Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов (музыкальных ритмов, вокальной и инструментальной музыки, речи, голосов птиц и животных)

Методика различению на слух музыкальных ритмов

В процессе обучения детей в ДОУ их знакомят со следующими музыкальными ритмами:

- глухих – марш, вальс, полька;

- слабослышащих - + полонез и некоторые другие.

Так, на музыкальных занятиях дети знакомятся с названными музыкальными ритмами, учатся их различать на слухо-зрительной основе.

Муз. занятия проводятся при обязательном использовании слуховых аппаратов. На специальных фронтальных занятиях дети учатся различать звучание марша, вальса и польки при прослушивании аудиозаписи. На таких фронтальных занятиях используются различные виды звукоусиливающей аппаратуры, как СЗУА коллективного пользования, так и индивидуальные аппараты.

Прежде чем приступить к различению на слух марша, вальса и польки при прослушивании аудиозаписи педагог должен продемонстрировать детям аудиокассету. После этого детям предъявляется табличка со словом «кассета». Затем сурдопедагог дает детям установку: «Там музыка. Будем слушать вальс», и вновь показывает таблички с названием муз. ритма. Затем включается кассета, детям предлагается под музыку выполнять определенные движения.

Познакомив детей со звучанием муз. ритма, им предлагается различение этих ритмов на слух. Сначала дети различают звучание муз. ритмов при выборе из двух (вальс и марш). При работе со старшими дошкольниками предлагаются ритмы более близкие по звучанию. Когда дети начинают успешно справляться с этим заданием, им предлагают различные ритмы при выборе из 3-х.

Впоследствии, когда дети научатся различать на слух первые произведения в ритме вальса, марша и польки, вводятся новые произведения. Их ритм также должен быть записан на табличке и предъявлен детям.

В течение первого года дети должны научиться различать на слух не менее 2-3-х разных маршей, полек, вальсов. Только в этом случае дети будут определять именно характер произведения, а не узнавать уже знакомое им муз. произведение.

Муз. произведение должно быть выбрано таким образом, чтобы их исполнение было умеренно быстрым, в противном случае дети будут узнавать темп звучаний, а не их ритм. Муз. работник должен помочь дефектологу верно подобрать муз. произведение для проведения данной работы.

В дальнейшем репертуар муз. ритмов расширяется. Это требование является строго обязательным для слабослышащих детей. Кроме того, дети должны научиться не только различать, но и опознавать звуки. Дети должны различать на слух без выбора, без предупреждения до 4-х муз. ритмов.

Методика обучения различению на слух инструментальной и вокальной музыки и речи

На фронтальных занятиях по РСВ и обучению произношению глухие и слабослышащие дошкольники знакомятся со звучанием инструментальной и вокальной музыки. А также с речью, записанной на аудиокассету. Однако вначале, детей знакомят с живым исполнением музыки, пения и речи. Для этого на занятие приглашается кто-либо из сотрудников ДОУ Этот человек должен владеть муз. инструментом. Он играет на муз. инструменте, а педагог спрашивает детей: «Что делает дядя?», и сам отвечает «Играет». Дефектолог подкрепляет свой ответ соответствующей табличкой.

Аналогично проходит работа с пением и речью.

Затем детям предлагается самим определить «Что делает дядя?»

Сначала дети учатся различать живую инструментальную и вокальную музыку и речь при слухо-зрительном восприятии, а затем только на слух.

Данная работа проводится в течение 2-3-х занятий с периодическим ее повторением.

После проделанной работы детям предлагают прослушать звучание речи и музыки (инструментальной и вокальной) в записи.

В момент звучания записи педагог показывает соответствующую табличку. Табличка прикрепляется на доску или в наборное полотно и подкрепляется соответствующей картинкой.

Знакомство детей со звуками окружающего мира

Как глухие, так и слабослышащие дошкольники могут успешно использовать свои остатки слуха, особенно это становится возможным в том случае, если слуховая информация представляет для них интерес.

В процессе коррекционной работы по РСВ большое внимание уделяется знакомству дошкольников со звуками, которые окружают их дома, в группе ДОУ, на улице.

Детей необходимо учить реагировать на разнообразные бытовые шумы (скрип, удары мяча, смех, плач, лай и т.д.). Подобная работа не требует спец. занятий. Эта работа проводится в течение всего дня всеми слышащими взрослыми, которые окружают детей. Задача взрослого состоит в том, чтобы наблюдать за реакцией каждого ребенка.

Как в индивидуальных слуховых аппаратах, так и без них, дети слышат многие звуки. Дети раннего возраста, услышав звук, замирают, но редко пытаются найти источник звука. Исследованиями сурдопедагогов, психологов доказано, что если слуховые реакции ребенка не подкреплять, то эти реакции будут угасать.

В результате ребенок перестает слышать громкие звуки. Этот факт показывает, что работа по РСВ ведется неэффективно. Задача окружающих: показывать ребенку, что звучит, направлять внимание ребенка на звучащие предметы. При формировании этих умений очень важна эмоциональная реакция слышащего взрослого на звуки.

Однако недостаточно просто заострять внимание на тех или иных звучаниях в повседневной жизни. Нужно целенаправленно знакомить детей со звуками. Например, стук в дверь. Делая это каждый день (обучая ребенка реагировать на стук в дверь), рекомендуется прикладывать руку ребенка к двери (вибрация). Затем без прикладывания руки к двери стимулировать ребенка, чтобы он ощутил данный сигнал.

В группе ДОУ рекомендуется иметь альбом, на котором размещаются таблички, соответствующие тому, что ребенок услышал в группе или на улице. Дефектолог обсуждает с ребенком, что он услышал дома и пытается воспроизвести эти звуки.

В ст. дошкольном возрасте целесообразно учить не только адекватно реагировать на звук, но и устанавливать причинно-следственные связи. Подобные упражнения проводятся в течение всего дня, при этом используются и спонтанные и специально организованные ситуации.

Обучение различению на слух музыкальных игрушек

Определение методики обучения узнавания на слух речевых и неречевых сигналов, в том числе музыкальных игрушек, обусловлено возрастом детей. Различение музыкальных игрушек является необходимым компонентом коррекционной работы по РСВ. Поскольку артикуляционное движение тесно связано с крупной моторикой, то важно, чтобы воспринятые ребенком звучания сопровождались движениями и устным проговариванием.

Однако нужно учитывать, что у детей младше 2,5 - 3-х лет очень плохо развиты произвольные движения. Для глухих и слабослышащих дошкольников этого возраста очень трудно связать воспринятое звучание с тем или иным абстрактным движением.

Для детей данного возраста более доступным и действенным способом является опредмечивание звучаний. Это выражается в том, что каждому звучанию соответствует определенная игрушка, например, под звучание барабана может прыгать белочка, но это действие сопровождается слогосочетаниями (па-па-па).

Предлагая детям для различения звучания того или иного муз. инструмента, педагог нацеливает детей на выбор ребенком той или иной игрушки, которая будет соответствовать данному звуку.

Постепенно игрушки могут заменяться на изображение муз. инструментов, которые производят данный звук (барабан), а также макеты.

Таким образом, происходит соотнесение источника звука с его изображением и с реальным предметом. К 3-м годам всех детей необходимо научить отвечать на звучание собственными движениями: ходьба, хлопки, марш, танцы. Все движения сопровождаются проговариванием определенных слогосочетаний (ля-ля-ля; та-та-та).

Если обучение ребенка начинается с 3-х лет и позже, то этому способу действий ребенка учат на индивидуальных занятиях. Когда педагог убеждается, что тот или иной звук доступен слуху детей, определяется расстояние, с которого будет проводиться работа по различению звучания. Эту работу дефектолог проводит на фронтальном занятии по РСВ, а воспитатель во время игр и физических упражнений.

Барабан –предлагается шагать на месте (маршировать) и произносить па-па-па.

Бубен – детям предлагается топать одной ногой и произносить та-та-та.

Гармошка – поднести руку ко рту: у-у-у.

Свисток – дети встают на носки, поднимают руки вверх: и-и-и.

Металлофон – детям предлагается приседать, руки должны быть на поясе: ля-ля-ля.

Шарманка – предлагается петь: а-а-а.

Последовательность работы по РСВ, направленной на различение звучащих игрушек

1. Различение 2-х, позднее 3-х, 4-х, а для слабослышащих 5-6 звучащих игрушек при восприятии на слухо-зрительной основе;

2. Предъявление звучащей игрушки в качестве образца. Педагог показывает детям, какая игрушка будет звучать. Затем педагог играет на муз. игрушке за большим экраном. Дети воспринимают звучание на слух и когда звучание воспринято, ребенок должен выполнить действие;

3. Различение на слух 2-х, а позднее 3-4-х и более звучащих игрушек.

Большой экран, который используется на занятиях, должен быть полукруглым или соответствовать форме буквы «П».

Извлекать звучания из всех игрушек, включая дудку, свисток нужно обязательно за большим экраном. Дети первоначально должны видеть и слышать, какая игрушка звучит слухо-зрительно.

Для того чтобы данная работа проходила результативно, нужно, чтобы время звучания каждой игрушки было примерно равным, чтобы дети ориентировались на характер звучания, а не на его длительность.

Последовательность предъявляемых звучаний также постоянно меняется. Так допускается, чтобы звучание одной игрушки повторялось 2-3 раза. Слабослышащих детей, а также глухих дошкольников, успешно справляющихся с различением на слух звучащих игрушек при выборе из 4-х, следует учить опознаванию их на слух.

Методика работы. Звучащие игрушки находятся за большим экраном. Дети не видят, на какой игрушке играет педагог, им нужно определить, что звучало. Ответы детей выражаются в виде определенных движений, а также в виде называния муз. игрушки.

Задание. Используя представленные выше материалы, составьте и запишите ответ на следующий вопрос: «Развитие у детей слухового восприятия неречевых звучаний».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учёт работы по РСВ.Учёт работы с детьми дошкольного возраста

Работа по РСВ может осуществляться успешно только в том случае, если ведется систематический учет состояния умений и навыков детей. Такой учет обеспечивает необходимую связь между разными периодами обучения.

На основе данных учета планируют работу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. На их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

В процессе работы над устной речью проводят периодический и текущий учет.

Периодический учет позволяет установить состояние умений и навыков, приобретенных за определенный промежуток времени (или имеющихся на начало обучения). Этот учет осуществляется в форме контрольных проверок, проводимых в начале, середине и конце учебного года.

Текущий учет осуществляется повседневно. Его задача: установить характер усвоения материала на данном занятии.

ТЕКУЩИЙ УЧЕТ

В графе «Учет» отмечают особенности усвоения материала каждым ребенком (на индивидуальных занятиях) или группой в целом (на фронтальных занятиях). При этом, когда отмечают усвоение материала группой детей, важно указать, кто из них не справился с задачей, а также зафиксировать те звуки, которые у того или иного ребенка появились впервые.

На индивидуальных занятиях в графе «Учет» отмечаются: при работе по развитию слухового восприятия:

- при выработке условной двигательной реакции на звук - расстояние, на котором ребенок ощущает голос разговорной или повышенной громкости, шепот, звучание игрушек (без аппаратов и с индивидуальными слуховыми аппаратами);

- при обучении различению на слух - насколько успешно ребенок справляется с заданием (различает уверенно, с ошибками, не различает), при каком выборе, на каком расстоянии (если работа проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами или без них), какой материал слышит лучше, какой хуже;

- при обучении опознаванию - какой материал был успешно опознан, а в опознании какого ребенок затрудняется (в дневнике предлагаемые для опознавания слова и фразы следует писать в столбик); «+» означает, что речевая единица узнана, если она не воспринята, то фиксируются замены, например:

мама +

здравствуй - рыба, краски, разный;

также отмечается расстояние, на котором ребенок может успешно опознавать материал (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них);

- при обучении распознаванию незнакомого по звучанию речевого материала учет ведут аналогично тому, как описано для его опознавания на слух.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ УЧЕТ

Контрольные проверки проводятся 3 раза в год: в сентябре, в начале января и в мае. Успешное развитие слухового восприятия невозможно без оценки состояния слуховой функции каждого ребенка. Методика оценки слуховых возможностей зависит от уровня владения речью и от состояния слуха (у говорящих детей).

У неговорящих детей вырабатывают условную двигательную реакцию на звук и определяют, на каком расстоянии они могут ощущать звучание речи и игрушек.

Полученные в ходе целенаправленного обучения максимальные результаты сопоставляют с данными тонального слуха. При их совпадении можно говорить о той или иной степени снижения слуха.

У говорящих детей проверяют их возможность воспринимать на слух речь. При этом глухим детям предлагают различать на слух слова, а слабослышащим - распознавать.

Для проверки слуха глухих детей, овладевших словесной речью в процессе обучения, подбирают три группы хорошо знакомых слов:

1-я группа - три слова с различной слого-ритмическои структурой типа: мяч - папа - бабушка (шар - мама девочка; дом - рыба - собака и т. п.);

2-я группа - два слова с одинаковой слого-ритмическои структурой и одно отличное от первых двух типа: рыба -папа - барабан (кукла - зайка - собака; лопата - машина - кофта и т. п.);

3-я группа - три слова с одинаковой слого-ритмической структурой типа: лопата - собака - тарелка (дом - кот - мяч; дедушка - девочка - яблоко; карандаш - самолет - молоко и т. п.).

К словам подбираются соответствующие картинки. Проверка проводится без звукоусиливающей аппаратуры (на одно и второе ухо).

Ребенку предлагают различать слова первой группы (сначала слухо-зрительно, а затем, прослушав образец звучания, и на слух). Если ребёнок различает эти слова, ему аналогично предъявляют речевой материал второй группы. Если он справляется и с их дифференциацией, то предлагают слова третьей группы. Ребенку, который различает и слова последней группы, для восприятия на слух предъявляют речевой материал всех трех групп, т. е. 9 слов: перед ним выкладывают соответствующие картинки, и он должен показать и назвать ту, которую на ухо произносит педагог. Если и это задание оказывается ему по силам, то можно предположить, что по состоянию слуха он не глухой, а слабослышащий ребенок, и его слух нужно обследовать другой методикой.

Следует отметить, что и глухой ребенок способен к различению на слух знакомых слов при выборе из девяти. Но это может быть результатом или раннего (в первые 1,5 года) начала коррекционной работы, или ее многолетнего (не менее 2,5-3 лет) проведения.

Результаты различения на слух слов сопоставляют с данными тонального слуха. Все глухие дети имеют очень высокие пороги восприятия (средняя потеря слуха на основных речевых частотах 500, 1000 и 2000 Гц более 85 дБ), но разный частотный диапазон: до 250, 500, 1000 Гц и более.

Дети, которые не различают на слух первую группу слов, имеют, как правило, сохранность частотного диапазона не более 250 Гц.

Дети, которые различают слова первой группы, но затрудняются в дифференциации слов второй группы, имеют частотный диапазон слуха, как правило, до 500 Гц.

Дети, которые различают слова первой и второй группы, но затрудняются в дифференциации слов третьей группы, имеют сохранность частотного диапазона, как правило, до 1000 Гц.

Дети, которые различают слова первой, второй и третьей группы, но затрудняются при дифференциации всех девяти слов, имеют частотный диапазон более 1000 Гц.

Дети, способные различать слова всех трех групп, но не узнающие на слух хорошо знакомые слова без опоры на картинки, являются пограничными.

Целесообразно провести аналогичную проверку и с индивидуальными слуховыми аппаратами (если ребенок уже слухопротезирован и подобран режим звукоусиления), с тем чтобы определить возможности детей в восприятии речи с их помощью.

Слух слабослышащих говорящих детей проверяют в ходе распознавания ими знакомых слов. Как правило, используют списки слов Л.В. Неймана. К словам подбирают соответствующие картинки. Проверку проводят без использования звукоусиливающей аппаратуры (на правое и левое ухо).

Педагог в ходе общения с ребенком определяет, на каком расстоянии он реагирует на голос разговорной громкости, например у ушной раковины (у/р), на 0,1 м от уха, на 0,5 м, на 2 м и т. п. Держа перед собой картинки и не показывая их ребенку, педагог с того расстояния, которое он выявил (т. е. у у/р, ОД м, 0,5 м ...), произносит первое слово и просит ребёнка повторить его. Если ребенок слово узнал, он получает соответствующую картинку, а педагог, отойдя немного дальше, предъявляет следующее слово. Если ребёнок слово не узнал на слух, то оно повторяется ближе к его уху. Если и в этом случае оно остается не узнанным, педагог повторяет его для слухо-зрительного восприятия и отдает ребенку соответствующую картинку. Так определяется примерное расстояние, на котором ребёнок слышит речь: у/р, 0,4 м, 1,5 м и т. д.

Если ребенок воспринимает на слух слова на расстоянии 1 м и более, проверяют, узнает ли он их при произнесении шепотом и на каком расстоянии. Обследование начинают у уха ребёнка. При предъявлении первых 2-3 слов определяют возможность восприятия шепота (если ребенок не повторяет слово, произнесенное шепотом, нужно повторить его голосом разговорной громкости), и при положительном результате делают попытку увеличить расстояние.

Полученные результаты соотносят с данными тонального слуха (состояние слуха определяется по результатам лучше слышащего уха). В соответствии с классификацией Л.В. Неймана:

- дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии более 1 м и слышащие шепот хотя бы у ушной раковины, имеют среднюю потерю слуха на основных речевых частотах 500, 1000 и 2000 Гц до 50 дБ (тугоухость I степени);

- дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии 0,5-1 м и не слышащие шепот, имеют среднюю потерю слуха на основных речевых частотах 50- 70 дБ (тугоухость II степени);

- дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии у/р - 0,5 м, имеют среднюю потерю слуха на основных речевых частотах 70-85 дБ (тугоухость III степени).

Часто в ходе обследования ребенок не повторяет слова. В этом случае нужно предложить их для различения на слух, т. е. выложить перед ним соответствующие картинки (6- 10 картинок в зависимости от возраста), которые он должен показывать в ответ на слово, произнесенное педагогом. Результаты, т. е. расстояние, на котором ребёнок узнает слова в этих условиях, будут несколько лучшими, чем при распознавании на слух, что следует учитывать.

Проверку целесообразно проводить на материале сбалансированных списков слов, которым, например, является материал, предложенный Л.В. Нейманом. Но если ребенок не знает большинства слов списка, то нужно составить свой комплект контрольного материала в соответствии с индивидуальным словарем каждого ребенка. Важно включить в тестовый материал как низко-, так и высоко- и среднечастотные слова типа: Вова, волк, вода; чай, чайник, щи, ящик, часы; мама, папа, лопата и т. д.

Подобную проверку следует провести и с индивидуальными слуховыми аппаратами (желательно при восприятии одного списка слов правым ухом, другого - левым, третьего бинаурально, т.е. при прослушивании двумя ушами). Это важно и для выявления слуховых возможностей слабослышащего ребенка, и для получения точки отсчета результативности дальнейшей работы по РСВ.

Наши рекомендации