Реабилитационный потенциал дошкольников с нарушенным слухом
- факторы, от которых реализация реабилитационного потенциала детей с нарушением слуха;
- различия между детьми с нарушенным слухом в аспекте их общего и речевого развития.
Задание. Познакомьтесь с текстом, подготовьтесь осветить данный материал в процессе семинарского занятия. Составьте план ответа на этот вопрос.
План ответа:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Говоря о максимальных возможностях развития детей с нарушениями слуха, следует отметить, что, во-первых, потенциальные возможности этой категории детей крайне велики, и они, не становясь слышащими, могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими детьми, а во-вторых, возможности реализации реабилитационного потенциала зависят от многих факторов:
от наличия или отсутствия у неслышащего ребёнка дополнительных отклонений в развитии (нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и т.п.);
от времени, в котором начато целенаправленное медико-психолого-педагогическое воздействие;
от времени наступления поражения слухового анализатора;
от степени и характера снижения слуха;
от условий воспитания и обучения ребёнка;
от степени участия семьи в коррекционной работе;
от использования адекватных условий звукоусиления и т.п.
Дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, при целенаправленной и адекватной коррекционной работе, проводящейся с первого года жизни, уже к 3-5 годам, несмотря на тяжёлую тугоухость и даже глухоту, по уровню общего и речевого развития могут максимально сближаться с нормально развивающимися слышащими детьми. Они владеют развёрнутой фразовой речью, свободно общаются со взрослыми и детьми, рассказывают об увиденном, случившемся, читают стихи, подпевают песенки. Эти дети хорошо понимают обращённую к ним речь, которую воспринимают слухо-зрительно, т.е. видя губы говорящего и слушая его с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Звучание их собственной речи мало отличается от речи слышащих сверстников. Если посторонний человек не видит на ребёнке индивидуальных слуховых аппаратов, которыми тот постоянно пользуется, то он даже не подозревает, что с малышом что-то не так.
Такие дети в дальнейшем, как правило, обучаются вместе со слышащими в детских садах общего типа и в массовых школах. Но на протяжении всего периода обучения они продолжают нуждаться в коррекционной работе, в первую очередь, по совершенствованию устной речи (её восприятия и воспроизведения), а также в определённой помощи в усвоении общеобразовательной программы и в социальной адаптации в среде слышащих.
Столь же высокого уровня реабилитации можно достигнуть в ходе целенаправленной адекватной и своевременно начатой работы с позднооглохшими детьми (т.е. с теми, кто до потери слуха, наступившей в 4 – 5 лет и позже, нормально слышал и говорил). Если удаётся сохранить речь ребёнка и совершенствовать её, а также восстановить устную коммуникацию уже на иной сенсорной основе (зрительно-слуховой, зрительно-тактильной, зрительной), то позднооглохший дошкольник может удержаться в том детском коллективе, в котором он воспитывался до потери слуха, и может быть подготовлен к успешному обучению в условиях массовой школы.
Как уже отмечалось, нарушения слуха могут быть выражены в разной степени: от затруднений в восприятии только шепотной речи до невозможности узнавать на слух хорошо знакомые слова, произнесённые голосом повышенной громкости у ушной раковины. Даже небольшое снижение слуха, не замеченное в раннем возрасте, оказывает отрицательное влияние на развитие ребёнка, и в первую очередь на формирование его речи. Вместе с тем, если в дошкольном возрасте ребёнку с лёгкой или средней тугоухостью, не имеющему дополнительных отклонений в развитии, оказывается эффективная коррекционная помощь, то можно максимально сблизить не только уровень его общего, но и слухо-речевого развития с возрастной нормой. Такие дети воспринимают речь без индивидуального слухового аппарата на расстоянии не менее 0,5 метра, а с аппаратом - не менее, чем на 4 метра, они пользуются в общении развёрнутой фразовой речью, умеют читать и писать печатными буквами, пересказывают прочитанное, владеют элементарными математическими представлениями, предусмотренными для этого возраста в норме, у них формируются и развиваются те виды деятельности, которые соответствуют их возрасту.
Такого же уровня развития в отдельных случаях могут достигать и дошкольники с тяжёлой тугоухостью и даже глухотой, целенаправленная коррекционная работа с которыми начата не позднее, чем в 2 - 3 года. Но это, как правило, происходит при наличии ряда благоприятных факторов: высокие потенциальные возможности самого ребёнка, особые его личностные качества (активность, коммуникабельность, физическая выносливость, работоспособность и т.п.), интенсивное систематическое и адекватное обучение обычно в условиях индивидуальной работы с ребенком или в условиях занятий в малой группе (не более 6-8 человек) с дополнительной помощью (например, часы на занятия речевой ритмикой, на индивидуальную работу с детьми и т.п.), активное участие семьи в воспитании и обучении ребёнка.
В том случае, если в дошкольный период не проводится интенсивная систематическая коррекционная работа, даже дети с незначительным снижением слуха, не говоря уже о детях с тяжёлой тугоухостью и глухотой, резко отстают от слышащих сверстников в психическом и речевом развитии, и оказываются не готовыми к полноценному школьному обучению. Из-за отсутствия или недоразвития речи у детей нарушен социальный контакт с миром, оказываются недостаточно развитыми определённые виды деятельности (в первую очередь, коммуникативная, игровая, конструктивная), обеднены и искажены представления об окружающем мире, часто при первичной сохранности интеллекта снижен познавательный интерес. Становление личности ребёнка значительно задерживается.
Главной причиной несвоевременного оказания ребёнку с нарушенным слухом коррекционной помощи является позднее выявление детей с подозрением на снижение слуха (особенно при относительно небольшом снижении слуха). В России существуют и активно используются в практике медицинские методики, позволяющие выявить степень и характер снижения слуха, начиная с первого месяца жизни. Многие из этих методик основаны на использовании сложного импортного оборудования. Таким оборудованием, как правило, оснащены лишь крупные медицинские центры (установки для регистрации вызванных потенциалов мозга, отоакустической эмиссии и проведения импедансометрии и т.п.). Однако ряд методик не требует сложного аппаратурного оснащения (например, использование отечественных звукореактометров для выявления детей с подозрением на снижение слуха, проведение аудиометрических исследований). Разработаны педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (с первого месяца жизни). Эти методики не требуют специального оборудования (используются звучащие игрушки и живой голос, «гороховые пробы»). Состояние слуха детей первых 1,5 лет жизни можно оценить и на основе безусловных ориентировочных (поведенческих) реакций на звук баночек с горохом, гречкой и манкой.
Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что реализация реабилитационного потенциала неслышащих детей зависит от координации действий всех служб, связанных с оказанием помощи: учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты. Ребёнок с нарушенным слухом - «межведомственный» ребёнок, он одновременно нуждается и в медицинской помощи, и в психолого-педагогической реабилитации, и в социальной защите.