Раздел I. Психология как наука.
МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Кировский филиал
Кафедра психологии
Психология и педагогика
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
(программа подготовки бакалавров)
Цель и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины «Психология и педагогика» – формирование у студентов современных научных представлений о механизмах и закономерностях психологических и педагогических явлений.
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомление с основными направлениями развития психологической науки;
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения, деятельности;
- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организация профессионального общения и взаимодействия, принятие индивидуальных и совместных решений;
- приобретение опыта учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
1. Знать основные достижения, современные проблемы и тенденции развития психологии и педагогики
2. Уметь применять полученные знания в решении профессиональных задач при работе с персоналом и социальными группами
3. Формировать цели и задачи личностного и профессионального роста.
4. Иметь навыки решения социально-психологических проблем, возникающих в различных социумах (группах, коллективах, семьях и т.п.). Это проблемы психологической совместимости и конфликтов, взаимодействия и коммуникаций, лидерства и конформности; в изучении глубоких психофизиологических механизмов различных функциональных состояний, особенно стресса, напряженности, дискомфорта и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Психология как наука.
ТЕМА 1. Предмет психологии.
Психология как наука. Объект и предмет психологии. Место психологии в системе наук. Основные принципы психологии: принцип развития, принцип детерминизма, принцип целостности. История развития психологических знаний: психоанализ, поведенческая психология, когнитивная психология. Возможности и ограничения психологического знания.
ТЕМА 2. Человек как субъект деятельности и познания.
Человек как сочетание биологического, социального и психологического факторов. Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность». Категория деятельности в психологии. Отличие деятельности от поведения. Психологическая структура деятельности. Понятие потребности и мотива. Мотивация трудовой деятельности. Характер. Акцентуация характера.
ТЕМА 3. Возникновение и развитие психики. Сознание человека.
Филогенез психики. Гипотеза о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе А. Н. Леонтьева. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Характеристики сознания: активность, интенциональность, рефлексия. Самосознание. Основные механизмы психологической защиты.
ТЕМА 4. Психология познавательных процессов.
Ощущения: классификация, общие свойства. Восприятие, его виды. Общее представление о внимании. Сосредоточенность и развитие внимания. Законы памяти. Воображение, его функции. Сущность мышления как познавательного процесса. Индивидуальные особенности интеллекта. Мышление и речь.
ТЕМА 5. Эмоции человека.
Общее представление об эмоциях. Роль эмоций в регуляции деятельности. Волевая регуляция человеческого поведения. Чувства и личность. Развитие эмоциональной среды личности.
ТЕМА 6. Психология общения.
Понятие общения. Содержание, цели и средства общения. Роль общения в психическом развитии человека. Вербальные и невербальные средства общения. Коммуникативные способности. Теория транзактного анализа Э. Берна и ее использование для пониман6ия особенностей профессионального взаимодействия. Перцептивные феномены общения (эффект ореола, первое впечатление).
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие № 1 по теме Человек как субъект деятельности и познания.
Семинарское занятие № 3 по теме Психические познавательные процессы.
Семинарское занятие № 8 по теме Образование - многоаспектный педагогический феномен.
Цель: углубление знаний обучаемых о сущности и структуре образования.
Задачи:
1. Уяснение студентами различных подходов к пониманию образования, его роли в жизни современного человека.
2. Формирование у обучаемых навыков анализа основных положений закона «Об образовании в РФ».
При подготовке к занятиям необходимо:
1. Ознакомиться с темой и вопросами семинара.
2. Изучить рекомендованную литературу.
3. Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для обсуждения:
1. Образование: сущность, содержание, основные виды.
2. Образование как единство обучения, воспитания и развития личности.
3. Государственная, общественная и личностная ценность образования.
4. Закон «Об образовании в РФ», его основные положения.
5. Направления реформирования российской системы образования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные подходы ученых к определению понятия «образование»?
2. В чем состоят цели, содержание, структура непрерывного образования?
3. В чем заключается социокультурные функции образования?
4. Какие основные модели образования можно выделить?
5. В чем заключается смысл реформирования российской системы образования?
В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:
1. Современные технологии обучения и их применение на различных уровнях образования.
2. Принципы обучения и учёт их требований.
Семинарское занятие № 9 по теме Образование как педагогическая система и педагогический процесс.
Примерная тематика письменных (контрольных) работ
1. Психология характера.
2. История развития психологических знаний
3. Мотивация трудовой деятельности.
4. Активные методы обучения.
5. Биологический фундамент личности (темперамент).
6. Конформизм как феномен группового давления.
7. Типы семейного воспитания.
8. Психология малой группы.
9. Эмоции и чувства.
10. Психическое развитие человека (периодизация психического развития).
11. «Я-концепция» как социально-психологическое явление.
12. Проблема внимания в психологии.
13. Сознание и бессознательное.
14. Деятельность (психологический анализ деятельности).
15. Социализация личности.
16. Методы активизации мышления.
17. Развитие памяти.
18. Педагогические технологии в учебном процессе.
19. Психология делового общения.
20. Характеристика мышления как процесса принятия решения.
21. Психология внимания
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
Основная литература:
Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»
Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Столяренко А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15451.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Резепов И.Ш. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 105 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1141.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная:
Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 302 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11095.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Крысько В.Г. Психология и педагогика [Текст] : Завтра экзамен / В. Г. Крысько. - СПб : Питер, 2009. - 272с. - (Завтра экзамен).
Островский, Э.В. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие ВУЗ / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. - Гриф МО. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2010. - 384с.
Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»
Пономарева М.А. Общая психология и педагогика [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Пономарева М.А., Сидорова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28153.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Вечорко Г.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28174.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Шарипов Ф.В.— М.: Логос, 2012. 448— c.
Ермаков В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / Ермаков В.А.— М.: Евразийский открытый институт, 2011. 302— c.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. http://www.psi-net.ru
2. http://www.psyche.ru
3. http://www.psycho.ru
4. http://psy-catalog.ru
5. http://www.psy-portal.ru
6. http://www.lib.ru/PSIHO/
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень информационно-справочных систем
ЭБС «IPRbooks»
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса
а) программное обеспечение Комплект лицензионного программного обеспечения с поддержкой форматов DOC, PPT и PDF.
б) специализированные лекционные аудитории, оснащенные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет.
в) аудитории для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью и имеющие выход в сеть Интернет.
г) лаборатория психологических тренингов и занятий по психологическому консультированию.
г) библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет.
Этап: Текущий контроль успеваемости по дисциплине
Результаты контроля знаний на данном этапе оцениваются по следующей шкале с оценками: Аттестация (аттестовано, не аттестовано)
Оценка | Критерий оценивания | ||
знает | умеет | владеет | |
Аттестовано | - объект, предмет и методы психологии и педагогики; - основные категории психологии и педагогики; - сущность и психологическую структуру деятельности; - природу, сущность и структуру психики; - сущность и структуру сознания; - основные функции психики; - основные психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые); - сущность личности и ее психологическую структуру; - психические свойства личности (направленность, характер, темперамент, способности) | - составлять психологическую характеристику личности, давать интерпретацию собственного психического состояния; - управлять своей психикой и поведением; - анализировать социально-психологические процессы в группе и управлять ими; - использовать методы психологии для изучения людей; - составлять психологический портрет группы (коллектива); - оценивать конкретные учебно-воспитательные ситуации, определять и решать педагогические задачи; | Навыками, связанными с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, способностью реализовывать педагогическую деятельность и работать в команде Навыками межличностных коммуникаций, приемами профессионального, в том числе и педагогического общения |
Этап: Промежуточная аттестация по дисциплине в виде экзамена
Результаты контроля знаний на данном этапе оцениваются по следующей шкале отлично/хорошо/удовлетворительно/неудовлетворительно
Оценка | Критерий оценивания | ||
знает | умеет | владеет | |
Отлично | сущность и структуру психологии группы, динамические процессы в межличностных отношениях, механизм межгрупповых взаимодействий; - основные психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые); - сущность личности и ее психологическую структуру; - психические свойства личности (направленность, характер, темперамент, способности); сущность и структуру общения, приемы аттракции | анализировать социально-психологические процессы в группе и управлять ими - составлять психологическую характеристику личности, давать интерпретацию собственного психического состояния; - управлять своей психикой и поведением; - использовать методы психологии для изучения людей; - составлять психологический портрет группы (коллектива) | -навыками, связанными с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, способностью реализовывать педагогическую деятельность и работать в команде навыками межличностных коммуникаций, приемами профессионального, в том числе и педагогического общения - профессиональным мастерством и широким кругозором -навыками критической рефлексии и самооценки |
хорошо | Проявляет знания, указанные в требованиях на оценку «отлично», но при этом допускает отдельные некритичные ошибки, не искажающие сути рассматриваемого вопроса. Не в полной мере владеет теоретическим материалом, но в целом понимает общий смысл вопроса | Проявляет умения, указанные в требованиях на оценку «отлично», но при этом допускает отдельные некритичные ошибки, не искажающие сути рассматриваемого вопроса. Не в полной мере способен проявить отдельные практические требования, но в целом обладает ими. | На среднем уровне владеет навыками, указанными в требованиях на оценку «отлично». Уровень владения навыками не полностью развит, что может привести к возникновению отдельных некритичных ошибок. Отдельные практические навыки сформированы не в полной мере, но в целом готов к их применению. |
удовлетворительно | Проявляет знания, указанные в требованиях на оценку «отлично», но при этом допускает значительное количество некритических ошибок, не искажающих сути рассматриваемого вопроса. Не в полной мере владеет теоретическим материалом, но в целом понимает общий смысл вопроса | Проявляет умения, указанные в требованиях на оценку «отлично», но при этом допускает значительное количество некритичных ошибок, не искажающих сути рассматриваемого вопроса. Не в полной мере способен проявить отдельные практические требования, но в целом обладает ими. | На низком уровне владеет навыками, указанными в требованиях на оценку «отлично». Уровень владения навыками не находится в начальной степени формирования, что может привести к возникновению значительного количества некритичных ошибок. Значительная часть практических навыков сформирована не в полной мере, но в целом готов к их применению. |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Примерная тематика письменных (контрольных) работ
1. Психология характера.
2. История развития психологических знаний
3. Мотивация трудовой деятельности.
4. Активные методы обучения.
5. Биологический фундамент личности (темперамент).
6. Конформизм как феномен группового давления.
7. Типы семейного воспитания.
8. Психология малой группы.
9. Эмоции и чувства.
10. Психическое развитие человека (периодизация психического развития).
11. «Я-концепция» как социально-психологическое явление.
12. Проблема внимания в психологии.
13. Сознание и бессознательное.
14. Деятельность (психологический анализ деятельности).
15. Социализация личности.
16. Методы активизации мышления.
17. Развитие памяти.
18. Педагогические технологии в учебном процессе.
19. Психология делового общения.
20. Характеристика мышления как процесса принятия решения.
21. Психология внимания
Тестовые задания для текущего контроля по разделам:
Что такое «дидактика»?
а) «искусство обучать людей»;
б) практика воспитания и обучения людей;
в) методика обучения людей;
г) наука о воспитании людей;
д) наука о ценностях;
е) наука об образовании и технологиях обучения.
26. Обучение это:
а) Взаимосвязанная деятельность педагога и обучаемых. | б) Теория и практика подготовки людей к жизни и деятельности.. | в) Теория и методика оценки знаний человека. |
27. К формам и методам активного обучения педагоги относят:
а) - упражнения, -лекции, - практические занятия; -семинары; -доклады. | б) - дискуссии; - метод «круглого стола», - метод «мозговой атаки», - метод анализа конкретных ситуаций. | в) - метод «мозговой атаки», - метод анализа конкретных ситуаций; - конференции, - стажировка, - деловая игра. | г) - дискуссии, -лекции, - практические занятия; -семинары; -доклады. |
28. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:
а) метод обучения;
б) содержание образования;
в) форма обучения;
г) принцип обучения.
29. Впервые обучение разделил на учение и преподавание:
а) Й. Песталоцци;
б) А. Дистервег;
в) И.Ф. Гербарт;
г) ф. Фребель.
30. Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:
а) общепедагогический аспект;
б) дидактический аспект;
в) методический аспект;
г) психологический аспект.
31. Проблемы взаимосвязи обучения и развития относятся к исследованиям:
а) фундаментальным;
б) прикладным;
в) количественным;
г) функциональным.
32. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:
а) А. Дистервег;
б) И.Ф. Гербарт;
в) Ж.Ж. Руссо;
г) Я.А. Коменский.
33. Автором знаменитого высказывания «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» является:
а) Б. Паскаль;
б) М.В. Ломоносов;
в) Ж.Ж. Руссо;
г) Я.А. Коменский.
34. Система обучения И. Гербарта базируется на теоретических достижениях:
а) этики;
б) эстетики;
в) психологии;
г) этики и психологии.
35. Авторами теории содержательного обобщения являются:
а) В.В. Краевский, М.Н. Скаткин;
б) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
в) М.М. Поташник, B.C. Лазарев;
г) Л.В. Занков, М.В. Зверева.
36. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:
а) М.И. Махмутов;
б) Л.В. Занков;
в) М.М. Поташник;
г) Ю.К. Бабанский.
37. Автором теории обучения младших школьников на повышенном уровне трудности является:
а) Л.В. Занков;
б) В.В.Давыдов;
в) П.Я. Гальперин;
г) Г.И. Щукина.
38. Проблемы интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем изучаются в:
а) дидактическом подходе;
б) кибернетическом подходе;
в) психофизиологическом подходе;
г) системном подходе.
39. Разработка и применение методов активного обучения (деловых игр, анализа конкретных ситуаций, разыгрывания ролей и т.п.) соответствуют……………подходу к интенсификации обучения:
а) дидактическому;
б) кибернетическому;
в) психофизиологическому;
г) системному.
40. Программированное обучение соответствует подходу к интенси-фикации обучения:
а) дидактическому;
б) кибернетическому;
в) психофизиологическому;
г) системному.
41. Проблемы контроля за результатами обучения изучали:
а) Ю.К. Бабанский;
б) В.М. Полонский, СИ. Руновский;
в) З.А. Решетова;
г) Т.В. Габай.
42. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:
а) К.Д. Ушинский;
б) НА Корф;
в) В.П. Вахтеров;
г) П.Ф. Каптерев.
43. Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляют суть:
а) личностного подхода;
б) системного подхода;
в) культурологического подхода;
г) антропологического подхода.
44 ……компонент процесса обучения (по П.И. Подласому) определяет его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя:
а) дидактический;
б) гносеологический;
в) психологический;
г) кибернетический.
45. функциональный компонент педагогической системы (по Н.В. Кузьминой) включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения:
а) гностический;
б) проектировочный;
в) конструктивный;
г) коммуникативный.
46. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразности и культуросообразности - сформулировал и раскрыл:
а) И.Г. Песталоцци;
б) А. Дистервег;
в) И.Ф. Гербарт;
г) Ф. Фребель.
47. С точки зрения психологии одним из первых педагогические принципы обосновал:
а) П.Ф. Каптерев;
б) К.Д. Ушинский;
в) И. Гербарт;
г) И.Г. Песталоцци.
48. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:
а) систематичности;
б) наглядности;
в) прочности;
г) научности.
Раздел 3. Образование как система и процесс.
1. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:
а) систематичности;
б) доступности;
в) наглядности;
г) научности.
2. При выборе структуры изложения содержания особенно важно придерживаться последовательности, историзма, систематичности, доступности:
а) линейной;
б) концентрической;
в) спиральной;
г) смешанной.
3. Для изучения педагогических и психологических наук наиболее приемлем способ структурирования содержания образования:
а) линейный;
б) концентрический;
в) спиральный;
г) смешанный.
4. Проблемы методов обучения относятся к .исследованиям:
а) фундаментальным;
б) прикладным;
в) количественным;
г) функциональным.
5. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:
а) форма организации обучения;
б) метод обучения;
в) технические средства обучения;
г) все ответы неверны.
6. Замена устного слова письменным является сущностной характеристикой этапа «революции» в области методов обучения (по К. Керр):
а) первого;
б) второго;
в) третьего;
г) четвертого.
7. Выделены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения, эвристический в соответствии:
а) со спецификой усвоения различных видов содержания;
б) с функциями;
в) с источниками познания;
г) со структурой личности.
8. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали:
а) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов;
б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер;
в) М,А. Данилов, Б.П. Есипов;
г) Ю.К. Бабанский.
9. Исследования по проблеме методов обучения проводились:
а) И.Ф.Харламовым;
б) В.И. Загвязинским;
в) Н.Ф. Талызиной;
г) А.Н. Алексюком, Ю.К. Бабанским и др.
10. Бинарная классификация методов обучения разработана:
а) Ю.К. Бабанским;
б) М.И. Махмутовым;
в) Б.П. Есиповым;
г) В.И. Загвязинским.
11. Различные организационные формы процесса обучения изучали:
а) М.И. Махмутов;
б) X. Лийметс, В.К. Дьяченко и др.;
в) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
г) М.И. Махмутов, И.Я. Лернер.
12. Зависимость методов обучения от способа усвоения различных видов содержания образования относится к группе....................... ………..закономерностей:
а) структурных;
б) эволюционных;
в) функциональных;
г) системных.
13. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:
а) лекция;
б) дискуссия;
в) иллюстрация;
г) лабораторный.
14. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как:
а) познавательная игра;
б) демонстрация;
в) упражнение;
г) ситуационный.
15. Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует такой метод обучения, как:
а) лекция;
б) демонстрация;
в) обучающий контроль;
г) практический.
16. Форма организации взаимного обучения в зарубежной педагогике наиболее известна как:
а) белл-ланкастерская система;
б) мангейская система;
в) бригадное обучение;
г) американский «план Трампа».
17. Разделение детей на сильных, средних и слабых, в зависимости от их способностей и успеваемости, составляет суть следующей системы обучения:
а) батавской;
б) мангейской;
в) индивидуализированной;
г) проектной.
18. «Проектная система обучения», или метод проектов (Уильям Килпатрик), разрабатывалась на основе теории:
а) материального образования;
б) дидактического прагматизма;
в) дидактического формализма;
г) структурализма.
19. В отечественной педагогике в 20-е гг. активно предпринимались попытки внедрения:
а) мангейской системы обучения;
б) дальтон-плана обучения;
в) системы индивидуализированного обучения;
г) батавской системы обучения.
20. Концепцию так называемого обучения «через совершение открытий» разработал:
а) Дж. Дьюи;
б) И.Ф. Гербарт;
в) Дж. Брунер;
г) А. Дистервег.
21. В зарубежной педагогике поддальтон-планом понимается:
а) система взаимного обучения;
б) бригадное обучение;
в) система индивидуализированного обучения;
г) «план Трампа».
22. Модели обучения как управления процессом накопления и переработки чувственного опыта основываются на...................... …..теориях научения:
а) ассоциативных;
б) условно-рефлекторных;
в) знаковых;
г) операциональных.
23. На каких психологических теориях научения построена прагматическая теория учения путем решения проблем:
а) ассоциативных;
б) условно-рефлекторных;
в) знаковых;
г) операциональных.
24. Учение об интериоризации является основой моделей обучения:
а) ассоциативных;
б) условно-рефлекторных;
в) знаковых;
г) операциональных.
25 «Школа памяти» часто характеризуется как обучение:
а) традиционное;
б) проблемное;
в) программированное;
г) инновационное.
26. В наибольшей степени учитываются данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения) и познания, исследования, мышления при
обучении:
а) традиционном;
б) проблемном;
в) программированном;
г) объяснительно-иллюстративном.
27. Для проблемного обучения характерно то, что:
а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;
б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;
г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.
ГЛОССАРИЙ (СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ).
АДАПТАЦИЯ(от лат. adapto – приспособляю) – приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную. А. Адаптация психическая – психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ – процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – система взглядов швейцарского психолога К.Г.Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа Фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое место отводится архетипам.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
АНТРОПОГЕНЕЗ ПСИХИКИ (от греч. anthropos – человек и genesis – рождение происхождение) – процесс исторического возникновения и развития психики человека (homo sapiens).
АССОЦИАНИЗМ– учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при объяснении психических явлений.
АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ (от лат. аssoziato – соединение и reflexus – отраженный) – психолого-педагогическая теория обучения, опирающаяся на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. В соответствии с А.р.т. усвоение знаний, навыков, умений осуществляется как процесс образования в сознании различных ассоциаций. Это образование включает в себя восприятие, осмысление, запоминание и применение полученных знаний на практике. Центральным звеном этого процесса выступает осмысление.
АССОЦИАЦИЯ (от лат. assoziato – соединение) – связь между двумя и более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена А. Влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой А. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.
АФФЕКТ (от лат. – affectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления А. могут быть ярость, гнев, ужас и т.д.
БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (от лат. reflexus – отражение) – врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется.
БИХЕВИОРИЗМ(от англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое распространение и в других странах. Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые, в принципе, не наблюдаемы непосредственно.
Вид обучения -обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
ВНИМАНИЕ – психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик В. относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида В.: В. непроизвольное, В. произвольное, В. послепроизвольное.
ВООБРАЖЕНИЕ – психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).
ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный и организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых по формированию и развитию у последних необходимых качеств (патриотизма, трудолюбия, честности, порядочности и др.). В социальном смысле — функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; - в педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.
Воспитательная система - совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру и выступающих постоянно действующими факторами воспитания.
ВОСПРИЯТИЕ– психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (от лат. signum – знак и systema – целое, соединение) – система способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И.П. Павловым.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание Г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.), как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviato – отклонение) – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды Д.п.- алкоголизм, наркомания, самоубийства и др.
Диагностика - точное определение результатов образовательн