Семинар 2. Сотрудничество семьи и школы
Структура занятия
1. Семья и школа как два равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Принципы сотрудничества школы и семьи.
2. Основные компоненты педагогического взаимодействия школы и семьи (образовательный, психологический, посреднический).
3. Сущность педагогической деятельности родителей (конструктивная, организаторская и коммуникационная составляющие).
4. Методы и формы работы с родителями.
5. Основные направления работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
6. Взаимодействие семьи, школы и социума.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
2.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. М.,2003.
3. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2003.
4. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.,2005.
5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. защита семьи и детства: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2003.
6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). М., 2005.
7. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. М.,2006.
8. Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия. / Сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2011.
9. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов/ М., Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
10. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: Владос, 2004.
Электронные ресурсы:
1. Иванов А.В. Социальная педагогика. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. М., 2011. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
Наименование дидактической единицы | Формы самостоятельной работы (ак. час / ЗЕ) | Общая трудоёмкость (ак.час /ЗЕ) | ||||||||
Социальная педагогика | Аналитическая таблица | Презентаци | Схема | Письменная работа | Аналитическая таблица | Схема | Письменная работа | Эссе | Сценарий | |
2 /0,05 | 2/ 0,05 | 2 / 0,05 | 4 /0,11 | 6 /0,17 | 2 /0,05 | 8 /0,22 | 2 /0,05 | 4 /0,11 | 18 / 0,5 | |
Базовая самостоятельная работа – 10 / 0,28 | Дополнительная самостоятельная работа – 8 / 0,22 – на выбор студента |
План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | ||||
1. | Аналитическая таблица | 2/ 0,056 | 6/ 0,17 | 9,12 | Проверка таблицы |
2. | Презентация | 2/ 0,056 | Беседа по представленной презентации | ||
3. | Схема | 4/ 0,12 | 2/ 0,056 | 9,10 | Обсуждение схемы по микрогруппам |
4. | Письменная работа | 2/ 0,06 | 8/ 0,22 | 12-14 | Проверка письменной работы |
5. | Эссе | 2/ 0,056 | 9,10 | Проверка представленного материала | |
6. | Сценарий | 4/0,22 | 14,15 | Обсуждение представленных сценариев по микрогруппам |
Задания базовой части самостоятельной работы (10 часов /0,28 ЗЕ)
Тема | Задание | Час | З/Е |
1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации | На примере концепций социализации сделайте сравнительную характеристику двух основных подходов в исследовании социализации: субъект-объектного и субъект-субъектного. (аналитическая таблица, объём –2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | |
2. Социальная педагогика. Её основные категории. | Разработать презентацию на одну из тем по выбору: 1) Взаимосвязь социальной педагогики с общей педагогикой и социальной работой. 1) Соотношение социализации и воспитания в исторической ретроспективе. 2) Соотношение социализации и обучения в исторической ретроспективе. 3) Социальное воспитание как функция государства. 4) Возможности и перспективы социально-педагогической деятельности в России. 5) Приоритетные ценности социального воспитания (или обучения) в различных обществах. (Презентация в Pover Point, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал). | 0,056 | |
3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития | 1) Составьте схему, отражающую суть семьи как субъекта социализации и воспитания по следующим критериям: функции семьи, типы семей, сущность семейного воспитания, принципы семейного воспитания, стили семейного воспитания. (Схема в свободной форме с учётом обозначенных критериев). | 0,056 | |
2) Проведите анализ социальных рисков социализации детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, используя следующую литературу: 1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. М.,2003. 2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.,2003. 3. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: проблема «трудных» детей: Теория. Практика, эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, асп. пед. высш. учеб. заведений / Наумчик В.Н., М.А. Паздников. Минск: 2005. 4. Олиференко Л.Я. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 5. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учеб. пособие для студентов. М.: Акад. Проект, 2003. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | ||
4. Сотрудничество семьи и школы | Изучите 2 книги на выбор, определите актуальные проблемы семейного воспитания и пути их решения. Список работ: 1. Ю.П. Азаров Семейная педагогика. Изд. дом «Питер», 2011. 2. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. М., 2012. 3. Амонашвили Ш. А. Педагогические притчи. М.: Амрита, 2012. 4. Асвойнова-Травина, Е. А. Детская ревность. Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. 5. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Аккад. проспект, 2006. 6. Васютин, А. М. Самая лучшая книга по воспитанию детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 7. Камаровская Е.В. Помогите, у ребёнка стресс! СПб., 2012. 8. Латта, Н. Пока ваш подросток не свел вас с ума . М. : РИПОЛ-классик, 2012. 9. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок, или как воспитывать родителей. М.: Книжный Клуб 36.6, 2012. 10. Родителям: как быть ребёнком. Хрестоматия. / Сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2011. 11. Сделать счастливыми наших детей. Начальная школа. 6-10 лет. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2012. 12. Сделать счастливыми наших детей. Подростки. 11-16 лет. М. : Клевер-Медиа-Групп, 2012. 13. Сурженко, Л. А. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик. СПб.: Питер, 2012. 14. Фромм Э. Азбука для родителей. М.: Литур, 2004. 15. Э. Ле Шан «Когда Ваш ребёнок сводит вас с ума». Серия «Папочки и деточки». М., 2008. Результаты проделанной работы оформите в виде статьи в молодежную газету или на студенческий блог. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) |
Задания дополнительной самостоятельной работы ( на выбор студента в суммарном объёме 8 часов /0,22 ЗЕ)
Тема | Задание | Час | З/Е |
1. Целостный процесс социализации. Факторы и механизмы социализации | Образование – технологический механизм и ведущий институт социализации личности. Однако за последние 15-20 лет его роль в социализации подрастающего поколения оценивается в СМИ, системах Интернет крайне неоднозначно, а часто и негативно. Каковы, по-вашему, причины такой оценки и насколько она объективна? Опираясь на литературу, предложенную к семинарским занятиям, а также поисковые системы Интернет, ответьте на поставленный вопрос в форме эссе, аргументируйте свою точку зрения. (Эссе, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | ||
Многие исследователи отмечают явно затянувшийся кризис современной семьи как социального института. Выделите объективные и субъективные причины (не менее 5) этого кризиса, а также пути социально-педагогической помощи ей по преодолении кризисных явлений. (Аналитическая таблица, отражающая проблемы, причины и пути решения указанных проблем). | |||
2. Социальная педагогика. Её основные категории. | Составить схему основных категорий социальной педагогики, дать их определения. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь категорий социальной педагогики). | ||
3. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития | 2. Изучить Семейный кодекс РФ, составить аналитическую таблицу по его содержанию (аналитическая таблица, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) | ||
4. Сотрудничество семьи и школы | Познакомиться с социально-педагогической работой в своей школе (побеседовать с классным руководителем, заместителем директора, социальным педагогом; изучить планы и другие документы); сделать аналитический отчет. (Письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | ||
Изучить опыт работы одного из педагогов Вашей школы. Представить в виде схемы используемые им виды и формы сотрудничества с семьями учащихся класса. Сделать общий вывод (Письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | |||
Разработать проект одного занятия с родителями по обучению их педагогическим умениям (цель, содержание, ход занятия). (Сценарий занятия, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). |