Сам его труд, вся форма его жизнедеятельности предъявляют повышенные требования и к общему состоянию здо­ровья, и к состоянию органов зрения, слуха, нервной, сердечно­сосудистой и иммунной систем.

Педагогу-дефектологу требуются физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устой­чивое психическое здоровье; при наличии нарушений слуха (сре­ди профессиональных сурдопедагогов немало людей с недостат­ками слуха) должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (в отношении развития речи, мышления, об­щения). Специалистам, и безусловно логопедам, необходимо об­ладать хорошей речью и правильным, хорошо воспринимаемым произношением.

Важнейшие черты профессионального характера педагога-де-фектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эм-патия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

Немного найдется профессий, результаты деятельности в ко­торых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и для его семьи, когда человек обретает возможность жить нормальной достойной жизнью — играть и учиться, общаться с родителями, дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться стать взрослым челове­ком, нужным своей Родине, — это подлинное чудо, и создано оно трудом и умом, руками и повседневными усилиями педагога-дефектолога.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-де-фектологов? Для работы с какими детьми сначала готовили педагогов-дефектологов? Почему?

2. Назовите педагогические специальности, по которым сегодня можно получить работу в системе специального образования.

3. Каково содержание профессионального образования педагога-де-фектолога?

4. Какими личностными профессионально значимыми качествами
должен обладать педагог-дефектолог?

5. Ознакомьтесь с содержанием образования, представленным в Го­сударственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по вашей специальности. Постройте логические схемы в направлении от формирующих дисциплин к формируемым. Сравните полученные схемы с учебным планом, по которому вы учитесь.

6. Перечислите те личностные и профессиональные качества педаго-га-дефектолога, которые представляются особенно значимыми именно для вас. Объясните, почему.

7. Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек-тологом? Находите вы у себя какое-либо из указанных противопоказа­ний?

Литература для самостоятельной работы

Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педа­гога специальной школы в профессиональной деятельности. — Новоси­бирск, 1999.

Государственные образовательные стандарты высшего профессиональ­ного образования. Специальности: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагоги­ка», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология».

Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. — М., 2004.

Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического об­разования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспекти­вы профессиональной подготовки. — М., 1992.

Основы управления специальным образованием: учеб. пособие / под ред. Д. С. Шилова. — М, 2001.

Профессиональная культура учителя / под ред. В. А. Сластенина. — М., 1993.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1983.

Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественной теории личности. — Ростов н/Д, 1995.

Аби I. A6ci|> Абсцч

Авк.и Авт<>|,( Авто ви i Агрг. ■ Адам.

Адат Адат 2.1(1 Aki in j

Акси I

- и

Анит

Анап Аном Аном I ' Ан i |и Ан1|н

ук;| i

neji.i

Личность педагога-дефектолога - student2.ru Личность педагога-дефектолога - student2.ru ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Развитие-представлений о человеке с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности в истории философской мысли.

2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гумани­стических тенденций в специальной педагогике и образовании.

3. Философские и социокультурные основы процесса образователь­ной и социальной интеграции.

4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического знания.

5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.

6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

7. Международные правовые основы, подтверждающие права и сво­боды человека с ограниченными возможностями.

8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.

9. Значение специальной психологии для развития специальной педа­гогики и специального образования, а также для дальнейшего развития психологии.

10. Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.

11. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (возможно на материале своего региона).

12. Содержание специального образования: общее и особенное в срав­нении с массовой системой образования.

13. Школьный учебник в системе специального образования: назначе­ние, общее и особенное в сравнении с массовой системой образования.

14. Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

15. Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возмож­ностями.

16. Формирование средствами воспитания интеграционной готовно­сти в школьной и социальной среде.

17. Интеграция (включенное образование) как новая организацион­ная форма образования для детей с ограниченными возможностями.

18. Формы организации и содержание оздоровительной работы в си­стеме специального образования.

19. Адаптивная физическая культура в специальном образовании.

20. Формы организации и содержание досуга для детей с ограничен­ными возможностями.

21. Современные специальные средства обеспечения образовательно­го процесса.

22. Информационные технологии в специальном образовании.

23. Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями.

24. Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людь­ми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.

25. Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

26. Профессионально значимые личностные качества педагога-дефек­толога.

27. Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии челове­ка с особыми образовательными потребностями.

28. Гуманистические образовательные системы и специальная педа­гогика.

29. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства, политики (по выбору).

30. Люди с ограниченными возможностями в качестве героев совре­менного кинематографа.

31. Человек с ограниченными возможностями в художественной ли­тературе — отечественной и зарубежной.

32. Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования.

33. «Социальное выпадение» человека с ограниченными возможно­стями и основные проблемы, порождаемые этим явлением. Роль специ­ального образования в преодолении или сглаживании этих проблем.



Личность педагога-дефектолога - student2.ru Личность педагога-дефектолога - student2.ru ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................................. 3

РАЗДЕЛ I

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики...................................... 6

1.1. Специальная педагогика и общая педагогика........................................... 6

1.2. О понятийном аппарате специальной педагогики................................... 13

1.3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.... 31

1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования 34

1.4.1. Классификации нарушений развития.............................................. 34

1.4.2. Статистика специального образования.......................................... 36

1.5. Предметные области современной специальной педагогики............... 40

Глава 2. Философия и специальная педагогика........................................ 44

2.1. Философские основания специальной педагогики.................................. 44

2.2. Этические основы специальной педагогики ............................................ 59

Глава 3. Социологические и социокультурные основы специальной

педагогики................................................................................................... 68

3.1. Социологические основы специальной педагогики .............................. 68

3.2. Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный феномен 76

3.3. «Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности — социальная

и образовательная интеграция..................................................................... 88

Глава 4. Правовые основы специального образования........................................... 93

4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека 93

4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека..................... 95

4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России

по защите прав инвалидов........................................................................... 107

Глава 5. Медико-биологические основы специальной педагогики. 121

5.1. Общепатологические аспекты..................................................................... 121

5.2. Клинические аспекты.......... '.......................................................................... 132

5.2.1. Профилактика....................................................................................... 132

5.2.2. Диагностика........................................................................................... 134

5.2.3. Клинические аспекты абилитации и реабилитации.................. 138

Глава 6. Психологические основы специальной педагогики............................... 143

6.1. Предмет и задачи специальной психологии........................................... 143

6.2. Проблема компенсации в психологии....................................................... 144

6.3. Общие и специфические закономерности психического развития .... 157

6.4. Диагностика в специальной психологии ................................................ 167

Глава 7. Психолингвистические основы специальной педагогики.................... 174

7.1. Развитие речи в онтогенезе........................................................................... 174

7.2. Функции речи................................................................................................... 181

Глава 8. Экономические проблемы специального образования.......................... 189

8.1. Краткая история благотворительности................................................... 189

8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования 191

8.3. Проблемы экономического обеспечения специального образования 193

Глава 9. Методология и методы научного познания в специальной

педагогике................................................................................................. 197

9.1. Методология научного познания в специальной педагогике ........... 197

9.1.1. Становление методологии научного познания

в гуманитарных науках..................................................................... 197

9.1.2. Современные методологические основания специальной
педагогики — общефилософские, общенаучные

и частнонаучные................................................................................. 201

9.2. Методы научных исследований в специальной педагогике.............. 216

РАЗДЕЛ II

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Глава 10. Особые образовательные потребности и содержание

специального образования.................................................................... 225

10.1. Обучение, развитие, саморазвитие.......................................................... 225

10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия 228

Глава 11. Принципы специального образования.................................................. 233

Глава 12. Формы организации специального образования.................................. 243

12.1. Организация специального образования в структуре

специальных (коррекционных) образовательных учреждений ... 243



12.2. Развитие организационных форм специального образования —

интеграция и дифференциация.................................................................. 246

Глава 13. Воспитание в системе специального образования.............. 257

13.1. Воспитание как составная часть специального образования.......... 257

13.2. Содержание воспитания............................................................................. 262

13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей

с ограниченными возможностями............................................................ 269

13.4. Методы воспитания...................................................................................... 277

13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов............ 281

Глава 14. Обучение в системе специального образования................... 286

14.1. Дидактические принципы специального обучения .......................... ,286

14.2. Обучение и учение в специальном образовании................................. 292

14.3. Технологии и методы специального обучения..................................... 295

14.4. Средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования 301

Глава 15. Педагог системы специального образования:

профессиональная деятельность и личность....................................... 317

15.1. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов 317

15.2. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога.................. 321

15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов.................. 324

15.4. Личность педагога-дефектолога............................................................... 329

Предметный указатель.......................................................................................... 333

Примерные темы рефератов и курсовых работ............................................. 344

Наши рекомендации