Уровни активизации творческой деятельности младших школьников
Уровень творческой деятельности: Низкий
Характеристика уровня: Дети не могут самостоятельно найти источник замысла для рисунка, способны действовать только по образцу – точному указанию учителя (или родителей), что и как надо рисовать. На рисунках, независимо от темы, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково
Уровень творческой деятельности: Средний
Характеристика уровня: Жизненный или культурный опыт детей актуализируется при выборе темы рисунка, только если взрослый указал на несколько разных источников замысла рисунка. Для рисования ребенок выбирает тему, соответствующую его прошлому опыту, и в этом случае делает оригинальные рисунки. Если же такой подсказки не было, он повторяет на рисунках то, что неоднократно уже рисовал
Уровень творческой деятельности: Высокий
Характеристика уровня: Дети быстро находят замысел для своего рисунка. Рисунки отличаются от других и необычностью выбранных объектов и явлений, оригинальностью самобытностью изобразительного решения
Индивидуальный подход к отработке тематики урока и к личности ребенка в целом позволяет более эффективно управлять самостоятельной творческой деятельностью учащихся младших классов в изобразительной деятельности (рис. 1.6).
Наряду с другими видами изобразительного искусства, в младшем школьном возрасте используется также художественная аппликация и коллаж, которые способствуют созданию оптимальных условий для овладения детьми опосредствованными формами ориентировки в художественно-творческой деятельности (модельной и художественно-символической). Дети учатся различным техникам создания произведения с помощью наклеивания на основу объемных и плоскостных материалов, различных по цвету, форме, размеру и фактуре, предполагает возможность сочетания разнообразных техник. В процессе обучения приемам аппликации дети предварительно составляют эскиз (модель) объекта и затем изображают его посредством цветовых отношений, форм, ракурсов, элементов и т. д. Творческая деятельности в процессе создания коллажей способствует развитию познавательных, творческих способностей и эмоционально-личностному развитию младших школьников. Развивается способность к использованию наглядного моделирования в аппликации – овладение действиями моделирования структуры предметов и объектов, связей и отношений между ними.
Рис. 1.6.Психологические типы формирования и развития индивидуальных способностей детей младших классов на уроках изобразительного искусства
На занятиях изобразительного искусства также развиваются навыки работы с глиной, пластилином и соответствующими инструментами в процессе лепки. Передача различных образов окружающей действительности и отношения к ним в лепке связана с поиском доступных для младших школьников средств художественного выражения, с посильным овладением материалом и техникой, с которыми они действуют. Занятия лепкой на уроках в начальной школе развивают глазомер, мелкую моторику детей, их эстетический вкус, индивидуальность, интуицию, способствуют познанию объемно-пространственных свойств действительности, формируют организованность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, умение планировать свою деятельность. В работе с детьми младшего школьного возраста используются предметная лепка (создание отдельных конкретных изображений), сюжетная лепка (создание сюжетных композиций, в которых отдельные образы взаимосвязаны), декоративная лепка (создание декоративных или декорированных изделий). Младшие школьники могут успешно овладевать конструктивными, скульптурными и комбинированными способами лепки.
Элементы конструирования могут использоваться на занятиях изобразительным искусством, на уроках трудового обучения, математики и др. В процессе конструктивной деятельности дети учатся осуществлять моделирование – изготовление моделей различного уровня сложности с помощью различных техник и материалов (оригами, бумажное конструирование, создание конструкций из проволоки, фольги, моделирование с помощью «Конструктора», моделирование на компьютере с помощью графических редакторов и др.). При этом у детей развиваются творческие способности и элементы конструкторского мышления, развивается умение читать и составлять технические рисунки, технологические карты, чертежи, выявлять смысловые связи между элементами чертежа, между объектом и чертежом, умение составлять заданные объекты из предложенных элементов, вносить определенные изменения в чертеж и объект, формируются начальные геометрические представления, навыки поэтапного освоения алгоритмов деятельности. При этом могут использоваться все три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Практический пример
Примерными изделиями в результате конструктивной деятельности детей младшего школьного возраста могут быть: композиции из геометрических фигур, разрезная мозаика, игрушки в технике оригами, украшения для стола, конструкции-мобили, макет сказочного города, модели транспорта и др.
На протяжении младшего школьного возраста при условии систематических занятий все виды продуктивной деятельности совершенствуются и способствуют саморазвитию и развитию личности каждого ребенка в процессе освоения окружающей действительности через его собственную творческую предметную деятельность. Комплексный подход к вопросам формирования продуктивной деятельности, предусматривающий развитие у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и зрительно-двигательной сферы, позволяет более продуктивно решать задачи обучения и воспитания.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем суть социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте?
2. Чем характеризуется учебная деятельность младших школьников?
3. Раскройте значение учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте.
4. Охарактеризуйте особенности трудовой деятельности младших школьников.
5. Чем отличается общение младших школьников со взрослыми – учителями и родителями и сверстниками?
6. Чем характеризуется общение младших школьников со сверстниками?
7. В чем заключаются особенности игровой деятельности младших школьников?
8. Охарактеризуйте особенности продуктивных видов деятельности младших школьников и их влияние на психическое развитие детей.
9. Сформулируйте основные выводы по тексту одной из работ Д.Б. Эльконина «Первые недели в школе».
10. Составьте перечень причин ухудшения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста, указанных Л.И. Божович, сформулируйте возможные пути предотвращения негативного отношения детей к учебе.
Практикум
Задание 1.Ознакомьтесь с текстом:
«В действии лежит тайна обучения, интереса и внимания. Человек предназначен для деятельности; ребенок стремится к деятельности; его самообразование в игре есть не что иное, как деятельность. Благодаря действию развиваются его физические и духовные силы. Ребенок поступает в школу, и это первое естественное и бессознательное развитие претерпевает внезапный и долгий перерыв, который слишком часто приносит вред его физическим и духовным функциям. С 6 до 14 лет и даже до 19 лет ученик в силу предписания закона подвергается одностороннему, пассивному, противоестественному книжному и сидячему обучению, которое незнакомо с принципом действия, которое ежедневно… принуждает ученика к долгим часам пассивного восприятия и неподвижного сидения в школе и за домашней работой и нередко отталкивает непомерным количеством предлагаемого материала, которого положительно не вмещает человеческая память. Стоит лишь вспомнить нарушенный обмен веществ, с одной стороны, и толстые учебники религии, истории, словесности, грамматики всевозможных языков, географии, физики… – с другой; бесчисленные множества названий, чисел и других частностей, которые делают честь специалисту, но, однако, не имеют ничего общего с воспринимающим преподаванием и с закладыванием основ миросозерцания… Итак, понятно, почему наше школьное обучение оказывает столь пагубное влияние на душу и тело»[20].
Возможно ли возразить автору этих строк? Что изменилось в последнее столетие в процессе «разгадывания» тайны обучения?
Задание 2.Проанализируйте суждения, какие из них верны, а какие нет и почему?
1. Мотивация – побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения.
2. Мотив – конкретная побудительная причина, вызывающая определенное действие обучаемого.
3. По видам выделяются профессионально-ценностные и утилитарно-практические мотивы.
4. Все мотивы имеют одинаковую силу.
5. Все действующие мотивы осознаются учителями и обучаемыми.
6. В дидактическом процессе действуют только реальные мотивы.
7. Отношение школьника к учению позволяет выявить некоторые внутренние мотивы.
8. Включенность обучаемого в учебный процесс постоянна.
9. Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом деятельности.
10. Самостоятельность – способность школьника трудиться без помощи товарищей, учителей, взрослых.
Задание 3.Учитель уверен, что учащийся мог бы учиться гораздо лучше при серьезном отношении к учению. В этом случае целесообразно: 1) выявить, чем он компенсирует свои неудачи в школе; 2) объяснить, что равноценной обучению компенсации нет; 3) убедить, что у него есть реальные возможности учиться гораздо лучше; 4) рассказать учителям, работающим в данном классе, какой одаренный и сообразительный их отстающий; 5) все ответы правильные[21].
Задание 4.Ознакомьтесь с приведенным текстом. Ответьте на вопрос, сформулированный в начале этого фрагмента. Используйте ответ на данную задачу как возможность высказать свою точку зрения на психологию мотивации и природу формирования мотивов учебной деятельности.
«Достаточно ли слепой веры учителя в предполагаемые высокие способности ученика, чтобы повысить обучающий эффект? Из двенадцати четвертых классов были отобраны ученики, скорее относившие свои неудачи на счет недостатка способностей, чем усилий, и уровень интеллекта которых позволял им получать более высокие результаты. И то и другое сообщалось учителям наряду с кратким изложением сути эффекта Пигмалиона. Учителей просили время от времени говорить этим школьникам, что при большом старании они могли бы добиться лучших успехов. За четыре месяца до и через четыре месяца после эксперимента в экспериментальных и контрольных классах тестировались мотивы достижения, каузальная атрибуция успеха и неудачи, уровень интеллекта, тревожность, фиксировались успехи в арифметике и отметки. При повторном тестировании эффекты благоприятной каузальной атрибуции наблюдались не только у поименно отобранных учеников, но, что было неожиданным, и у большинства других учащихся этих классов. По сравнению с контрольной группой ученики экспериментальных классов теперь в большей степени объясняли неудачи недостаточностью усилий, реже снижали свой уровень притязаний, получали более высокие баллы по отдельным шкалам тестов интеллекта и были менее тревожными»[22].
Задание 5.Попытайтесь опровергнуть положение, исходящее из нижеприведенного текста.
В одном широко известном эксперименте А. Бандура показывал детям телевизионные картинки насилия, совершаемого взрослыми. Позднее дети проявляли большую склонность к насилию, и средства, которые они выбирали для выражения своего насилия, были копией тех, которые они видели по телевизору. Бандура по этому поводу констатирует: «В действительности, на практике все проявления обучаемости являются результатом непосредственного опыта, приобретаемого на компенсаторной основе, – в ходе наблюдения за поведением других людей и следования им. Возможность обучаться путем наблюдения позволяет людям усваивать крупные, обобщенные образцы поведения, избегая необходимости вырабатывать их постепенно традиционным путем проб и ошибок».
Далее Бандура отмечает: «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, не говоря уж о том, что оно было бы опасным, если бы люди были вынуждены полагаться исключительно на последствия собственных действий, чтобы получать информацию о том, что делать». Его исследования показывают, что мы в наибольшей степени обучаемся у тех, с кем постоянно связаны, и тех, кем мы восхищаемся. Мы недоиспользуем это могучее обобщение. Психологи, как правило, не работают с ним как следует. В широко распространенном современном учебнике психологии 20 страниц посвящено методу проб и ошибок – обучению методом модификации поведения – и только две – обучению путем подражания[23].
Задание 6.Исследования показывают, что в период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?» Обозначьте основные направления изменений в характере общения со сверстниками на протяжении младшего школьного возраста.
Задание 7.Педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль в ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр. Но, тем не менее, возможно дать некоторые общие рекомендации педагогам. Сформулируйте их, опираясь на изученные закономерности общения младших школьников.
Задание 8.Составьте план занятия по изобразительному искусству в начальных классах (класс, тема и вид продуктивной деятельности на выбор).
Задание 9.Проанализируйте ситуации, описанные родителями детей младшего школьного возраста. Охарактеризуйте каждую с точки зрения детской психологии. Назовите возможные причины возникших затруднений, определите возможные пути решения ситуации и сформулируйте психологические рекомендации.
Ситуация 1
Сыну 7 лет. В этом году сын пошел в первый класс. Но заниматься совсем не хочет. Приносит одни минусы по письму, по математике, по азбуке. Причем дома, когда я с ним занимаюсь, и пишет мне без ошибок, а в школе делает сплошные ошибки, по математике не видит строчек. Хотя дома все наоборот. Учитель пишет постоянно замечания: то нет линейки, то ножниц, то красок. Хотя я сама лично в портфель ему все складываю. Говоришь – давай делать уроки вместе. На что постоянно слышишь ответ, что надоела мне школа, я не хочу учиться, я хочу гулять и играть. Я ему объясняла, что учиться нужно, чтобы потом стать тем, кем ты захочешь. Он мне говорит, что хочет стать архитектором и строить дома. Но его послушания хватает только на 1 день. В школе учителя постоянно жалуются на его поведение. Постоянно бегает в школе. Его даже к директору хотели дежурные отвести. Дерется в школе с одноклассниками. Заниматься вообще не хочет. Чтобы его посадить позаниматься я ему постоянно что-то обещаю купить за хорошую отметку. А в последнее время он мне начал говорить: если я буду заниматься, то ты мне купишь то-то и то-то, и без этого никак уже. Как заставить ребенка заниматься и слушаться?
Ситуация 2
Сыну 6,5 лет. Полгода назад пошел в школу. Учитель не смог за полгода организовать детей в классе, они до сих пор ходят по классу, оскорбляют друг друга, на уроке каждый занимается тем, чем хочет и никто не слышит учителя. Это, естественно, мешает учебному процессу. У меня ребенок очень спокойный и покладистый, стал жаловаться на то, что в таком шуме ничего не слышит и не понимает. Хотя дома проявляет большое желание учиться, сам делает уроки, много пишет, и естественно, любит тишину. Забирать из школы боюсь из-за того что уже много знает и на следующий год будет неинтересно. Не нанесет ли какой-то психологический вред, если забрать ребенка из первого класса, проучив уже полгода, и отдать на следующий год?
Ситуация 3
Дочке 8 лет. Ребенок в школе во время урока боится отпрашиваться в туалет, из-за этого и соответствующие проблемы. Как помочь девочке в этой ситуации?
Ситуация 4
В этом году я перевела сына в новую школу. Ему 10 лет. Он чувствует себя не в своей тарелке, он одинок. Он не может сдружиться ни с кем, ему не с кем разговаривать в классе, класс его не принял. Он сам очень добрый мальчик. Похоже, что все это он переживает (я так думаю), на фоне этого у него теперь началось бессонница, он не может уснуть. Как помочь ребенку?
Ситуация 5
У сына проблемы с учебой (9 лет, 3-й класс). Очень плохо учится, никакие слова, устрашения, описания тяжелой жизни в будущем, крики, спокойные беседы не помогают. Дома уроки учим «из-под палки»: когда мама стоит коршуном над домашней работой, диктует каждое слово по русскому языку, объясняет каждое действие в математике. Иначе двойки будут даже за домашнюю работу. Самостоятельно работать не умеет и не хочет – очень много ошибок. В школе на уроках полное бездействие, двойки по самостоятельным работам, блуждающий взгляд. Даже то, что училось дома, в школе зачастую не воспроизводится. Как можно исправить отношение ребенка к учебе?
Ситуация 6
Я воспитываю ребенка сама, всегда для дочери была авторитетом. В этом году дочь пошла в первый класс и за неделю она очень повзрослела, но при этом начала мне немного грубить, может ответить в резкой форме, на что я стала делать замечания. Она, не долго думая, начинает плакать, просит прощения, но на следующий день повторяется то же самое. Ведет она себя так только со мной, со всеми остальными она очень послушный и великолепный ребенок. Как не испортить отношения с ребенком и как правильно себя вести себя с дочкой?
Ситуация 7
Сыну 9 лет. Закончил 2 класс на отлично, занимается музыкой. С рождения – послушный, домашний мальчик. Этим летом сын начал самостоятельно гулять во дворе без нас, родителей. Познакомился с дворовыми детьми, с которыми, как он говорит, ему интересно, начал уходить со двора без разрешения: то по гаражам лазает с ними, то узнаю, что жгут спички за школой, то за щенками ходят через дорогу, где ездят машины за гаражи, где собирается страшный контингент (алкоголики, наркоманы). Он ничего не боится, его ничего не пугает. Узнала, из каких семей дети, к которым он тянется: у одной девочки родители пьют, другой мальчик всегда гуляет без присмотра один, третья девочка вообще на 4 года старше моего сына. Беседую с ним, ничего не помогает, говорит, что ему с ними хорошо. Хочет свободы. С одноклассниками ему скучно, как он говорит. Ему уже неинтересно и со мной. Ребенок взрослеет, интересы меняются. Как уберечь от дурного влияния этих детей? Как себя вести с сыном?
Ситуация 8
Сыну 9 лет. У меня есть еще 2 детей (16 и 8 лет). Младшие дети ходят в один класс. У дочери нормальные отношения с учительницей, но у сына отношения вообще не складываются. Она у нас педагог старой закалки, не имеющая семьи и детей. С одной стороны, мне нравится, что она требовательная, но с другой стороны – мой сын уже 3-й год занимает последние парты. На передних сидят дети родительского комитета и те, чьи родители ежедневно в школе. На последнем разговоре она мне сказала, что не может справится с моим ребенком, что он неуправляем. Он старается отмолчаться перед ней и не тянет руку, даже когда знает ответ. Он очень одарен по математике и многим другим предметам, в спорте не последний, у него есть друзья. Может дело в учителе? Но боюсь ошибиться, а вдруг причина в нем и он просто не желает подчиняться? Стоит перевести его в другой класс?
Задание 10.Проведите диагностику особенностей деятельности ребенка младшего школьного возраста с помощью методик из описанных ниже. Составьте отчет по результатам диагностики, сформулируйте психологические рекомендации.
1. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой [24]дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Текст опросника включает десять вопросов. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а ученики должны записать те ответы, которые им подходят. Затем проводится соответствующая как количественная, так и качественная обработка результатов.
2. Тест для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности «Рисунок школы» [25]. Для проведения теста каждому ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка. Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1) цветовая гамма, 2) линия и характер рисунка. 3) сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
3. Методика исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность [26]. В ходе исследования по данной методике ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения: ориентация на содержание учебной деятельности; ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни; ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.
4. Методика изучения новой внутренней позиции [27]. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6–7 лет в форме беседы. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос: Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе? Далее экспериментатор описывает несколько ситуаций, в которых нужно сделать определенный выбор. При обработке данных отмечают наличие показателей новой внутренней позиции: положительное отношение к школе; интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения; признание авторитета учителя.
5. Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» [28]. Методика направлена на выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника в возрасте 6,5–8 лет. Методом оценивания является чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?». Критериями оценивания являются интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.
6. Рефлексивная самооценка учебной деятельности [29]. Методика направлена на выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности на ступени начальной школы. Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника. Показателями рефлексивной самооценки являются: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).
7. Тест «Рисунок семьи» [30]. Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении. Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 и просят нарисовать свою семью. Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.
Задание 11.Составьте доклад для выступления на родительском собрании для родителей по самостоятельно сформулированной проблеме в рамках темы «Деятельность в младшем школьном возрасте».
Рекомендуемая литература
1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2005.
2. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004.
3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: Модэк, 1998.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.
5. Психология детей младшего школьного возраста / под общ. ред. А.С. Обухова. М.: Юрайт, 2014.
Глава 2