Глоссарий по методике развития связной речи учащихся (работа с изложением).

Анализ- метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления.

Выборочное изложение –письменный пересказ одной из частей текста.

Изложение -устный или письменный пересказ текста.

Классификация ошибок – группировка ошибок по темам и разделам орфографии и пунктуации.

Контрольное изложение – письменный пересказ текста по готовому плану, без проведения орфографической подготовки, подробного анализа.

Орфографическая подготовка– работа, проводимая непосредственно перед написанием изложения, направленная на предупреждение орфографических ошибок.

Подробное изложение – подробный письменный пересказ текста по готовому или коллективно составленному плану.

Приём– это способ (с помощью чего) в осуществлении чего-либо.

Проверка первичного читательского восприятия– беседа, в ходе которой учителем выявляется уровень понимания текста учащимися, обращается внимание на количество смысловых частей в тексте.

Сжатое изложение – письменный пересказ основного содержания текста.

Целеполагание - практическое осмысление своей деятельности человеком.

Эскиз оформления доски - предварительный план оформления доски.

Точное логическое определение понятий - условие истинного знания. Сократ.  

Что должен знать и уметь учитель, для того чтобы провести урок по развитию связной речи учащегося?

Для того чтобы грамотно спроектировать и провести урок по развитию связной речи учащегося, учитель должен знать, какие существуют виды изложений и сочинений, требования программы, типы и стили речи, структуру уроков.

Безусловно, учитель должен понимать, как меняется план урока, в зависимости от вида изложения и сочинения. Он должен уметь анализировать текст, проверять его и оценивать творческую работу своих учеников. Важно, чтобы учитель соблюдал методические требования к каждому этапу урока, использовал разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Зная это, вы сможете провести хороший урок по развитию связной речи учащегося.

Цель уроков развития речи: «Дать детям инструмент, без которого невозможно учиться». В. А, Сухомлинский

Как разработать проект урока по развитию связной речи учащегося в творческих группах

Для начала, вам требуется выбрать класс. Обычно изложение начинают писать уже с первого года обучения. Далее, необходимо обязательно проанализировать требования программы (1-3 или 1-4). Это важно, так как для каждого класса существуют определённые нормы объема письменной работы, орфографические и пунктуационные правила (не следует забывать, что уроки изложения и сочинения направлены ещё и на проверку знаний учащихся по русскому языку). После этого нужно определить тему вашего урока. В основном изложения в начальной школе носят повествовательный характер. Вы должны себе чётко представлять методическую структуру занятия. Далее вы осуществляете целеполагание, составляете план урока, продумываете его содержание. При разработке проекта урока вы должны уметь грамотно отбирать эффективные методы, приёмы и средства обучения, учитывать особенности класса, уровень его подготовленности. От этого во многом будет зависеть качество итогового результата всей вашей работы.

При работе в группах важно, чтобы не было такого распределения обязанностей, при котором урок мог бы пострадать (например, кто-то пишет весь конспект урока, а кто-то просто его распечатывает). В разработке урока должны принимать участие все члены группы. Должно пройти общее обсуждение, на котором будут выслушаны мнения всех участников группы и найдены верные ответы на возникшие вопросы.

Работать в группах - значит совместными усилиями стараться добиться общей цели.

Виды изложений по программе 1-4.

Как уже было сказано, существует несколько видов изложений. Данный вид работы можно начинать проводить уже с первого класса. В этом случае изложения могут быть следующих видов:

II класс (по программе 1-4)

ü Изложение текста по вопросам (к каждому предложению текста задаётся отдельный вопрос)

ü Изложение текста по обобщённым вопросам (вопросы задаются не к каждому предложению)

ü Изложение текста по опорным словам

ü Изложение текста по коллективно составленному плану

ü Изложение редактированного текста

Наши рекомендации