Классификации нарушений развития

Множественность вариаций нарушений у человека и их зави­симость от целого ряда факторов затрудняют создание их универ­сальной классификации. Дефект, нарушение, недостаток разви­тия могут возникнуть внезапно после несчастного случая, болез­ни, а могут развиваться и усиливаться на протяжении длительно­го времени, например в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды или как последствие продолжитель­ного хронического заболевания. Ограничение может быть устра­нено (полностью или частично) медицинскими, психологичес­кими и/или педагогическими средствами, а также принятием со­ответствующих мер социального характера, его проявления могут уменьшиться, или оно не рассматривается как недостаток в опре­деленных социальных условиях.

В соответствии с многообразной спецификой предмета, при разных профессиональных подходах к данному вопросу и различ­ных основаниях для систематики существуют и разные классифи­кации. Наиболее распространенными основаниями, по общему признанию, являются следующие:

- причины нарушений;

- виды нарушений с последующей конкретизацией их харак­тера;

- последствия, вызываемые нарушением (или нарушениями), для дальнейшей жизни человека (предложение английских спе­циалистов; Варнок М., 1979).

Последняя педагогическая классификация основывается на учете характера особых образовательных потребностей людей (де­тей) с ограниченными возможностями и степени таких ограни­чений.

В современной педагогике в соответствии с исторически сло­жившейся системой образовательных учреждений для детей с осо­быми образовательными потребностями, а также с предметными областями специальной педагогики в основу классификации по традиции положены характер нарушения (недостатка) и степень его выраженности. Согласно действующей классификации разли­чают следующие категории людей (детей) с ограниченными воз­можностями:

- глухие;

- слабослышащие;

- позднооглохшие;

- незрячие;

- слабовидящие;

- люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппа­рата;

- люди с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- люди с нарушением интеллекта;

- дети со стойкими образовательными затруднениями;

- люди с тяжелыми нарушениями речи;

- люди со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, сложившаяся па основе группировки перечисленных нарушений в соответствии I их локализацией в той или иной системе организма. В соответ­ствии с ней выделяются:

- телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

- сенсорные нарушения (слух, зрение);

- нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, на­рушения движений, психические и речевые нарушения).

Эта классификация важна для педагогики лишь как обобщен­ная организация всей совокупности нарушений развития. Для ме­дицинской сферы она более значима, ибо имеет сопутствующие гонко дифференцированные дополнения.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права важ­ную роль приобретает классификация, обусловленная причинами возникновения нарушения (недостатка). Это связано с особенно­стями предоставления материальной и иной социальной помо­щи, компенсационных выплат и т.п. К причинам возникновения нарушения относятся:

- врожденное нарушение развития;

- несчастный случай, стихийное бедствие;

- производственная травма;

- профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

- дорожно-транспортное происшествие;

- участие в боевых действиях;

- последствия экологических преступлений;

- болезнь;

- прочие причины.

Классификация, указывающая причины нарушений, необхо­дима и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической, со­циальной или комплексной обусловленности, а также сроков и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходи­мые исходные данные для планирования индивидуальной про­граммы специальной педагогической помощи. Так, для ребенка, не слышащего от рождения, индивидуальная коррекционно-об-разовательная программа будет строиться с учетом того обстоя­тельства, что он никогда не слышал звуки окружающего мира, в

Классификации нарушений развития - student2.ru том числе и человеческую речь, при реальном понимании того, что речь у него не разовьется сама по себе, без специального об­учения. Частичная потеря слуха после перенесенного ребенком инфекционного заболевания в дошкольном возрасте предполага­ет другое построение коррекционно-образовательной программы, имеющей иные задачи и педагогические технологии.

Для социальной сферы и для педагогики значима и классифи­кация, ориентированная на последствия нарушений, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека, обуслов­ливая потребности в специальном образовании, в реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональ­ной), а нередко и в уходе, в обеспечении специальными техни­ческими средствами, необходимыми для включения в социальную жизнь. Такая классификация содержит указания и на то, в каких сферах жизнедеятельности человека могут особенно сильно про­являться эти нарушения, — в семье, в процессе учебы, в обще­ственной жизни, в профессиональной сфере.

Английские специалисты (Варнок М., 1979) разработали ком­плексную классификацию, в которой указаны не только нару­шенные функции организма, но и степень их поражения. Это по­зволяет более тонко дифференцировать различные категории лю­дей с ограниченными возможностями и точнее определять харак­тер и объем особых образовательных и социальных потребностей для каждого конкретного индивидума. Исходя из этой классифи­кации, можно с большой долей вероятности определить социаль­но и образовательно значимые потребности того или иного чело­века с ограниченными возможностями и соответственно направ­ления специальной образовательной деятельности — ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую не­зависимость, подвижность, посильность и безопасность разных видов деятельности и соответственно сферы занятости, возмож­ности социальной интеграции и социально-экономической неза­висимости.

Своими частными, педагогически обоснованными классифи­кациями, применительно к различным категориям людей с огра­ниченными возможностями, например с нарушениями слуха и зрения, с нарушенным интеллектом, с недостатками речи и дру­гими, обладает каждая предметная область специальной педаго­гики.

1.4.2. Статистика специального образования

Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизован­ных стран также располагает своими статистическими сведения-

ми, полученными в результате анализа, проведенного в соответ­ствии с принятой в той или иной стране терминологией и клас-i пфикационными признаками ограничения возможностей здо­ровья и жизнедеятельности.

Однако абсолютно точные и исчерпывающие мировые стати­стические данные отсутствуют, так как многие страны ориенти­руются на различные критерии выделения людей с ограниченны­ми возможностями. Особенно сложен подобный учет в развиваю­щихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные (например, европей­ским критериям) сведения о количестве людей с ограниченными возможностями различных категорий.

Особенности статистических анализов зависят от уровня циви-низованности страны, от характерного для нее качества медицин­ской, социальной и педагогической помощи. Отмечено, что в стра­нах с низким уровнем развития на первом месте в статистических материалах оказываются грубые органические нарушения, нару­шения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уров­ня поднята высоко, одно из первых мест занимают сведения о специфических образовательных затруднениях (например, в Фин­ляндии, Швеции, США, Германии и др.) — нарушениях речи, учебных затруднениях при чтении, письме, в математике. В раз­вивающихся странах дети таких категорий практически не выде­ляются, так как преобладающая неграмотность детского населе­ния не позволяет оценивать такие проблемы.

Тем не менее в настоящее время статистика располагает доста­точно устойчивым процентным соотношением между различны­ми категориями отклонений в развитии в пределах основных воз­растных групп. Так, по степени распространенности в детской возрастной группе первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %); второе — с нару­шением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20 %); остальные расстройства в совокупности со­ставляют менее 20 %.

Для оценки распространенности самих недостатков физиче­ской или психической сферы человека также имеются относитель­но стабильные показатели, что позволяет опираться на статисти­ческие данные при определении направлений в социальной по­литике государства, в организации систем образования, здраво­охранения, социальной защиты, в финансировании и планиро­вании развития этих социальных сфер. Так, например, в мире (кро­ме Африки) на тысячу человек приходится трое слепых, а около 10 % населения испытывают проблемы со слухом. Среди 100 школь­ников в возрасте от 7 до 15 лет обнаруживаются 4 — 5 человек, имеющих нарушения интеллекта или испытывающих образова-





тельные затруднения. На каждые 800 рождений приходится рож­дение одного ребенка с синдромом Дауна.

В разных возрастных категориях процент тех или иных наруше­ний развития может увеличиваться или уменьшаться (это так на­зываемая обусловленность возрастом, т.е. физиологическими за­кономерностями развития человека в разные возрастные перио­ды). Так, в возрастной группе людей после 50 лет заметно увели­чивается число страдающих нарушением слуха.

В нашей стране также ведется статистический учет людей с ог­раниченными возможностями здоровья. Применительно к сфере образования он основывается на выявлении детей и подростков с потребностями в особых образовательных условиях. По дошколь­ному возрасту относительно полные статистические данные име­ются только по линии здравоохранения, т.е. полученные на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования располагает стати­стическими сведениями только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.

Приведем некоторые статистические показатели Министерства образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время около 2 млн проживающих в стране детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здо­ровья и нуждаются в специальном образовании. Из них статус инвалида имеют около 625 тыс. (возраст 0—17 лет). В это число входят более 419 тыс. дошкольников. Часть этих детей (63,6%) находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Около 448 тыс. детей школьного возраста учатся в 1969 специальных (коррекционных) образовательных учреж­дениях.

В системе школьного специального образования Российской Федерации имеется 1376 школ для детей с нарушением интел­лекта (179 210 учащихся); 90 школ-интернатов для неслышащих детей (9850 учащихся); 87 школ и школ-интернатов для слабо­слышащих детей (10 350 учащихся); 17 школ-интернатов для сле­пых детей (2604 ученика); 90 школ для слабовидящих (10 907 уче­ников); 74 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (8499 учащихся); 132 учебных заведения для детей с ЗПР (19 343 учащихся); 63 учебных заведения для де­тей с тяжелыми нарушениями речи (10 592 ученика).

В 15 % случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тя­желыми формами умственной отсталости, осложненными дру­гими нарушениями развития — зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата и др. Еще недавно дети этой категории ква­лифицировались как необучаемые (в общепринятом смысле школьного образования) и часто оставались вне образовательно­го пространства. В настоящее время доказано, что при системати­ческой и профессионально выполняемой коррекционно-педагоги-

ческой работе эти дети способны к освоению простейших форм социального поведения, общения, культурно-гигиенических на-ныков и навыков самообслуживания, ЧТО, безусловно, также яв-ияется обучением и социальным адаптированием. Тем не менее в большинстве случаев они находятся в закрытых интернатных уч­реждениях — интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, а не необходимую для них коррекционно-педагогическую помощь. Сегодня в нашей стране более 32 тыс. таких детей и под­ростков.

К системе специального образования относятся специальные классы в образовательных учреждениях (школах) общего назна­чения для учащихся с нарушениями развития разных категорий, преимущественно для детей с нарушениями интеллекта. В настоя­щее время число обучающихся в них детей составляет примерно 200 тыс. человек. Около 35 тыс. детей и подростков с ограниченны-м и возможностями учатся на дому или в школах индивидуального (надомного) образования. Школ надомного обучения в РФ в 2004 г. насчитывалось 23, в них учились 2972 человека.

В связи с интеграционными тенденциями в последние годы увеличилось число детей с особыми образовательными потреб­ностями, которые живут в семье и посещают специальное (или массовое) образовательное учреждение как приходящие учащи­еся. Так, обучающиеся в специальных школах-интернатах прихо­дящие дети представлены в статистических данных (Министер­ства образования и науки на 2004 г.) следующим образом: глухие — 2072 человека; слабослышащие и позднооглохшие — 2823 челове­ка; незрячие — 864 человека; слабовидящие и поздноослепшие — 2335 человек; с тяжелыми нарушениями речи — 2248 человек; с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 1392 человека; со стойкими образовательными затруднениями — 3525 человек; с умственной отсталостью — 27 709 человек.

Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста получают специальную педагогическую помощь. Некото­рая их часть пока такой возможности не имеет в связи с отсут­ствием специальных профильных образовательных учреждений на территории их проживания (край, область, республика) или из-за их значительной удаленности.

Социально-демографический состав детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности характеризуется преобладанием лиц мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой в статистических данных является возраст от 8 до 13 лет, что связано с поздним сроком выявления отклонения или нарушения в развитии, в основном совпадаю­щим с началом школьного обучения.

В детской популяции существует не поддающаяся учету группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но ха-





рактеризуются ограничениями возможностей здоровья и жизне­деятельности, связанными с хроническими заболеваниями.

Среди взрослого населения России около 8,5 млн человек име­ют официальный статус инвалидности, однако имеется еще не­сколько миллионов людей без такого статуса, хотя по своему пси­хофизическому состоянию они могут на него претендовать. В общей сложности в Российской Федерации около 15 млн человек имеют ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а зна­чит, и трудоспособности.

Наши рекомендации