III класс (по программе 1-4)

В 3 классе работа над изложением усложняется. Появляется три новых его вида:

  Подробное Выборочное Контрольное
Готовый план Коллективный план Письменный пересказ одной из частей текста - готовый план - слова для справок (1-2 по каждому пункту плана) - нет анализа - нет орфографической подготовки - текст читает учитель 2 раза
Разные виды работ Выбираются тексты с вырезанными частями. Происходит анализ всего текста. Идёт изложение какой-либо одной части, потом по вариантам, затем на выбор.
- нахождение частей к каждому - назывные предложения
- исключение пунктов  
- деформированный план  
 
         

IV класс (по программе 1-4)

Ученики начинают писать сжатое изложение, начиная с 4 класса (по программе 1-4). Эту работу целесообразно провести параллельно с обучением сжатому пересказу на уроках чтения.

Учитель должен организовать работу класса по сокращению текста, научить ребят выделять главное в каждой из его частей.

Советы

Как же тогда при наличии стольких видов изложений провести урок грамотно и с пользой для ученика? Очень просто: следуйте нашим советам, и у вас всё получится.

1. Подробный пересказ служит средством закрепления в детской памяти прочитанного текста и средством усвоения логики образца и языковых средств. Особую роль играют вопросы. Они должны становиться более широкими, общими.

В процессе проведения данного вида пересказа у учащихся могут быть выявлены следующие проблемы:

- неумение читать

- искажение или неполнота передачи заключительных частей текста

- обеднение языка

- нарушение последовательности

- непонимание связей или сюжета

Поэтому при работе с данным видом изложения работайте над словарём, особое внимание уделяйте составлению плана и анализу текста. Не допускайте того, чтобы дети заучивали текст. Не умаляйте роли изобразительных средств языка в тексте.

Подробное изложение проводится во всех классах, начиная с периода обучения грамоте (в виде письменных элементов подготовленного устного пересказа). Текст может читать как сам учитель (слуховое), так и ученики(зрительное). При обсуждении итогов работы целесообразно сравнить написанные учащимися тексты с первоначальным текстом: это помогает выявить недочёты в содержании и языке детских изложений.

Возможный текст для подробному изложению.

Заменить на текст «Ландыши»

4 класс (61 слово)

«Чьи вы?» Н

Построили чибисы гнёзда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.

А над степью сторожи летают. Увидели чужого и громко спрашивают: «Чьи вы? Чьи Вы?».

Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!». Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.

Увели лису далеко от гнёзд. А сами разлетелись в разные стороны.

2. Выборочное изложение сводится к письменному пересказу одной из частей текста, к записи тех материалов, которые подготавливаются устно (план, цитирование, запись отдельных фрагментов). Несмотря на это, анализ должен быть всего текста, а затем одной его части. В первый раз весь класс пишет выборочное изложение по одной части, затем - по вариантам. Когда учащиеся научатся писать выборочное изложение, можно предложить им самостоятельно выбрать ту часть, которую они хотят письменно пересказать.

Возможный текст для выборочного изложения:

3 класс (55 слов)

«Ай да муравьи!» Заменить на текст «На суше и на море»

1. Муравейник стоял на самом видном месте возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но…ошибся.

2. Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрывал муравейник.

Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто. Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?

Муравейник стоит теперь сред непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков.

3. Сжатое изложение, как уже было сказано,должно передавать главную мысль текста. Для этого нужно соблюсти ряд условий:

- рассказ должен быть проанализирован

- должны быть выделены все подтемы, понята главная мысль

- должен быть составлен грамотный план для сжатого изложения (возможна работа с готовым планом)

- не нужно включать подробный анализ

- обязательно нужно осуществить работу по сжатию текста : оставить только тот материал, без которого нельзя понять его содержание и главную мысль.

Наши рекомендации