Характеристика уровней сформированности трудолюбия у младших школьников
Компоненты и критерии трудолюбия: Когнитивный : знания о труде
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Знание последовательности трудовых операций, рациональных приемов работы; стремление к пополнению знаний о труде
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Наличие представлений об основных приемах работы; стремление овладевать знаниями в отдельных видах деятельности
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями
Компоненты и критерии трудолюбия: Мотивационно-ценностный : отношение к труду как ценности
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Положительная мотивация к труду; потребность к участию в различных видах труда; ориентация на получение новых способов действия в труде
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Понимание роли труда для человека; участие в работе при соответствующей мотивации; проявление желания участвовать в знакомых видах труда
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение
Компоненты и критерии трудолюбия: Эмоционально-потребностный : эмоционально-положительное отношение к разным видам труда
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Проявление положительных эмоций от процесса и результата труда; проявление ответственного отношения к порученному делу; стремление выполнять задания повышенной сложности
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Проявление положительных эмоций в отдельных случаях; готовность проявлять заботу о других эпизодична; проявление ответственности к порученному делу зависит от обстоятельств
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Преобладание отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с трудом; выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда
Компоненты и критерии трудолюбия: Деятельностно-преобразующий : трудовые умения и навыки, опыт нравственного поведения в труде
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Способность к самостоятельному преодолению трудностей; проявление творчества, старательности и аккуратности в труде; обладание трудовыми умениями и навыками, проявление активности и инициативы в коллективном труде; бережное отношение к орудиям и продуктам труда
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Способность к работе в течение ограниченного отрезка времени; преодоление трудностей при поддержке взрослого; эпизодическое проявление старательности и аккуратности в труде; проявление неорганизованности, безынициативности в коллективном труде; отношение к орудиям и продуктам труда зависит от настроения
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Способность к кратковременным действиям; желание действовать привычными способами работы; выполнение работы лишь с посторонней помощью, чаще всего неаккуратно, без особого старания; довольствование ролью либо пассивного наблюдателя, либо дезорганизатора работы коллектива
Компоненты и критерии трудолюбия: Контрольно-оценочный : умение осуществлять контроль и оценку труда
Высокий (достаточный) уровень сформированности трудолюбия: Умение самостоятельно проводить контроль и оценку процесса и результата труда; стремление достигать положительных высоких результатов в труде
Средний (нормативный) уровень сформированности трудолюбия: Умение проводить контроль и оценку своего труда под контролем взрослого; внесение изменений в продукт труда в некоторых случаях; достижение положительных результатов в труде
Низкий (исходный) уровень сформированности трудолюбия: Несформированность умения проводить контроль процесса труда, завышенная или заниженная оценка труда; удовлетворение результатами работы, выполненной на низком уровне
Большинство младших школьников любят занятия по труду, где можно проявить, например, смекалку, инициативу и творчество при разрезании материала и ловкость при его склеивании, где при выполнении задания одни действия сменяются другими. Глубокое удовлетворение и положительные эмоциональные состояния вызывает у младших школьников изготовление своими руками нужных и полезных предметов (елочные украшения, открытки, различные декоративные поделки и др.).
Все это способствует формированию трудолюбия и ответственности за выполненную работу. Изготовление ручных поделок способствует развитию дифференцированных и координированных движений, мелкой моторики, формированию контроля за ними как на основе мышечного чувства, так и на основе зрительного анализатора.
Трудовая деятельность оказывает еще один существенный психологический эффект, заключающийся в формировании умения планировать предстоящую деятельность, определять пути и средства ее реализации. Данные умения развиваются и в других видах деятельности, но в рамках трудовой деятельности при целенаправленном изготовлении определенного предмета младший школьник действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований и правил. Если пропустить какое-либо трудовое действие или операцию, использовать не то средство, то это сразу скажется на результате работы. Поэтому на занятиях по труду у младших школьников интенсивно развивается умение заранее планировать последовательность своих действий и предусматривать необходимые для их осуществления инструменты и орудия. При выполнении определенных трудовых действий ребенок включается в реальный процесс созидания, т. е. создания материальных ценностей, приносит этим пользу, учится беречь и охранять все, что создано людьми. В результате решается одна из актуальных задач начальной школы – трудовое воспитание детей, воспитание у детей бережного отношения к общественным ценностям, школьному имуществу, оборудованию, личным вещам.
В процессе трудовой деятельности младшие школьники овладевают новыми знаниями, у них совершенствуются познавательные интересы, восприятие, внимание, мышление и творческие способности. В процессе выполнения определенных трудовых действий возможно расширять и углублять знания учащихся по труду, природоведению и другим школьным предметам. Высокая подвижность, двигательная активность, готовность к действию, характерные для младших школьников, требуют разнообразных видов трудовой деятельности, использования разнообразных форм и методов. Разнообразные формы и методы (экскурсии, встречи, кружковые занятия) способствуют эффективному решению данных задач. Формирование нравственного отношения к труду наиболее эффективно протекает у младших школьников в процессе выполнения интересной (творческая продуктивная деятельность) коллективной работы; деятельности, характеризующейся новизной и повышенным уровнем сложности (проектная деятельность). В ходе различных форм взаимодействия учащихся начальных классов с другими людьми, ближайшим природным и социальным окружением создаются ситуации для проявления ответственности, активности, творчества и самостоятельности. Освоению нравственных трудовых отношений способствуют этические беседы, экскурсии, общественно полезный труд, проектная и коллективная творческая деятельность. С целью пополнения и закрепления знаний учеников используются ролевые игры, подготовка докладов и выступлений на конференции, компьютерные технологии. Участие младших школьников в школьных и городских выставках детского творчества, работа по осуществлению проекта, мастер-классы позволяют закрепить полученные практические умения и навыки. Фоторепортажи с мест событий, оформление школьных газет, переписка с друзьями из другой школы, общение и беседы с людьми различных профессий способствуют осознанию младшими школьниками ценности собственного труда.
В разнообразных видах труда, на практических занятиях совершенствуются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое значение для детей – способствует повышению интереса к трудовой деятельности, появлению уверенности в своих возможностях и способностях, желанию самостоятельно овладевать трудовыми умениями и навыками. В процессе формирования трудовых умений и навыков создаются условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к выбранным занятиям, для развития задатков к определенным видам труда. Развитие склонностей у детей младшего школьного возраста способствует формированию устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем оказывает большое влияние на процесс личностного и профессионального самоопределения.
Трудовая деятельность позволяет решать определенные задачи эстетического воспитания. Осуществление этой задачи происходит в процессе отбора разнообразного и богатого в эстетическом отношении содержания труда, форм и методов занятий, развивающих эстетические чувства, активизирующих творческую фантазию, интерес к художественному творчеству и потребность вносить красоту и гармонию в свой труд.
Большинство детей этого возраста с желанием включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания часто бывают ситуативными, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой эмоциональных состояний и настроения. У младших школьников преобладает интерес к конкретному, они эмоциональны, активны, впечатлительны, непосредственны. Они с готовностью берутся за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуемного желания может не соответствовать их реальным возможностям. Поэтому к занятиям младшие школьники могут охладевать, не доводить начатую работу до конца, переключаться с одного занятия на другое. Поэтому необходимо постоянно обновлять содержание, формы, методы занятий, учитывать дозировку рабочего времени, стимулировать и поддерживать активность и готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к трудовой деятельности. Поскольку большинство младших школьников эмоционально восприимчивы, их достаточно легко увлечь работой, без особых затруднений переключить на полезное занятие, вызвать позитивный эмоциональный настрой.
Путь к сознанию ребенка проходит через его эмоции переживания, эмоциональное состояние. Если выполнение работы, определенных трудовых обязанностей вызывает положительные эмоции, радость, приносит удовольствие и удовлетворение, закрепляется в успехе, то у ребенка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в трудовой деятельности, чтобы вновь и вновь испытывать позитивные эмоциональные переживания. Таким образом проявляется активность и инициативность детей, желание сделать работу лучше. При организации трудовой деятельности необходимо обеспечивать, чтобы каждая работа и каждое занятие детей были увлекательными, интересными, полезными и эффективными. Это требует использования разнообразного и яркого в художественном отношении материала для работы: рассказов, стихотворений, сказок, инсценировок, картин, конкретных примеров ответственного отношения к труду взрослых и сверстников.
Значительную роль в совершенствовании трудовых действий детей играет склонность младших школьников к подражанию. Важные условия формирования интереса к труду у ребенка и добросовестного отношения к трудовой деятельности – обстановка ответственного отношения к труду со стороны взрослых, наличие традиций доброго отношения к труду, конкретных живых примеров.
Практический пример
Наташа М. 8 лет, делает уроки. Выполняет задание по природоведению, одновременно ногой пытается дотянуться до кота, свернувшегося под столом. Иногда девочка перестает писать, смотрит телевизор. Вокруг нее на столе разбросаны книги, тетради, фломастеры. В той же комнате мать Наташи работает на компьютере. Возле нее ножницы, нитки, журналы, косметика, тарелка с печеньем, чашка с чаем.
Большую роль в совершенствовании трудовой деятельности младших школьников играет семейное воспитание. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда взрослых и детей и формирования нравственных качеств (рис. 1.3).
В основе совершенствования содержания методики семейного воспитания лежит повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая включает: понимание и осознание ответственности за воспитание детей, практические умения организации жизни и деятельности в семье (привлечение детей к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования и др.), осуществления воспитательной деятельности, продуктивную связь со школой.
Возможности семейного воспитания в приобщении детей к трудовой деятельности:
• приобщение ребенка к труду через самообслуживание; постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду;
• постепенное расширение круга трудовых обязанностей, увеличение их сложности;
• тактичный и систематический контроль качества выполнения трудовых поручений;
• организация обучения выполнению трудовых действий и операций;
• формирование у ребенка уверенности в важности выполнения трудового поручения;
• учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
• поощрение добросовестного самостоятельного выполнения поручений, проявления инициативы;
• чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Рис. 1.3. Влияние семьи на совершенствование трудовой деятельности младших школьников
Трудовая деятельность младших школьников более эффективна и содержательна при наличии следующих факторов:
• отбор такого содержания, которое отражало бы новые перспективы и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели;
• насыщение труда познавательным и творческим содержанием;
• постановка творческих и достаточно трудных задач, развивающих у детей пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха;
• использование таких трудовых задач, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умения пользоваться инструментом, приспособлениями;
• единство целей, требований в совместной работе школы и семьи (систематическое включение учащихся в различные виды труда; оказание необходимой помощи в труде, создание условий для приобретения необходимых для выполнения работы трудовых умений и навыков; четкое определение обязанностей в труде и указание возможных путей проявления инициативы, творчества; повышение ответственности учащихся за результаты труда).
Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста в разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются и совершенствуются различные трудовые умения и навыки, более глубоко осознается ценность труда в жизни общества и человека как мотива трудовой деятельности, усваиваются соответствующие знания, навыки и умения по ведению домашнего хозяйства, развитию самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. По мере расширения возможностей детей в трудовой деятельности и накопления трудового и социального опыта происходит обретение чувства умелости и компетентности. Все сформированные трудовые навыки младшего школьника, связанные с эмоциональными переживаниями целесообразности потраченных усилий, включаются в его психологическое пространство как устойчивые, организующие его элементы.
Общение младших школьников
Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. При это характер общения детей в школе может существенно отличаться от общения в семье. Общение с учителем в младшем школьном возрасте организует всю учебную и внеучебную деятельность детей в школе. Общение с учителем происходит на основе таких мотивов, как деловой (в котором реализуются формальные права и обязанности партнеров общения) и личностный (в котором реализуется субъективная потребность партнеров общения друг в друге). Общение первоклассников с учителем осуществляется на фоне доминирующего положительного отношения (при котором ученик «принимает» личность учителя, проявляет доброжелательность и открытость в общении с ним); гораздо реже наблюдаются отрицательное отношение (при котором ученик не «принимает» личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в общении с ним) или конфликтное отношение (при котором у учащихся возникает противоречие между неприятием учителя, равнодушием, замкнутостью и скрытым, но сильным интересом к его личности). Подавляющее большинство первоклассников относятся к учителю положительно. Большинство младших школьников безоговорочно признают авторитет учителя. При установлении доверительных отношений дети обращаются к учителю по самым различным поводам – от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Многие младшие школьники откровенно рассказывают учителю о своих заботах, переживаниях, семейных событиях. В случае разногласий со сверстниками, конфликта, обиды младший школьник также обращается чаще всего к учителю, и обидчик воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех является общим нравственным арбитром. Авторитет учителя в начальной школе очень высок, что обусловлено не только особенностями личности учителя, но и социальной ситуацией развития в младшем школьном возрасте.
Общение с учителем оказывает большое влияние на психическое развитие младших школьников. На характер взаимоотношений учителя и ученика огромное влияние оказывает стиль педагогического общения, в котором находят выражение особенности коммуникативных возможностей учителя, сложившийся характер взаимоотношений педагога и детей, творческая индивидуальность педагога и особенности классного коллектива. Большинство психологов отмечают, что стиль общения самого учителя должны отличать: внимание к личностным особенностям ребенка, высокий уровень эмпатии – умения поставить себя на место ученика, понять цели и мотивы его деятельности, доброжелательность, заинтересованность в успехе ребенка и рефлексия – анализ своей деятельности как педагога. Учитель может помочь ребенку справиться с возникшими проблемами и затруднениями, а может своими необдуманными реакциями и поведением обострить проблемы, имеющиеся в личностном развитии младшего школьника. В целом можно утверждать, что если у ребенка установились благоприятные, доверительные отношения с учителем, это является основой того, что все возможные проблемы с учебной деятельностью и поведением будут решаться более или менее успешно и быстро. Если же между учителем и ребенком изначально сложились негативные отношения, антипатия, то даже типичные возрастные особенности младшего школьника могут заостряться, что закономерно повлияет на его личностное развитие. В целом учитель начальной школы благодаря своему авторитету оказывает большое влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста теми же способами, что и родители: поощрениями и порицаниями, своим вниманием, собственным примером.
Личность учителя в начальной школе в значительной степени определяет статус ученика в классном коллективе и во многом обусловливает его отношения с одноклассниками. Из-за неприязненного отношения учителя ребенок может оказаться в неблагоприятной атмосфере давления и неприятия, что будет вызывать у него различные отрицательные эмоциональные состояния, которые могут выражаться либо через агрессию по отношению к учителю и одноклассникам, либо через личностные проблемы самого ребенка (например, тревожность, фрустрация). Первичная оценка младшим школьником других учеников почти полностью зависит от мнения учителя, чей авторитет безоговорочно признается подавляющим большинством учащихся младших классов. Демонстративно негативное отношение учителя к какому-либо ребенку способствует формированию аналогичного отношения к нему со стороны одноклассников, в результате чего такой ребенок оказывается в изолированном положении в классе. Учителя, которые явно демонстрируют свое отрицательное отношение к какому-либо ребенку, чаще всего характеризуются низкой психологической компетентностью: плохо знают структуру межличностных отношений в классе; не только ставят некоторых детей в неблагоприятное положение в коллективе, но и не обращают внимания на изолированных школьников, не способны анализировать трудности детей в контактах друг с другом. Взаимодействие с такими учителями часто приводит к тому, что в первом классе слабоуспевающие и недисциплинированные школьники неизбежно получают статус «отвергаемых» и «изолированных» в классе, что оказывает негативное влияние на развитие их интеллектуальных способностей и формирует у них отрицательные личностные свойства.
Практический пример
Денис А., 8 лет. живет в неполной семье с матерью, которая официально нигде не работает, а занимается разведением и продажей элитной породы собак, живущих у них дома. В связи с этим от мальчика часто исходит резкий, неприятный запах. Учитель неоднократно в присутствии всего класса высказывала свое недовольство неопрятностью мальчика и по любому поводу демонстрировала свое негативное отношение к Денису, который также с трудом осваивает школьную программу. В результате против него настроился весь класс, в котором у него нет друзей и никто из одноклассников не хочет даже сидеть с ним за одной партой.
Постоянные неудачи, выходящие за рамки учебной деятельности и распространяющиеся на сферу неформального общения со сверстниками, приводят к тому, что у такого ребенка появляется ощущение собственной малоценности, заниженная самооценка, появляются попытки компенсировать различными способами свою личностную несостоятельность.
Поскольку в силу возрастных особенностей выбор адекватных средств личностной компенсации ограничен, то часто она осуществляется в различной степени осознанным противодействием школьным нормам и правилам, может проявляться в нарушениях школьной дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с детьми и взрослыми и др. В конечном итоге это приводит к полной утрате интереса к школе и может способствовать возникновению нервно-психических и психосоматических расстройств, формированию асоциальной личностной направленности.
В исследовании Н.М. Неупокоевой[13]было выявлено воздействие характера общения с учителем на мотивы общения со сверстниками. Для решения этой задачи использовались индивидуальные беседы с учащимися, игровые методики, социометрия, метод Ньюстеттера (для изучения взаимоотношений детей в паре). Автором были установлены четыре вида мотивов общения со сверстниками.
1. Общение определяется успеваемостью и дисциплинированностью одноклассника.
2. Общение определяется нравственными качествами товарища.
3. Общение определяется положением сверстника в группе детей.
4. Общение определяется характером взаимоотношений сверстника со взрослыми (школьник стремится к общению с теми сверстниками, у которых сложились благополучные взаимоотношения со взрослыми).
Данные о взаимосвязи между характером общения с учителем и особенностями общения со сверстниками представлены в табл. 1.4. Дети с положительным отношением к учителю выбор друзей связывают в первую очередь с нравственными качествами товарища (50 % детей). Другая часть детей с таким же типом отношения к учителю выбирает друзей хорошо успевающих и дисциплинированных (22 % детей).
Таблица 1.4
Взаимосвязь между характером общения ребенка с учителем и особенности его общения со сверстниками в массовой школе(в %)
Дети с конфликтным отношением к учителю выбирают друга чаще всего с благополучным положением в группе детей (его любят все дети, с ним играют). Отношения этих детей со сверстниками затруднены вследствие повышенной обидчивости, мнительности, эгоцентризма. В целом взаимоотношения первоклассников характеризуются неустойчивостью. Дети разобщены, их дружеские привязанности переменчивы и не вызывают глубоких переживаний. Устойчивые дружеские отношения имеют место у тех, кто был знаком до школы. В то же время объективные условия обучения ставят первоклассников в ситуации заинтересованности, сотрудничества. Но в силу отсутствия навыков коллективных взаимоотношений эта положительная тенденция порой не находит правильных средств воплощения (дети списывают, подсказывают и т. д.). Часто прибегают к помощи взрослых для разрешения конфликтных ситуаций, распространены жалобы друг на друга.
Общение младших школьников со сверстниками также проходит через призму учебной деятельности. В процессе совместной учебной работы у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель обучения у большинства первоклассников проходят робость и смущение от большого количества новых впечатлений. Младшие школьники начинают обращать внимание на поведение соседа по парте, устанавливают контакты с симпатизирующими им одноклассниками, которые проявляют сходство интересов. На первых этапах социально-психологической адаптации в новом коллективе у многих детей проявляются в целом несвойственные им черты характера (у одних – застенчивость, у других – развязность, агрессивность). Но по мере установления устойчивых взаимоотношений с одноклассниками каждый ребенок обнаруживает свои подлинные индивидуальные личностные свойства.
Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя. Младшие школьники в целом с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники и могут остро переживать из-за несоответствия этой оценки желаемой оценке. Но такие эмоциональные переживания чаще являются кратковременными, легко изменчивыми под влиянием оценки со стороны взрослых или учителя, мнение которого является для большинства младших школьников наиболее существенным и безоговорочным.
К концу младшего школьного возраста дети становятся все более самостоятельными и менее зависимыми от взрослых в оценке сверстников и обретают новую сферу жизни, полную своих собственных предпочтений и склонностей, своих взаимоотношений со сверстниками, постепенно значимость учителя в этом снижается и все большую роль начинает играть общение со сверстниками. Организуемая школой общественная жизнь детей формирует среди младших школьников общественное мнение, приводит к возникновению школьных традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя.
В классном коллективе школьников нет и не может быть «равностояния», здесь формируется целая система взаимоотношений и взаимозависимостей, в которой каждый ребенок в связи с возложенными на него обязанностями, своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное положение, имеет свой статус. В основе избирательных привязанностей младших школьников могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в учебной деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников, способности к самовыражению и т. д. Популярные и непопулярные младшие школьники по-разному ощущают себя в коллективе. Статус младшего школьника в коллективе класса, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его отношение к коллективу, эмоциональное благополучие и психическое развитие в целом.
В целом в учебных группах можно выделить две категории детей: младших школьников с благоприятным статусом, к которым относятся предпочитаемые и принятые сверстниками дети, имеющие высокий уровень удовлетворенности отношениями, являющиеся членами микрогрупп учащихся; младших школьников с неблагоприятным статусом, к которым относятся непринятые, изолированные и отвергаемые одноклассниками дети, имеющие низкий уровень удовлетворенности отношениями, не входящие в объединения сверстников. Статус младшего школьника в коллективе класса взаимосвязан со многими факторами, среди которых отношения с учителями, психологический климат в семье, стиль семейного воспитания, личностные и поведенческие особенности ребенка, его коммуникабельность и общественная активность, характер школьного и внешкольного общения, отношение к педагогическим воздействиям и общественному мнению и др. Многие дети с неблагоприятным статусом в группе сверстников, в отличие от школьников с благоприятным статусом, отличаются замкнутостью, тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, низкой коммуникативной компетентностью, недисциплинированностью, низким уровнем коммуникативной успешности в целом, состоящей из трех компонентов: когнитивного (способность определять собственные коммуникативные проблемы), поведенческого (способность управлять своим поведением) и эмотивного (способность владеть эмоциями).
Оптимизации общения со сверстниками в младшем школьном возрасте способствует целенаправленная психолого-педагогическая работа по формированию коммуникативной успешности детей в образовательной среде, модель которой предложила И.А. Гришанова[14](рис. 1.4).
В младшем школьном возрасте меняется содержание и характер общения детей с родителями и другими близкими взрослыми. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного возраста сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам школьной жизни. Родители начинают по-новому контролировать младшего школьника в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние учебные задания, строго организовать режим дня и следовать ему. Возрастание и ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, повышает его ответственность за самого себя.
Рис. 1.4.Модель процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде
Требуемое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и эмоциональных проявлений, обязательная самоорганизация могут приводить к субъективному ощущению одиночества у ребенка, состоянию отчужденности себя от близких, поскольку он сам в связи с новым социальным положением школьника должен нести ответственность и организовать свою новую жизнь. Поэтому младший школьный возраст начинается с перестройки отношений с родителями, с трудного периода испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (прилежно вести себя в классе, быть внимательным на уроке, к учебным заданиям, которые надо выполнять при исполнении поручений учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня вне школы – дома, в семье. В семьях с гармоничными типами семейного воспитания у ребенка создаются благоприятные условия для освоения новых требований учебной деятельности и принятию их как неизбежных и необходимых.
Можно выделить несколько главных аспектов общения младших школьников с родителями:
• о процессе учебной работы в школе и дома;
• обсуждение вопросов, связанных с бытом семьи и организацией свободного времяпровождения ее членов;
• информирование родителей о своих делах и делах в школе;
• запрашивание информации у родителей по различным конкретным вопросам;
• запрашивание у родителей оценки своей деятельности и поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.
Родители могут существенным образом поддерживать успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях и стимулировать у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Отношение к младшему школьнику со стороны родителей во многом определяют его эмоциональное состояние и развитие его чувства личности. В условиях семьи, чувствительной к изменившемуся социальному статусу ребенка, он обретает новое положение и внутри семейной системы: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с его мнением считаются. Потребность в признании проявляется в стремлении младшего школьника утвердиться в своих моральных свойствах: он анализирует свое поведение, стремится проецировать свой поступок на будущие реакции родителей, при этом он хочет, чтобы они признавали и ценили его хороший поступок. Для младшего школьного возраста характерна сильная потребность обращаться к родителям за оценкой результатов своей деятельности и своих достижений.
В семье, где ребенок проходит первичную социализацию, он учится на примере взаимоотношений между членами семьи поведению и формам отношений. В частности, на формирование свойств его личности оказывают влияние такие факторы, как характер отношений между родителями и детьми, стиль семейного воспитания, уровень семейной гармонии или дисгармонии. Исследования показали, что если у младших школьников дисгармония в отношениях с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают неуспешными, неспособными, или они не ощущают родительской поддержки, то у таких детей возрастает риск формирования негативных черт характера и возникают затруднения и проблемы в общении со сверстниками.
Практический пример
Валера В., 7,5 лет. Воспитывается в семье с либерально-попустительским стилем общения, где ему все позволено и нет никаких обязанностей и требований, он почти всегда добивается своего с помощью демонстративной обиды, капризов и требований. В классе Валера не может ни с кем подружиться, поскольку проявляет свою эгоистичность и конфликтность, не приучен уступать.
А.Я. Варгой[15]выделены следующие типы детско-родительских отношений:
• Принятие/отвержение – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Либо родителю нравится ребенок таким, какой он есть, либо он воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого.
• Кооперация – социально желательный образ родительского отношения, при котором родитель высоко оценивает способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка и старается быть с ним на равных.
• Симбиоз – отражает межличностную дистанцию в отношениях с ребенком. При этом родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится оградить его от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка. Тревога родителя увеличивается, когда ребенок начинает обретать автономию.
• Авторитарная гиперсоциализация – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается во всем навязать свою волю, не в состоянии принять его точку зрения.
• Маленький неудачник – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При таком родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социаль