Инфантилизм как регулятор отношений отечественных овчарок в стае

Инфантилизм — «затянувшееся детство» — привычно воспринимается нами как нечто отрицательное. И дей­ствительно, в отношении представителей вида «человек разумный» это утверждение вполне справедливо: такой человек в обществе несуразен, а иногда и опасен. Иска­женное восприятие действительности, полнейшее отсутствие чувства ответственности, неспособность отвечал за свои поступки — таковы основные характеристики че­ловеческого инфантилизма.

Однако с представителями вида «собака домашняя» лишенных моральных и этических оценок, свойственных людям, и движимых исключительно целесообразностью и необходимостью тех или иных форм поведения, подобная категоричность в оценке будет ошибочна.

Наблюдение за кавказскими и азиатскими овчарками, живущими в семьях и содержащимися в питомниках, позволили автору сделать некоторые выводы которые, надеюсь, могут показаться любопытными владельцам собак этих пород. Замечу сразу, что не следует путать инфантилизм и ошибочное восприятие человеком кавказской овчарки и ее поведения по причине размеров и «свирепости».

Во втором случае речь идет о том, что, введенный заблуждение физическими возможностями 8—10-месячного кавказца, даже сам владелец иногда склонен вое принимать такого щенка более взрослым, чем он есть на самом деле, а его поведение (соответствующее его развитию, то есть абсолютно нормальное!) характеризовать как инфантильное.

Общеизвестно, что среднеазиатские (САО) и кавказские (КО) овчарки — собаки позднего развития имеющие значительную (по сравнению с другими по родами) продолжительность жизни. До трехлетнего возраста большая часть поголовья этих овчарок в той или иной степени сохраняет в своем поведении «щенячесть», завершая психическое формирование (взрослея) к трех четырехлетнему возрасту.

Нас же интересуют проявление инфантилизма у взрослых особей волкодавов, как способа построения внутристайных отношений, и практическая польза, которую мы можем извлечь, поняв этот механизм.

Кому не известно утверждение о том, что «собаки до самой смерти остаются детьми»? И хотя подтвержда­ется оно лишь частично, люди склонны к обобщениям и в силу этого обстоятельства распространяют его на всех без исключения собак. На самом же деле все слож­нее. А нас интересуют те случаи, когда КО/САО прибе­гают к такой своеобразной мимикрии.

Приведем несколько примеров.

Взрослый кобель кавказской овчарки находится в окруже­нии щенков. Невозможно без улыбки наблюдать за его поведе­нием: сама серьезность, солидность, «взрослость» и легкое недо­вольство теми неудобствами, которые создают щенки. Но вот появляется вожак-хозяин. Охарактеризовать происшедшую перемену можно очень просто — одним щенком стало больше.

Очевиднее такая перемена в ситуации, когда кавказец вы­полняет охранные функции («работает с чужим»), а затем нео­жиданно появляется вожак-хозяин. Переход от дикой злобы к безудержной радости мгновенен. Но это не просто радость! Поведение в это мгновение утрированно инфантильно: взрос­лый кобель валится на спину, подставляя живот, или тыкается головой в вожака, совершая корпусом и хвостом движения с мак­симальной амплитудой.

Еще более показательный пример-реакция на воздействие со стороны вожака. Взрослый кобель, способный молча переносить ужасную боль во время поединка с человеком или теста с сопле­менником, может «вскрикнуть», если хозяин-вожак нечаянно на­ступит ему на лапу или накажет, слегка хлопнув ладонью по крупу.

Есть ли какое-то несоответствие, или даже ненор­мальность, в таком поведении кобеля кавказской ов­чарки? Конечно, нет! Скорее наоборот. Известный мос­ковский специалист Александр Власенко отмечал «повышенные» театральные способности азиатских и кавказских овчарок, совершенно (на мой взгляд) спра­ведливо объясняя их сильнейшим фактором — необхо­димостью выжить в стае.

Действительно, щенок или подросток, не владею­щий необходимым языком — не умеющий быстро и мак­симально понятно продемонстрировать свое подчине­ние, — обречен. Взрослые, сильные, стоящие выше на иерархической лестнице кобели будут увеличивать давле­ние на него до тех пор, пока он не согласится со своим поражением. Иными словами, выживет он вряд ли...

Замечена и еще одна особенность КО — они почти никогда не лижут владельца в лицо, а лишь тыкаются носом. Вероятно, это объясняется тем, что взрослой собаке «неудобно» проявлять свои чувства таким щеня­чьим способом. Общеизвестно, что такое вылизывание |лица означает всего лишь просьбу поделиться съеденной пищей: обычная стимуляция отрыгивания части добычи и, таким образом, подкормка легкоусвояемой пищей щенка.

Но, как видим, в случае с болевыми воздействиями со стороны вожака и при исполнении ритуала привет­ствия взрослые кобели не ограничивают себя в проявле­нии щенячьих черт поведения, то есть демонстрируют инфантильность во взаимоотношениях с вожаком-хозяином.

Как следует относиться к этим проявлениям? Оче­видно, приветствовать. Во всяком случае, проявление инфантилизма по отношению к вожаку — начинающе­му собаководу — может служить гарантией его безопас­ности, что, согласитесь, немаловажно. Инфантилизм по отношению к членам стаи свидетельствует всего лишь о том, что собака безропотно занимает подчиненное место в стае, а не о слабости нервной системы или излишней жестокости владельца.

К сожалению, иногда приходится сталкиваться с пря­мо противоположным вариантом поведения: тиран в се­мье при столкновении с первым же противником (не важ­но — человеком или собакой) всячески подчеркивает свое подчиненное положение — вплоть до непроизвольного опорожнения мочевого пузыря. Слава Богу, такой стиль поведения кавказским овчаркам не присущ.

Однако порой встречаются ситуации, когда неопыт­ные собаководы понять поведения своей собаки не мо­гут. Рассмотрим один наиболее показательный пример.

Владелец собаки подвергается нападению уличного хулигана. Для решения этого конфликта со стороны собаки требуется все­го-навсего рыкнуть, но она просто стоит и никак не реагирует на происходящее! Было бы понятно, если бы собака испугалась, но этого нет и в помине! Собака стоит безучастно — и все...

Владелец в недоумении, а между тем все достаточно просто: мы имеем в данном случае проявление инфанти­лизма как следствие «неправильного» контакта с КО. Часто это излишне авторитарный способ общения со своей со­бакой — она теперь просто не смеет предпринимать что-то в присутствии вожака. В подобной ситуации собака подчас считает себя щенком, и тогда подавайте сколько угодно команд на поражение — вероятнее всего, КО их проигнорирует.

Мне могут возразить, что все дело тут в чужой тер­ритории, дескать, собаки пород КО и САО слишком территориальны.

Я убежден, что это неверно и слишком надуманно. Готов согласиться, что если человек ведет себя индиф­ферентно, то на «чужой» территории КО и САО будет вести себя спокойно.

Но не в случае, когда владельцу угрожает опасность! Иначе мы вынуждены будем признать, что отары овец на Кавказе выпасаются исключительно возле жилища чабана.

Какие же выводы можно сделать из всего вышеска­занного?

1. Проявление инфантилизма со стороны КО и САО (особенно кобелей) по отношению к владельцу свидетельствует всего лишь о том, что последний занял в «стае» место вожака. Эти проявления свидетельству­ют также о том, что собака не будет претендовать на главенство в стае, а значит, конфликты исключены.

2. Излишне авторитарный способ общения с КО и САО, подавляющий ее инициативу и лишающий ее са­мостоятельности, гасит в собаке ее врожденные охранно-защитные склонности. В результате собака может вести себя неадекватно в экстремальных ситуациях.

3. Чувство меры, справедливость во взаимоотноше­ниях, умение дозировать предъявляемые к собаке тре­бования и применяемое наказание вместе с понимани­ем того, что именно движет собакой в той или иной ситуации, позволяют воспитать из КО и САО надежно­го охранника и настоящего «состайника».

Теперь, помня об основных принципах построения стаи, давайте поближе познакомимся с теми, с кем вам нужно будет ее создавать, - с уникальными собаками, имя которым кавказские и азиатские овчарки.

Глава 2

КАВКАЗСКАЯ И СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

КАВКАЗСКАЯ ОВЧАРКА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Познакомившись с основными теориями происхож­дения собак, мы можем попытаться проследить пути возникновения одной породы — кавказских чабанских собак, или волкодавов, получивших официальное на­звание «овчарок».

Единственным оправданным гипотетическим пред­ком кавказского волкодава может быть тибетский дог, которого нельзя ни в коем случае путать с современным, так называемым «тибетским мастифом» — английской «реконструкцией» древней собаки. Дело в том, что лю­бая реконструкция (воссоздание), какой бы научной она ни была, всегда будет гипотетической. Поэтому, отда­вая дань уважения английским селекционерам, заме­тим, что в этом случае любые аналогии неуместны.

Подарок китайскому императору — травильный ти­бетский дог - упоминается еще в 1121 г. до н.э. Эти собаки, претерпевая закономерные, но не принципи­альные изменения, через некоторое время распространи­лись в Монголии и других азиатских регионах. Древние пастушьи и одновременно охранные собаки оказались в Греции и Риме, оттуда вместе с войсками и торговы­ми караванами распространились по всему европейс­кому континенту. Вероятно, в этой миграции особую роль играл Дербентский проход, находящийся на тер­ритории современного Дагестана.

С этого момента и начинается история кавказского волкодава, следовательно, порода насчитывает никак не меньше двух с половиной тысячелетий.

Исторические, социальные и географические осо­бенности этого региона, являющегося своеобразным евразийским перекрестком, формируют уникальную породу собак, оптимально видоизмененную и приспо­собленную к местным условиям, в последствии полу­чившую название «кавказская овчарка».

Здесь и разошлись пути наших кавказцев и азиатов. Они оказались в роли родных братьев, которых разлучи­ли, а затем вырастили и воспитали в разных условиях.

Сам по себе Кавказ - регион очень сложный и ин­тересный. Он никогда не был изолирован так, как ази­атские территории, но был разобщен и изолирован, если можно так выразиться, внутри себя. В изолированных высокогорных районах и селениях очень ценились чут­кие, агрессивные, мощные охранно-защитные собаки, выполняющие и функции пастухов — сторожей стад. Ведь скотоводство (прежде всего овцеводство) и по сей день имеет большое значение на Кавказе. Таким обра­зом, сохраняя необходимые физические параметры, эти собаки ориентировались на двух главных врагов — вол­ка, как самого распространенного хищника, и пришло­го человека — чужака. Точно такие же собаки нужны были ив городах-государствах, городах-крепостях, са­мым известным из которых является Урарту. Так и по­явилась основная психическая характеристика кавказ­ских волкодавов — злобность и нелюбовь к чужакам как некая этологическая общность. С тех пор и возникла совершенно уникальная «философия» этих собак — деление мира не по принципу «хороший— плохой», а по принципу «свой (хороший) - чужой (плохой)», сде­лавшая их непревзойденными охранниками, не имею­щими аналогов в мировой кинологии.

Во время длительных переходов со стадами кавказ­цы оставались предельно изолированными, общаясь лишь с чабаном-вожаком. Вероятно, именно в этом обстоятельстве следует искать корни беспрецедентной верности кавказцев, и поныне пользующихся заслужен­ной репутацией «собак одного хозяина». Занимаясь по роду своей деятельности обучением собак на домашнем пансионе, когда она живет у дрессировщика, я могу засвидетельствовать: только эти собаки действительно тяжело переживают самую кратковременную разлуку с хозяином, каким бы «плохим» он ни был! Даже азиат воспринимает это обстоятельство спокойнее. По этой причине я, как и многие мои единомышленники, отка­зался от практики пансионов для КО, исключением мо­гут быть лишь «питомниковские» собаки, фактически не имеющие хозяина.

В то же время климатические условия делали кав­казцев допустимо вариабельными, что закреплялось изолированностью селений вплоть до серединыXX века. Так появились типы кавказских овчарок, исчезнувшие с развитием транспорта и коммуникаций. Нам же при­рода продемонстрировала прекрасный пример того, как тесный инбридинг в сочетании с жесточайшим естествен­ным отбором и работой может дать гениальный резуль­тат, воспроизвести который в современных условиях не представляется возможным.

Возникновению различий внутри породы способ­ствовали различия климатические, мы уже упоминали об этом. Как же это происходило на практике? Соглас­но законам — не более того. В условиях высокогорья воздух более разрежен, чем на равнинах. Следователь­но, чтобы обогатить кислородом организм, необходимо было максимально увеличить объем легких и, стало быть, объем грудной клетки. В то же время основное требова­ние горных троп к живому организму - устойчивость. Отсюда более короткие рычаги передних и задних ко­нечностей. В свою очередь, холодный горный воздух провоцировал собаку хорошо «одеваться». Наверное, так и сформировался тип горных кавказцев: очень мощ­ные, приземистые, коренастые, длинношерстные соба­ки, смотрящиеся чуть растянутыми.

В предгорьях необходимости в такой адаптации не было, но высоконогость строго регламентировалась воз­можностью вести поединок с волком. Появлялись со­баки более компактные и стройные, с несколько уко­роченным шерстным покровом.

Хочется сразу оговориться: не следует современных нетипичных собак оправдывать так называемым «степ­ным» типом — плохое разведение не может иметь оп­равдания! Узкогрудых, вздернутых на ногах, «голых», прилобистых с вздернутыми носами («дельфинов») не­обходимо исключать из разведения, продолжая любить как членов «стаи-семьи».

Среда, в которой происходило формирование по­роды, создала в лице кавказца пре любопытнейший этологический феномен. Условия тяжелейших суточных переходов за овцами выработали у этих собак своеоб­разный режим «экономии энергии». Суровая жизнь и не слишком обильное питание вынудили кавказца лю­бую остановку использовать для отдыха.

Современные КО свято соблюдают этот закон: до определенного момента при любом содержании они неторопливы, не любят суеты и беготни (вспомните характерные для кавказского волкодава аллюры!), пред­почитают полежать в максимально выгодном положении. Кстати говоря, это делает их очень удобными при квар­тирном содержании (заметим — не лучшем для КО), по­скольку эти огромные собаки практически не заметны на самой ограниченной жилплощади.

И здесь природа преподносит человеку еще один, весьма болезненный для его самолюбия урок — ей уда­ется создать большую собаку, которая мало ест и пьет, в характере которой удивительным образом сочетаются черты поведения сенбернара и добермана! Я имею в виду легендарный взрывной характер волкодавов, уме­ющих из лежачего положения (максимальная расслаб­ленность) провести молниеносную атаку, смертоносную для врага, даже не успевшего ее проследить, с мгновен­ным переходом в состояние полного спокойствия! Что же это, как не предельная уравновешенность протека­ния нервных процессов?

Вплоть до 30-х годовXX столетия кавказские волкодавы культивировались методами народной селек­ции и не подвергались до 70-80-х годов целенаправлен­ным изменениям со стороны селекционеров-кинологов, что и спасло породу от так называемой социализации, то есть не сделало из нее «прислугу». Так мы получили сча­стливую возможность узнать этих собак, не имеющих аналогов в мире.

Мне хотелось бы отметить два важнейших обстоя­тельства, наложивших свой отпечаток на современных кавказцев. Очень часто, говоря об исчезновении «ти­пов» кавказцев, мы подразумеваем только экстерьер. И хотя реально различия сохраняются, даже видоизменив­шись (достаточно сравнить экстерьер российского и украинского поголовья кавказцев), нельзя упускать из виду то обстоятельство, что кавказцы разнятся еще и по этологическим особенностям.

Во всяком случае, невозможно не признать существо­вания совершенно обособленных линий кавказцев. Одну из них (в Киеве, например, это линия Старого Кяфра) при общей злобности отличает дружелюбное отношение к собакам! И это легко объяснимо: их «генная память» не включает инстинкт агрессии на подобных себе. Вот и ухо­дят они раз за разом из тестовых поединков, высоко зад­рав хвост, ввергая «специалистов» в недоумение.

Другая проблема - «кавказистые» азиаты и «азиатистые» кавказцы. Мы еще коснемся так называемой иран­ской переходной породной группы - собак, живущих на границе ареалов обитания КО и САО. Это собаки, о ко­торых невозможно сказать — кавказец это или азиат.

Но есть еще одна грань сосуществования этих по­род. Представьте себе далеко не выдуманную ситуацию: привозят с Кавказа настоящую аборигенную собаку. По документам она КО, по характеру - тоже, а по экстерь­еру — чистейший азиат. Кстати говоря, обратная ситуа­ция (по документам — азиат, на самом деле — кавказец) встречается значительно реже, и, как правило, здесь мы имеем дело с банальным мошенничеством. Но, возвра­щаясь к первому случаю, мне хотелось бы отметить одно политическое обстоятельство, вмешавшееся в историю кавказской овчарки. Упоминание о нем есть в книге «Кавказская овчарка» О. Красновской, Н. Пшенич­никовой и др. (М., 1998). Я имею в виду репрессии 1930—1940-х гг. против ряда кавказских народов и их переселение в азиатский район. Естественно, что брать с собой собак они не могли, зато наверняка везли назад после войны собак-азиатов. Понятно, что на Кавказе они метизировались с местным поголовьем КО, и ре­зультаты этого мы можем наблюдать еще и сегодня.

Не могут пройти бесследно и селекционные потуги некоторых «бойчатников», бессовестно заливающих в кавказца кровь догов, тоса-ину и даже питов! Таких собак часто приходится видеть на тестовых турнирах. Хочется напомнить, что в результате получается не но­вая «бойцовая» порода, а «выродки», дающие дегенера­тов уже во втором-третьем колене потомков.

СЛАВЯНСКИЙ СЛЕД

Если после прочтения предыдущей главы у вас, ува­жаемые читатели, возникло чувство, что в вопросе воз­никновения кавказских ^чарок все ясно, я постараюсь вас разочаровать.

С кавказской овчаркой связано очень много пара­доксов, и я предлагаю взглянуть на историю возникно­вения и формирования породы под необычным углом зрения.

В последнее время сразу несколько авторов вполне заслуженно «прошлись» и по надоевшему всем «тибет­скому догу», и по несоответствию названия «овчарка» в варианте принадлежности ко II группе FC1, и по многим другим вопросам, связанным с происхождением кавказской овчарки. Как тут не вспомнить высказыва­ние уважаемых Мычко и Беленького: «...получается, что походы Александра Македонского имели главной целью экспорт-импорт собак по маршруту Европа — Азия». Как это верно подмечено!

По большому счету, тема «тибетского дога» уже пол­ностью «выработана», тем более что любители разных пород видят в его облике, что кому нужно: кто кавказца, кто ротвейлера, кто сенбернара.

Давайте попробуем все же определитьосновные по­зиции, не вызывающие никаких сомнений, от которых мы будем отталкиваться в дальнейшем:

1. Не только происхождение кавказской овчарки, но даже наша собственная история изобилует такими огромными «белыми пятнами», что порой трудно ска­зать, чего больше — пробелов или строчек.

Если в вопросе отечественной истории опираться на «Повесть временных лет», картина будет одной, а если на «Сказание о Словене и Русе» — то совершенно другой. Но в любом случае мы уверены, что русские, белорусы и украинцы являются по происхождению брат­скими народами.. Для нас сейчас это важно на том ос­новании, что мы будем рассматривать такой период истории, когда она была для них общей.

2. Кавказская овчарка возникла как порода в четко очерченном регионе между Черным и Каспийским мо­рями. Не вызывает сомнения азиатское происхождение кавказца, на которое указывал Мазовер, но порода сфор­мировалась именно в этом регионе.

3. Можно говорить о трех- и даже пятитысячелетней истории породы, но представляется справедливым утверждение, что подобный современному облик кав­казские овчарки приобрели где-то на рубеже «до нашей эры» и «нашей эрой».

Чтобы это утверждение стало понятнее и объемнее, предлагаю вспомнить о том, что история немецкой ов­чарки насчитывает 100 лет. Теперь возьмите фото нача­ла XX века и покажите не слишком осведомленному собаководу. Бьюсь об заклад, он не узнает в этой соба­ке немецкую овчарку. Надеюсь, уникальность кавказс­кой овчарки теперь стала более понятна. И возможные нюансы в их облике в I веке н.э. тоже.

4. История породы насчитывает, строго говоря, всего два периода: дозаводской, или примитивный, и заводс­кой. Последний длится всего лишь три десятилетия, а два предшествующих десятилетия были чем-то вроде переходных.

5. Покорение Кавказа относится к 1765 году. С тех пор прошло без малого 250 лет. Предлагаю эту цифру соотнести с историей той же немецкой овчарки.

6. СССР существовал до 1991 года.

Теперь, если вышеназванные факты не вызывают у вас внутреннего протеста, предлагаю провести любо­пытный эксперимент: наложить как кальку историю славян на выбранный нами период на рубеже эр — до и после Р.Х. Не будем считать это строго научным иссле­дованием и отнесемся к нему с допустимой легкостью — авось и обнаружим что-нибудь! Что было тогда с нами и с кавказской овчаркой?

«Велесова книга» говорит, что предками славян были киммерийцы. Для себя отметим, что античные авторы выводили их название — «киберийцы» — из... имени Кербера (Цербера), хорошо известного каждому мало-мальс­ки образованному человеку пса-охранника.

Дальше еще интересней: три тысячи лет, начиная с гомеровских времен, во всем мире нас величали скифа­ми. В Несторовой летописи Русская Земля также зовет­ся Великой Скуфью. Да что там говорить — почитайте Валерия Брюсова, Андрея Белого, Александра Блока или Сергея Есенина.

В.Н. Татищев подчеркивал русское происхождение наименования «скифы». У доктора философских наук Демина находим следующее объяснение: «В соответствии с нормами греческой фонетики это слово произносит­ся как «скит/ф/ы». Второй слог в греческом написании слова «скифы» начинается с «теты», в русском озвучива­нии она произносится и как «ф», и как «т». (До XVIII в. слово «театр» звучало как «феатр»). До реформы русского алфавита в его составе (в качестве предпоследней) была буква «фига», предназначенная для передачи заимство­ванных слов, включающих букву «тета». И слово «ски­фы» в дореволюционных изданиях писалось через «фигу».

«Скит» - чисто русский корень (скитаться). Следо­вательно, «скифы-скиты» дословно обозначает «скиталь­цы», «кочевники». А какой же кочевник без собаки? Внимание, мы уже вплотную приближаемся к интере­сующему нас времени! Помимо чисто славянской люб­ви к пьянству (пожалуй, самое сильное доказательство -народные традиции), скифы известны тем, что через Кавказ они вторглись в Переднюю Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и дошли до Египта, лишь по причине пьянства не завоевав его. А пришли они (примерно 700 г. до н.э.) из Закаспия.

Теперь наложите названные географические ори­ентиры на «регион кавказской овчарки», очерченный нами вначале. Улавливаете? Могли ли разудалые ко­чевники, воины и скотоводы пройти мимо собак, столь точно соответствующих их «менталитету» и столь необходимых при таком образе жизни в их нехитром хозяйстве? Вряд ли!

А если еще добавить тот факт, что скифское племя саков обитало в Средней Азии? Напомню, еще 700 лет до Р.Х.!

Многим досталось от скифов. Вторгся Дарий на южные земли современной России и Украины — и еле ноги унес. Причем разгромили его войско наши предки исключительно методами партизанской войны. А при­годились ли бы в такой войне собаки, какими были тогда кавказцы? Отвечайте на этот вопрос сами, все равно ничего доказать нельзя. Но одно замечу: воин-кочевник был ленив на изобретения (да и то не всегда, но об этом чуть позже), но не использовать такое грозное (особенно по тем временам) оружие, как кавказец? Да ни за что не поверю! При таком-то совпадении характеров?!

Встречались скифы и с уже упоминавшимся Алек­сандром Македонским. Для нас в этой «встрече» инте­ресно то, что произошла она в древнем городе Мараканде - современном Самарканде. Для тех, кто не уловил, напомню, что кавказскую овчарку называют «отечествен­ная порода собак азиатского происхождения».

Чтобы закончить со скифами, напомню еще два факта из их, то есть нашей с вами, читатель, истории:

1) отличительной чертой скифской культуры явля­ется так называемый «звериный стиль»;

2) для европейцев скифы всегда ассоциировались с территориями, прилегающими к Черному морю (см. регион происхождения КО).

Что было дальше? А дальше были сарматы. А Сарматия — значит Россия (в широком смысле этого сло­ва, не только Российская Федерация). Во всяком слу­чае, на карте ученого-энциклопедиста II в. н.э. Клавдия Птолемея на месте современной России начертано — «Сарматия». Напоминаю, что сарматов называли еще савраматами и что корень «сар» не что иное, как «царь». Помимо всех характеристик, данных скифам, и все тех же территорий, у сарматов еще и женщины, воевали наравне с мужчинами. Ну а уж если и женщины воева­ли, то неужели они не использовали бы собак? Ведь кавказцы уже точно были — II в. н.э. все-таки!

Но есть тут еще один любопытный психологичес­кий момент: именно сарматы изобрели конницу «Зак­рытый панцирь» (сначала из распиленных лошадиных копыт, а затем и металлических «чешуек»). Всадник, вооруженный длинным копьем, наносил сокрушитель­ный таранный удар по врагу. Ничего не напоминает? А ведь именно такая тактика ведения поединка априори свойственна кавказской овчарке!

Любопытно, что 18 веков спустя эта тактика нашла свое воплощение в украинской системе обучения «соба­ка сопровождения», в которой очень высоко ценится умение наносить врагу таранные удары (в том числе в наморднике). Вот вам и исторические корни.

Для любознательных сообщу, что эти сарматские всадники именовались красивым, но трудно запомина­емым словом «катафорактарий».

Если вы еще не слишком устали, то позвольте пред­ложить вам еще одно свидетельство славянского учас­тия в создании породы «кавказская овчарка», на этот раз — еще более конкретное. Современный армянский историк Сурен Айвазян, более сорока лет изучавший общие корни происхождения русского и армянского народов, в своем итоговом труде «История России: Ар­мянский след» (М., 1997) отмечает, что в Урарту (вре­мена Ассирийской державы) правила целая династия царей с именем Руса, а бывший некоторое время сто­лицей город назывался Русин. А в древнеармянской клинописи «рус» тоже означает «русый» в смысле «ру­соволосый». Айвазян отстаивает «араратскую концеп­цию» происхождения славян и армян и их совместное пребывание в Южном Закавказье. Просто армяне оста­лись здесь навсегда, а славяне... впрочем, вы и сами об этом знаете.

Хотите еще пример? Пожалуйста!

Как известно из школьного курса истории, наши предки были порабощены готами. Но они не покори­лись, продолжая сражаться за свою свободу. Появление на нынешней российской территории гуннов усилило русское сопротивление германской оккупации. Уже внучатому племяннику Германариху-Винитарию при­шлось вести войну на два фронта — против гуннов и против славян — русских племен антов.

Теперь внимание, читатель, нас ждет любопытней­ший пример наложения славянской истории и истории Кавказа, а «вплести» сюда интересующих нас с вами собак и вовсе просто. Славяне-анты разгромили армию гота Винитария, но он хитростью пленил их князя Божа, его сыновей и старейшин племени, предав их всех му­чительной казни. Все это — согласно хронике Иордана. В «Слове о полку Игореве» это роковое событие назва­но «время Бусова». Академики А.А. Шахматов, Б.А. Рыбаков и Д. С. Лихачев доказали, что Бож из хроники Иордана и Бус из «Слова...» — одно и то же лицо.

. «К чему все это?» — спросите вы. Да к тому, что в 30 километрах от Пятигорска находится величайшая свя­тыня Кавказа — курган Буса Белояра. Еще в XIX в. на нем можно было увидеть статую древнерусского князя, названного в «Велесовой книге» Бусом Белояром (сей­час статуя находится в запасниках Исторического му­зея в Москве). Эту статую подробно описал просвети­тель кабардинского народа И.Б. Ногмов (1794—1844) в своей книге «История адыхейского народа», вышедшей в Нальчике в 1847 г.

«Бусово время» относится к IV в. н.э. Кавказская овчарка уже точно была. Какое место занимала она в жизни и кавказских народов, и славян, живших на смеж­ных территориях, мы никогда не узнаем точно, посколь­ку свидетельств не сохранилось. Но тот факт, что это было, сомнений не вызывает. Как влияли славяне на кав­казскую овчарку, использовали ли они ее только в хозяйстве или же и в военных действиях — неизвестно. Здесь история оставляет неограниченные возможности для лю­бых гипотез, которые лишь гипотезами и останутся...

При таком переплетении историй народов и отсут­ствии свидетельств мы уже никогда не определим вклад каждого из нас в создание уникальной породы собак — кавказских овчарок.

Историю породы (как и историю вообще!) нельзя , нарисовать в виде прямой линии, где все понятно и логически «вытекает одно из другого». История всегда больше похожа на лабиринт из детского журнала, где к цели ведет самый запутанный и сложный путь.

Казаки, всегда говорившие «по-русски», прочно связаны своим происхождением с Северным Кавказом и хорошо известными хазарами (хазар - козак — казак). В XVIII в. русский генерал А.И. Регельман за­писал на Дону народное предание, выводящее род ка­заков от слияния воедино черкесских (касоги), рокса-ланских (славяне) и казарских (хазары) племен.

В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V в. н.э.) находим описание и самих хазар, и рассказ об их при­сутствии на Кавказе.

Уже упоминавшиеся гунны, захватившие не только часть Азии, но и большую часть Европы, имели в своем составе племя савиров. Считается, что именно они дали название... Сибири. Задайте себе вопрос, какие собаки у них были!

Тюрко-язычные булгары в результате исторических коллизий и «путешествий» стали славянскими болгара­ми, имеющими уникальных каракачанских собак (болгарский горан), удивительно похожих на кавказскую овчарку! А язык болгар, отделенных от России и Укра­ины не славяноязычными Румынией и Молдавией, ока­зался ближе к русскому и украинскому, чем язык гра­ничащих с ними поляков и словаков. Это не я заметил, а доктор философских наук Валерий Никитич Демин.

Знаете вы и о событиях более близких во времени, когда с середины XVIII в. Кавказ был завоеван Российс­кой империей? А кавказские собаки становились даже объектом и причиной специальных приказов.

И последнее. Заводская история кавказской овчар­ки неразрывно связана с работой русских, украинских и белорусских кинологов. О «Красной звезде» знают все. А 1988 год — село Ильинское— чем не историческая веха в истории породы?

Кстати, в книге В.В. Тян «На ринг вызываются...» (М., 1990) читаем: «сейчас порода в надежных руках, вни­манием и заботой окружены эти собаки на Украине, где сосредоточено основное племенное ядро породы».

«Что из этого всего следует?» - спросите вы. «Одно замечание и целых два заявления», — отвечу я.

1. Официальный патрон породы «кавказская овчар­ка» — Россия, что само по себе является фактом при­знания славян как одних из создателей породы.

2. Дорогие коллеги из кавказских государств! Если вы прочтете эту статью, не думайте, что кто-то умаляет ваши заслуги! Упаси Бог! И в мыслях этого не было.

3. Дорогие кавказисты Украины и Беларуси, для которых эти собаки - любовь и смысл жизни!

Если вы по привычке назовете кавказца «отечественником» - не спешите краснеть, опускать стыдливо гла­за и сбивчиво давать объяснения. Вы заслужили право так его называть. Будьте выше политических карт для общеобразовательных учреждений. История — вещь сложная, кавказец — порода сложная и загадочная. И все в них неоднозначно и даже спорно.

Надеюсь, мне удалось вас в этом убедить!

ХАРАКТЕРИСТИКА

Собака не для слабонервных, мало испорченная заводским разведением. Отмечена настолько выражен­ным охранным инстинктам, что охраняет решительно всегда, даже когда не надо.

Защищая, эта собака способна расправиться прак­тически с любым противником. Безусловный лидер (и часто - инициатор) в любых собачьих драках. Слабого противника просто не замечает. Инстинкты сохрани­лись в достаточно чистом виде; делит мир на «свое» и «чужое», фанатично дорожит Законом стаи. Предельно выражен инстинкт лидерства.

Если в семье кавказец станет вожаком, то он будет неукоснительно блюсти Закон. Надеюсь, последствия представить себе, в общем-то, несложно даже неиску­шенному в собаководстве читателю.

В случае спора за место вожака необходима макси­мальная степень воздействия, но, даже признав свое поражение, кавказец все равно тихонечко рыкнет вам в спину — промолчать не позволит гордость.

Смену стаи переносит крайне тяжело. Недоверчив к посторонним и злобен, но своим предан до конца на том простом основании, что они свои. Слушаться не любит, команды понимает, но выполняет неохотно.

С детьми отношения бывают разные, но с незнако­мыми — скорее плохие.

Предпочитает уличное содержание.

СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА

Среднеазиатская овчарка... Порода собак, чья ис­тория насчитывает несколько тысячелетий, и всего лишь несколько десятилетий культивируется в заводских ус­ловиях. Уникальный вид живой природы, практически не изменявшийся в течение такого длительного времен­ного периода, что его даже представить себе трудно!

Эти собаки, завоевавшие популярность во всем мире, - гордость отечественной кинологии. Самая ес­тественная и настоящая порода из всех существующих ныне собак и, вероятно, прародительница многих из них. Все это - не просто восторг любителя. Это кон­статация фактов.

О среднеазиатской овчарке написано достаточно много, но она остается по-прежнему во многом зага­дочной и непонятной. До сих пор не определены те требования, которые должны предъявляться к ее рабо­чим качествам, не выработаны единые методики, про­грамма обучения и правила состязаний. Показательно, что зачастую по этим вопросам специалисты высказы­вают не только диаметрально противоположные, но и взаимоисключающие мнения. Одни убеждены, что ази­ату нужна максимально сложная и разноплановая под­готовка; другие настаивают на минимальном приклад­ном курсе обучения. Кто-то видит азиата исключительно охранной собакой, кто-то - бойцом без прикладного применения, а кому-то по душе только его красота.

Все сказанное усугубляется тем фактом, что еще и сегодня азиатскую овчарку сложно назвать единой по­родой, поскольку слишком уж велики «внутрипородные» колебания. Многие вообще считают азиата объе­динением пород, близких по происхождению. И, заметим, небезосновательно.

Я вынужден признаться сразу — мы и сегодня зна­ем не слишком много о происхождении этих собак, пожалуй, даже слишком многого не знаем.

Не вызывает никаких сомнений, что азиатская ов­чарка — одна из самых (если не самая!) древних собак на земле. Сколько лет насчитывает ее история? Две тысячи? Три? Шесть?

Точно ответить на этот вопрос мы никогда не смо­жем. Подавляющее число специалистов по породе на­зывают срок в три тысячелетия. Будем придерживаться этой цифры и мы, только заметив, что, во-первых, облик «протоазиатов» мог быть несколько иным (вспом­ните, как изменилась немецкая овчарка за каких-ни­будь 100 лет <

Наши рекомендации