Продуктивные виды деятельности младших школьников
Под продуктивной деятельностью можно понимать особый вид художественно-творческой деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования. Посредством продуктивной деятельности происходит развитие творческих способностей, эффективное, гармоничное и полноценное развитие креативности и творческого потенциала младшего школьника. Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, который чаще всего вызывает эмоционально-положительное отношение младших школьников, способствует повышению познавательной активности, устойчивости и организованности в работе, развитию восприятия, наблюдательности, внимания, совершенствованию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Уроки изобразительного искусства, их зрелищный, эмоциональный характер положительно сказываются на эмоционально-эстетическом развитии учащихся начальной школы: расширяют возможности детей замечать, осмысливать и оценивать красивое, гармоничное, развивают эмоциональную отзывчивость, вызывают стремление более тщательно и аккуратно выполнять рисунки. Занятия рисованием могут быть рационально использованы в качестве эффективного средства активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся, в результате чего создаются благоприятные условия для общения младших школьников в учебном процессе. При самостоятельном создании личностно значимых творческих продуктов у детей формируются разнообразные гибкие умения и навыки творческой работы. Развитию творческого потенциала школьника способствует организация творческо-развивающей среды квалифицированными педагогами творческого типа, а также обеспечение начальной школы психолого-педагогическим сопровождением продуктивной творческой деятельности с учетом полихудожественного и междисциплинарного подхода.
Повышению мотивации и интереса к изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте способствуют:
• эмоционально-игровой характер организации изобразительной деятельности: органическое сочетание специально подобранных дидактических игр и игровых упражнений, связанных непосредственно с изображением;
• рациональное использование наглядных, словесных и практических методов обучения;
• максимальное увеличение объема, разнообразия и вариативности графических заданий;
• соединение предметно-практической деятельности младших школьников с изобразительной деятельностью.
Практический пример
Повышению интереса к изобразительной деятельности может способствовать игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги школьники делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот ребенок, который сделает больше накрасок различной светлоты.
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки к школьному обучению и с различным опытом изобразительной деятельности: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду. От начального уровня сформированности навыков продуктивной деятельности во многом зависит их последующее развитие. У многих младших школьников впервые формируются основы знаний и умений реалистического изображения.
Первоначально младшие школьники еще не исправляют ошибок в своих рисунках или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших элементов изображения. Самый распространенный способ исправления рисунков в младшем школьном возрасте заключается в выполнении этого изображения на новом листе бумаги. Период рисования в начальных классах можно назвать периодом повествовательного изображения, при котором рисунок для младшего школьника является перечислением описываемых деталей и элементов. Это обусловлено тем, что дети стремятся наиболее полно и всесторонне рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображают каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями и нюансами, был виден на рисунке.
Характерной особенностью изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте является также слабое осознание трудностей изображения. Ученики охотно изображают любой объект – это объясняется тем, что требования, предъявляемые детьми к своим рисункам, заключаются в основном в простом узнавании изображаемого. Младших школьников интересует главным образом «что», а не «как» изображено. При выборе предмета изображения ребенок ориентируется на наличие интереса к самому предмету, а не на легкость его изображения.
Первоначально небольшие задания дети выполняют под контролем учителя очень хорошо, но они еще затрудняются в самостоятельном переходе от одной задачи к другой и не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения. Многие младшие школьники всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и могут забывать о цели, которой необходимо подчинить свою текущую деятельность.
Ученики 1–2 классов обычно без специального обучения не могут качественно сравнить свой рисунок с оригиналом в процессе изображения. Если в 1-м классе во время рисования с натуры спрятать вазу, являющуюся натурой, дети могут и не заметить ее исчезновения. Часто во время рисования с натуры ребенок совершенно не знает, как именно ее изображать. Некоторым детям после постановки темы очередной композиции сложно изобразить свой замысел. Слабая подготовка в отношении техники изображения объектов приводит к невозможности выполнить рисунок в течение урока или делает его выполнение неинтересным. Это часто приводит к «угасанию» детского изобразительного творчества в рисовании к концу младшего школьного возраста. Большинство всех допущенных ошибок изображения у младших школьников обусловлено отсутствием построения рисунка. Младшие школьники чаще всего рисуют, как получится, а не строят изображение по определенным расчетам, хотя уже в 1-м классе для них доступны такие простейшие расчеты (высота предмета равна шести делениям линейки, а ширина – трем или башенка имеет в высоту четыре кубика, а в ширину – пять и т. п.). При систематическом обучении рисованию с натуры у младших школьников сравнительно быстро изменяется отношение к ней. Уже очень скоро дети начинают осознавать, что невозможно рисовать с натуры, не видя натуры. К концу младшего школьного возраста ученики уже успешно выполняют задачу на сопоставление своего рисунка и натуры. Переводы глаз с натуры на рисунок свидетельствуют об устанавливающемся контроле и проверке своего изображения.
Постепенно младшие школьники учатся использовать все выразительные средства реалистического рисунка в художественной практике, креативно-деятельностно воплощать задуманную композицию в рисовании, овладевают репродуктивным опытом передачи объема посредством линии, конструкции, перспективы, светотени и т. д. У детей совершенствуются двигательные навыки, произвольные графические действия, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности, что положительно влияет на овладение техникой письма и формирование навыков трудовой деятельности. Под влиянием обучения младшие школьники все увереннее используют различные средства изображения объектов окружающей действительности: человек, животные, атрибуты, элементы природы, более грамотно и качественно осуществляют задуманную композицию сюжета и в полной мере выражают свои чувства и эмоциональные переживания по поводу окружающей действительности. При умелом руководстве и мотивации ученики постепенно овладевают рисованием с натуры натюрмортов, пейзажей, фигуры человека. В цветных изображениях они могут добиваться сложных цветовых сочетаний, передавать объем, характер освещения предметов и фигур.
Результаты исследования О.Р. Лагутиной[18]показали, что младшие школьники свободнее и быстрее осваивают светотеневое рисование кистью (кистевую технику), если начинают обучение с декоративного рисования. При последовательности освоения техники рисования – от декоративного к натурному, по памяти, а затем к сюжетному – школьники активнее используют более сложные штриховые линии в натурном и сюжетном рисовании (контурные, «ищущие», основные, вспомогательные, штриховые). Кистью дети в начальной школе могут делать мазки, подчеркивающие плоскую и резко разграничивающую свет и тень, форму и фактуру. В сюжетном рисовании все усвоенные в декоративном и натурном, изображении по памяти технические приемы дети могут использовать без дополнительного показа их учителем. У отдельных младших школьников происходит быстрое повышение качества изображения, что доказывает взаимодействие восприятия и креативно-деятельностного исполнительства. Условием такого эффективного взаимодействия является предварительная дифференциация видов рисования, подразумевающая преемственное обучение средствам изображения. Взаимосвязь видов рисования позволяет овладеть конструктивным, перспективным, тональным рисунком, характерным для различных объектов изображения, освоить общие для каждого из них способы осознания приемов изображения форм, из которых они состоят; ускоряет процесс обучения трехмерному изображению предметов в сюжетном рисовании. Систематические целенаправленные занятия обеспечивают у значительного большинства детей стойкую возрастную динамику в продуктах изобразительной деятельности: увеличивается количество деталей и специфических элементов изображаемого, точнее изображаются пространственные свойства, взаимное расположение и цвет объектов, улучшается техника изображения.
Г.А. Горбуновой[19]были установлены некоторые психологические различия в изобразительной деятельности младших школьников, характеризующихся доминированием экстраверсии или интроверсии. Экстраверты преимущественно склонны к обобщению цвета, выражению точности колорита, быстро находят красоту в цветовых отношениях, и им нравятся сложные натурные постановки с большим количеством предметов. Вместе с этим они довольно слабо выражают конструкцию предметов, от чего страдает передача пространства в рисунке и в абрисе не достигается графическая точность объемов. Поэтому обучая этих детей, следует прежде всего помочь им в области анализа объемов предметов и их характеристик пластических форм. Интроверты, в свою очередь, наоборот, в цветовом решении заметно уступают экстравертам, так как «списывают» с натуры отдельные цветовые оттенки, хотя и видят, различают соотношения пятен и силуэтов. В рисунке интроверты больше сосредоточены на фиксировании пропорций, соотношении силуэтов и передаче взаимного положения объектов в изображенном пространстве. Такой подход мешает этим учащимся осуществлять обобщения как в цвете, так и в тоне.
Автор отмечает, что индивидуальность ребенка всегда проявляется в свойственной для него манере рисования. Например, дети «живописцы» смело и свободно работают всей плоскостью кисти, толстыми пастельными мелками по слегка намеченному рисунку, а «рисовальщики» выполняют хороший рисунок карандашом, избегая работать по нему кистью, потому что боятся нарушить целостность контура изображения. «Комбинированная» группа детей обладают способностями из двух вышеперечисленных групп. Кроме того, дети отличаются различным уровнем активизации творческой деятельности: низкий, средний и высокий (табл. 1.6).
Таблица 1.6