Хар-ка методики формир - я элемен-х математических представлений у детей.
Хар-ка методики формир - я элемен-х математических представлений у детей.
Методика ФЭМП не является самостоятельной наукой, она входит в дошк. педагогику как ее составная часть, но обладает всеми признаками науки: наличие цели; задачи; предмет изучения; свои методы; связана с другими науками (педагогикой – опирается на разработанные дошк. пед-й и дидакт. задачи обучения и умственного воспитания; с частными методиками – разв. речи, теор. и мотод. физ. вос-я; связь с методикой обучения математике в нач-й школе; психологией-псих-е особенности и закономерности восприятия реб-м мн-ва предметов, числа, пространства, времени, анатомии и физиологии). Цель методики –повышение эффективности предматематической подготовки. Предметом методикиявл. закономерности развития ЭМП у дош-в и условия, обеспечивающие эффективность этого процесса. Задачи: 1)изучить закономерности развития у дош-в ЭМП. 2)разработать оптимальное содержание (что дать детям?) ФЭМП. 3)разработать эффективные методы и приемы, средства и способы организации (как дать материал?) пед. процесса. 4)разработать сод-е, формы и методы диагностики компетентности дош-в в области предматематики. 5)разработать содержание, формы и методы осуществления преемственности д/с и школы и взаимодействие д/с и семьи в области предматематической подготовки.
Мет. обучения ориен. в 2х мерн. пространстве (на листе).
Программная задача ориентир-ся на листе бумаги начин. с гр. Мал. (6 позиций: середина, 4 угла, вверху, внизу). В «Пралеске» в гр «Ф» опред. задача: содействовать разв-ю ориентировки в 2х мерном простр. (на листе бумаги); учить ориентир-ся на листе бумаги по 9 точкам (4 угла, 4 стороны – пр, лев, верх, нижн, середина листа). 1.Прежде всего необх. объяснить значение выражений в центре, справа, слева, левый( правый) верхний угол и др. 2.Затемпредложить ряд практических заданийна закрепление этих знаний. Один из эффект. приемов – воспроизвести по памяти композицию орнамента из г.фиг. или создают орнамент под диктовку воспитателя. Самостоят-но создать орнамент из готовых г.ф., а затем рассказать, скол. каких фигур они брали и как их разместили. 3.Детей учат выделять лист, страницу, верхнюю и нижнюю части страницы, проводить линии сверху вниз. На бумаге в клетку дети под диктовку воспит. проводят отрезки, отсчитывая опред-е кол-во клеток в указанном направлении. На листе бумаги можно расположить цифры. Наиболее сложные задания связаны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Н-р, обставить кукле комнату, как на рисунке. «Путешествие в сказку». Процесс ориентирования будет более интересен, если будет использовано худ-е слово. Так постепенно дети учатся ориентир-ся в пространстве, анализировать размещение в нем предметов.
Элементар-е понятия теории множ-ва.
Теория множествизучает св-ва множеств и операции над ими, отвлекаясь от способа задания множеств и природы элементов множеств. Была разработана в 19 в. Георг Контор- основоположник этой теории (до 19 в была теория чисел). Множество –относится к категории неопределяемых понятий. В матем. слово множ-во использ. для обозн. совокупности объектов, рассматриваемых как единое целое. Бытовая хар-ка множ-ва- это много. Все, что нас окружает, представлено множеством. Задать мн-во можно 2 способами: 1. назвать характеристический признак (выделить 1 призн. хар-й для всех мн-в) – понятийный; 2. перечислить элементы из того же мн-ва – перечисление. Элемент –объект любой природы, входящий во мно-во. Мн-во обознач. «А», а элемент – маленькой латинской буквой «а» А= (а,в,с,д). Часть мн-ва наз-ся подмножеством. Виды мн-в:а) конечное –это мн-во, элементы к-го можно пересчитать. б) бесконечное –его невозможно исчерпать, отнимая по 1 элементу; в) единичное – содер-т только 1 элемент; г) пустое – не сод-т ни одного элемента.
Мет. ознак. с понят. год.
Знание о годе, как мере исчисления времени, начинают формировать на основе повторения детьми знаний о порах (временах) года, хар-х признаках каждого сезона. Такая задача стоит в группе «Ф». Уже с гр. «П» мы формируем у детей представления о порах года, их последовательности, хар-х проявлениях в природе и деят-ти детей и взрослых в разные поры года. В гр. «Ф» мы знакомим детей с тем, что каждая пора года продолжается определенный отрезок времени, и времена года повторяются. Знакомство с временами года идет также попарно: зима и лето, весна и осень.- Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Использ. модель года- круг, разделенный на 4 части. Каждая часть разного цвета. Условно сравнивают каждую часть круга с опред. временем года. Знания закр-ся в дид-й игре «Какое время года?» Именно это ритмичное повторение и привело людей к мысли взять общую продолжительность зимы, весны, лета и осени вместе за меру для обозначения больших промежутков времени. Назвали эту меру год. Год содержит много дней, -их столько, сколько листочков в этом (отрывном ) календаре. Внимание обращают на то, что годами измеряются большие промежутки времени (истор-е события, возраст человека). Используя изобр. наглядность и опыт детей, восп-ль поясняет им, что обозначают опред-е слова: мальчик, юноша, мужчина, дедушка; девочка, девушка, женщина, бабушка. Детям поясняют, что для удобства люди разделили год на 12 меньших отрезков, к-е назвали месяцами. А какой сейчас месяц? Что вы можете рассказать об этом месяце? Наблюдения за явлениями в природе и деятельности людей создают нужные ассоциации о каждом месяце (январь – елочка, март – березка, сентябрь - школа). Чтобы закрепить сведения о том, что год делится на 4 сезона, а в каждом из них по 3 месяца, можно прочитать сказку «12 месяцев» С.Я.Маршака. Дети запоминают названия месяцев по порядку и для каждого сезона: зимние, весенние, летние, осенние. Воспитатель поясняет, что по календарю каждый новый год начинается с января – зимой, а заканчивается тоже зимой в декабре. Чтобы дети лучше запомнили декабрь, используются загадки типа: какой месяц заканчивает год, а зиму начинает? (Декабрь).
Вопросы ФЭМП у дош-в в трудах заруб-х педаг. и псих. пр. и нас. времени.
Операции с множествами.
Существ. несколько операций над мн-м. В д/с знакомятся – объединение; пересечение; нахождение разности в подмнож-ве; нахожд-е дополнения к подмнож-ву. Объединением2х и более мн-в наз-ся мн-во, в к-е входят элементы, принадлежащие хотя бы одному из заданных мн-в: АU В= {а,б,с,д}. Для пересеченияобяз. даются пересек. мн-ва. Пересечением 2х и более мн-в наз-ся мн-во, в к-е входят элементы, одновременно принадлеж. заданным общ-м: А∩В= {с}; разностьюмн-в А и В, в к-е входят элементы, принадл. А, но не принадл. В и разностью мн-в В и А, наз. мн-во, элементы принадл. В, но не А. А= {а,в,с}, В={с,d}; А /(знак разности) В={а,в},В/А={d}; дополнением к подмножеству наз-ся мн-во, в к-е входят элементы принадлежащие заданному мн-ву, но не принадлежащие подмножеству. Задается только 1 множество-А={а,в,с} В(подмн-во)= {с}, где В—А.
Содержание предматем. работы в гр. ран. возраста.
В раннем возрасте у детей накапливаются представления об окружающем его мире. Ребенок радуется возможности оперировать предметами, звуками. Он стремиться познать мир и себя в этом мире. Его активность необходимо поддержать и обеспечить обучающий эффект для развития разных операций классификации и сериации на основе практического познания предмета по форме, цвету, величине, размещению в пространстве. Необходимо решить 11 задач: это ознаком. с понятием «много» и «один», группирование предметов по одному из признаков, усвоение детьми некоторых хар-к величины предметов (большой - маленький, высокий - низкий), знакомство с плоскостными и объемными г.фиг., ориентировка в пространстве, времени. Для развития реб. необходимо использовать каждый момент, каждую минуту общения, ППД, игры, худ. и бытовую деят-ть. Основная форма обучения элементам мат-ки – инд-е занятия, гл. метод – дид-е игры. Эти игры м.б. с предметами, игрушками, с активными движ. детей. Чтобы обратить внимание реб на особенности и кач-во предметов, выработать у него представления о форме, важно организовать такие упр-я с предметами, к-е позволяли бы ребенку сравнивать предметы по форме, устанавливать сходство или отличие. В раннем возр. у реб. накапливается практический опыт овладения пространством, но все более весомое значение приобретает слово. Чтобы сформир-ть представления о величине, можно провести такие игры-упражнения: нанизывание больших и мал-х колей на стержень, складывание матрешки, раскладывание однородных предметов разной величины на 2 гр. Взрослый учит использ. слова: большой, маленький. Для развития умения различать размер предметов можно использовать различные бытовые ситуации. Ребенка необх. познакомить с разными формами. Постепенно от многоразовых хаотических действий он переходит к предварительному примериванию предметов. В рез. обучения реб. начинает сравнивать предметы глазами, стараясь подобрать предметы подобной формы. Задания – подбирать и группировать предметы по форме и цвету «Найди такую же». Закреплению формы служат игры с песком и глиной – пекут пирожки , из глины делают игрушки - печенье, блины, грибы. Необходимы игры и упражнения по форм-ю у детей начальных представлений о кол-ве «много» и «один». Объединяя разные предметы, вос-ль постепенно учит ребенка пользоваться словами во мн. числе: цветы, деревья. Много цветов. Для развития у детей навыков ориентировки в пространстве можно использовать игру «Покажи глазки» сначала на себе, потом на другом объекте. Практический опыт реб. приобретается в разнообразных видах самостоятельной деятельности, а так же в процессе целенаправленного обучения. Продолж. форм-е временных представлений «Когда это бывает?». В рез-те систем-й работы дети усваивают начальные количественные представления, учатся составлять мн-во из отдельных предметов, находят в окруж. обстановке один и много предметов, устанавливают равенство и неравенство м/д 2 множествами путем накладывания и прикладыв-я, отражая свои действия в речи.
Планиров-е и учет работы по ФЭМП.
Задачи развития у детей ЭМП не м.б. решены без правильного планирования и учета работы. Планирование –один из способов управления процессом ФЭМП у детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления. Для прав-го планиров. и постан-ки работы по разв. элемент. матем. представл. у детей педагог должен: 1) хорошо знать программу в целом и прогр. той возрастной гр, в к-й работает; 2) знать возрастные и индив-е особенности своих воспитанников; 3) уметь руководствоваться дидакт-ми принципами при планировании и организац. обучения; 4) знать метод. основы разв. у детей матем. представл. 5) постоянно повышать квалиф, быть в курсе совр. достижений науки и практики воспитания дошк-в. Планирование у-в. процесса невозможен без учета его результатов. Учет – это глубокий, всесторонний и конкретный анализ результатов работы педагога и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения, результаты усвоения программн. мат-а детьми, наметить перспективы дальнейшей работы. Планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании и не формальном учете возможно достижение эффективных результатов вып-я программы форм-я матем. представлений.
Формы спе. организ. деят-ти:Обследование – 2 раза в нед, опыты эксперименты – П-1 р. в нед., Ф – 2; игры – М-2 р, П-еж, Ф- ежед.; занятия – П-5 – 1 раз в 2 нед, Ф-1 в нед; забавы с мат. сод-м – П –Ф -1 раз в квартал; труд с индив. мат-м Ф-
ежед.; инд. раб с детьми –М,П,Ф – ежед; дом. задания – П-5 , Ф – 1 раз в нед.; Рассм. худ произ. – М-2-3 раза в нед, П- Ф - 1 раз в мес, чтение худ лит. – М,П,Ф – 2-3 раза в неделю и чаще, если есть необходимость.
Хар-ка методики формир - я элемен-х математических представлений у детей.
Методика ФЭМП не является самостоятельной наукой, она входит в дошк. педагогику как ее составная часть, но обладает всеми признаками науки: наличие цели; задачи; предмет изучения; свои методы; связана с другими науками (педагогикой – опирается на разработанные дошк. пед-й и дидакт. задачи обучения и умственного воспитания; с частными методиками – разв. речи, теор. и мотод. физ. вос-я; связь с методикой обучения математике в нач-й школе; психологией-псих-е особенности и закономерности восприятия реб-м мн-ва предметов, числа, пространства, времени, анатомии и физиологии). Цель методики –повышение эффективности предматематической подготовки. Предметом методикиявл. закономерности развития ЭМП у дош-в и условия, обеспечивающие эффективность этого процесса. Задачи: 1)изучить закономерности развития у дош-в ЭМП. 2)разработать оптимальное содержание (что дать детям?) ФЭМП. 3)разработать эффективные методы и приемы, средства и способы организации (как дать материал?) пед. процесса. 4)разработать сод-е, формы и методы диагностики компетентности дош-в в области предматематики. 5)разработать содержание, формы и методы осуществления преемственности д/с и школы и взаимодействие д/с и семьи в области предматематической подготовки.