Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ

В.А. Пет­ровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей сре­ды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, к которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Пер­воочередное условие личностно-ориентированного взаимо­действия взрослых и детей - установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок - «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назида­ние. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это пред­полагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребе­нок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого по­дойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так на­зываемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществ­ления контакта с ребенком. У каждого человека чувство ком­фортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и пла­нировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложе­на возможность формирования активности у детей и проявле­ния активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия - творцами своей личности и своего здорово­го тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, об­тянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчест­ва». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и кол­лективные картины.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с по­мощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут пре­образовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к бере­гу реки и т.д.). Такие действия ребенка позволяют ему не толь­ко преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и на­строения детей является освещение. Оно должно быть разно­образным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реа­лизации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей - взрослой» жизни (мытье посуды, другие быто­вые операции), а также для непосредственной детской дея­тельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей сре­ды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с уче­том разнообразных педагогических задач. Это легкие перего­родки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цвето­вой и звуковой среды. Это вариативное использование предме­тов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональ­ное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузна­ваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсиан­ская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» сло­на, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом ста­бильности-динамичности и более широко раскрывает имен­но динамичность. Он более подробно раскрыт в предыду­щих параграфах.

Жизненное пространство в детском саду должно быть та­ким, чтобы оно давало возможность построения непересе­кающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответст­вии со своими интересами и желаниями заниматься одновре­менно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультур­ные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т.е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т.д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построен­ное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование - ширмы, экраны, витрины; встро­енные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные сто­лы и полки и т.п.

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной ком­фортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им воз­можность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обста­новка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обес­печивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой ме­белью и другими элементами, способствующими отдыху. Же­лательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональ­ное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т.д.).

Проект среды учитывает создание условий для формиро­вания и развития полноценного образа «Я». Этому способст­вует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных эле­ментов в эстетической организации среды. Постижение деть­ми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты зву­ков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трак­товки образа лаконичными графическими средствами. По­этому важно разместить в интерьере не громоздкие «клас­сические» произведения живописи (Айвазовского, Шишки­на, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представле­ние об основах графического языка и о различных культу­рах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

7. Принцип открытости-закрытости. Этот принцип пред­ставлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми де­ти ухаживают.

Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу - обстановка детского сада соответ­ствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индиви­дуальной комфортности и эмоционального благополучия).

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «развивающая среда»

2. Охарактеризуйте структурные компоненты развивающей среды.

3. Выделите характеристики образовательного пространства.

4. Выделите основные параметры развивающей среды.

5. Назовите принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ.

6. Составьте схему развивающей среды ДОУ

Литература

1. Новоселова,С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкол. воспитание. –1998.-№4.-С.79.

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкол. воспитание. - 1995. - №4.

3. Петровский, В.А Построение развивающей среды в ДОУ/ В.А Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. – М.,1997.

4. Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкол. воспитание. - 1997. - №5.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова. - М.,1999.

6. Седова Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды // Проблемы образования: теория и практика. - 1999. - № 1.

ТЕМА 6. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ,

Наши рекомендации