Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным
Значительное место в работе с детьми занимает метод вокальной иллюстрации, или демонстрация музыкального материала голосом учителя, и воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания, что не исключает и методов воздействия на их сознание. Оба метода дополняют друг друга. С целью формирования у детей способности к сравнительному анализу качества звучания певческого голоса можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. По заданию учителя дети должны осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его преимущества. Специфика вокально-хоровой работы, основанная на слухо- двигательной координации, требует того, чтобы иллюстративный метод использовался на уроке как можно чаще, иначе подражание будет не осознанное, а слепое.
Показ мелодии голосом учитель должен сочетать с объяснением технологии способов звукообразования, вовлекая детей в обсуждение характера звучания и интерпретации исполняемых произведений. Признавая неоспоримое значение репродуктивного метода, особенно в работе с детьми, не следует допускать, чтобы пение по принципу подражания сводилось к простым внешним повторениям, а было осознанным процессом.
Нервно-мышечный механизм подражания, по словам Д.Аспелунда, имеет ряд отличий от механизма сознательных установок. Механизм подражания образуется преимущественно подсознательно. Подражание целостно организует голосовую функцию и дает возможность сознательно закреплять то, что возникает непроизвольно. При повторении удачных моментов внимание учеников направляется на осознание и запоминание возникающих мышечных, вибрационных и слуховых ощущений, которые затем будут ими самостоятельно использоваться. В таких случаях методы показа и подражания оказываются достаточно эффективными.
Следовательно, на первом этапе вокально-технической работы иллюстративный метод должен преобладать, а в дальнейшем — использоваться минимально. Показ учителя раскрывает лишь сущность певческого приема, а ученик сам находит нужные внутренние установки для выполнения той или иной исполнительской задачи. Это возможно только в том случае, если эта задача детям понятна и конкретный исполнительский прием для ее решения органически вытекает из цели как результат, который легко закрепляется.
Следует по-разному относиться к использованию данного метода в вокально-технической и художественно-исполнительской работе с учащимися. В вокально-технической работе репродуктивный метод неизбежен, хотя и в меру необходимости. Его применение не повредит, если голоса учителя и ученика однородны. В противном случае злоупотреблять вокальным показом недопустимо.
Репродуктивный метод сложился и широко использовался в вокальной педагогике XVI—XVII вв., когда существовала традиция пения кастратов. Ведущие педагоги того времени сами были кастратами. Благодаря большой однородности голосов учеников и учителей использование данного метода имело положительный эффект. В современных условиях, когда педагоги, работающие с детьми, обладают голосами, по типу и характеру отличными от специфического детского звучания, использование метода пения по принципу подражания не всегда приводит к желаемому результату. Типологически
различные голоса используют различные регистровые механизмы при звукообразовании. Педагог с низким голосом, т.е. использующий преимущественно грудной регистр, при злоупотреблении этим методом может способствовать отяжелению, перегрузке тембров детских голосов, имеющих легкое и высокое звучание от природы. В таком случае учитель должен умело пользоваться другими голосовыми регистрами, подражая звучанию детского голоса.
Не следует особенно увлекаться методом показа художественно-исполнительских моментов, способов выразительного пения. Целесообразнее воздействовать на эмоциональную сферу учеников, дать им прочувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут учащимся найти соответствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу. Это создаст условия для развития мышления, проявления самостоятельности и творчества детей.
Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным — путь творческого развития учащихся. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания на уровне подсознания к осмыслению художественного образа и способов исполнения.
Метод мысленного пения
Метод мысленного пения (на основе внутрислухового представления) — один из самых эффективных в работе с детьми. В практике музыкального воспитания детей он используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах. Внутреннее пение при игре на фортепиано Г.М.Цыпии считает одним из основных методов развития внутрислуховых представлений у студентов.
Физиологический механизм внутреннего пения изучен мало. Однако благодаря анализу самого этого явления И. М. Сеченов сделал целый ряд открытий в области физиологии высшей нервной деятельности, в том числе биоритмов мозга. Ему принадлежат очень тонкие наблюдения над переходом от мышления вслух в детском возрасте к мышлению «про себя» у взрослого человека. Было замечено, что мышление «про себя» осуществляется при непременном участии скрытых движений мускулатуры речевого аппарата. В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» (1847) Сеченов писал: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит... То же встречается и у взрослых. Мысль при неподвижном и закрытом рте сопровождается немым разговором...»
Ссылаясь на данное высказывание и рассуждая по аналогии, многие ученые пришли к выводу, что внутреннее пение должно сопровождаться микроколебаниями голосовых складок подобно тому, как внутренняя речь отражается в микродвижениях артикуляционного аппарата. Этот вывод следует считать необоснованным, так как в данном случае нет идентичности между механизмами речи и мышлением, с одной стороны, и певческим процессом и мысленным пением — с другой.
Ребенок проговаривает мысленно слова, которые он не раз произносил вслух. Микродвижения голосового аппарата при этом представляют собой слепок с истинных его движений в процессе реального проговаривания.
У детей, начинающих обучаться пению, как правило, нет соответствующего вокального опыта. Поэтому никаких микродвижений голосового аппарата у таких детей в процессе мысленного пения быть не может. У людей, имеющих вокальный опыт, при мысленном пении наблюдается мышечная активность, но, как показали наши электроглотографические и рентгенотомографические исследования, эта активность не имеет ничего общего с микроколебаниями голосовых складок, а выражается лишь в тонических мышечных натяжениях, настраивающих гортань на воспроизведение звука, мысленно пропеваемого в данный момент.
У детей, не имеющих вокального опыта, также может наблюдаться активность голосообразующих мускулов, выраженная в тонических напряжениях, но они далеки от необходимых для реального воспроизведения заданного тона.
Однако использование мысленного пения имеет смысл даже на нервом этапе обучения, так как оно активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Мысленное пение подготавливает почву для более успешного обучения, но никак не подменяет вокальную тренировку, ибо научиться правильно интонировать и воспроизводить звук можно только в процессе реального пения. Иначе говоря, интонация может улучшиться только при условии систематических попыток реально воспроизвести звук определенной высоты, когда путем проб и ошибок ребенок будет стараться подстроиться своим голосом к тому звуку, который он слышит извне.
Использование метода внутреннего пения связано с такими видами психической деятельности, как музыкально-слуховые представления, которые касаются не только высоты тона, а охватывают все вокально-исполнительские компоненты.
Даже одни музыкальные и эмоционально-выразительные представления без реального пения, т.е. мысленного пропевания, неизбежно изменяют ритм дыхания в соответствии с музыкальной фразировкой, вызывают ощущение певческой опоры, внутренней мышечной активности всего голосового аппарата (но не микродвижения голосовых складок).
Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения. Таким образом слуховое внимание делается направленным.
В работах многих педагогов и теоретиков говорится о необходимости использования этого метода. Так, И. П. Прянишников рекомендовал перед занятием представить мысленно интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки'. «Пение требует упорной старательности; оно требует от ученика умения учиться мысленно, если он не может этого делать, пользуясь голосом», — писал П.Ф.Този. А. Ф. Ламперти советовал «...учиться умом, а не голосом, ибо, утомив голос, уже никакими способами его снова не приведешь в хорошее состояние»2. «Овладение интонацией, интервалами и прочее зависит от того, насколько ясно ученик может себе представить то, что ему нужно петь», - писал М. Гарсиа.
Именно на развитие вокально-слуховых представлений направлен метод мысленного пения. В процессе работы с детьми этот метод особенно эффективен в сочетании с репродуктивным. Он используется на уроке в различных ситуациях: при распевании, прослушивании музыкального материала с целью лучшего его запоминания, при разучивании новых произведений или для повторения ранее выученных и забытых и пр.
Нередко на уроке бывает так, что даже после неоднократного показа учителем какого-то трудного фрагмента песни качество последующего ее исполнения детьми все же остается неудовлетворительным. Это происходит потому, что они во время прослушивания пения учителя мысленно ему не подпевали. Совершенно иная картина наблюдается в противоположном случае. Даже после единичного прослушивания показа учителя с одновременным подпеванием «про себя» происходит качественный скачок в их последующем исполнении вслух. Это объясняется тем, что реальному пению предшествовало мысленное с опорой на внешнее звучание, что обеспечило более глубокое слуховое восприятие звукового эталона.
Слуховое восприятие учащихся особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным рядом, когда дети наблюдают за мимикой, способом артикуляции и дыхательными движениями учителя. Кроме того, качество звукового эталона можно смоделировать при помощи графиков, схем и рисунков, нотных или ручных знаков. Комплексное применение зрительной и слуховой наглядности создает условия для максимальной эффективности музыкально-слухового восприятия, так как обеспечивает совместную работу различных анализаторов, что «служит важнейшим условием перехода от отдельных ощущений, представляющих отражение свойств предмета, к восприятию предмета в целом»[1].
На занятиях хора необходимо ввести правило: когда учитель демонстрирует своим голосом или на музыкальном инструменте образец исполнения, ученики должны смотреть на учителя, слушать и мысленно петь одновременно с ним. Систематическое выполнение этого правила должно войти в привычку, стать условным рефлексом.
Мысленное пение осуществляется при активной, хотя и беззвучной артикуляции, что активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая дыхательную мускулатуру. При этом создаются условия для постепенного возникновения связи между слуховым и зрительным восприятием, а также ощущениями соответствующих движений голосовых органов (реальных или моделируемых).
Таким образом, мысленное пение можно считать эффективным методом формирования вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения, способом обучения, ускоряющим процесс разучивания нового репертуара, усвоения вокальных навыков, а также формой самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.