Стая как основная форма сосуществования живых существ

ВЫ СОЗДАЕТЕ «СЕМЬЮ-СТАЮ»

Итак, несмотря ни на что, вы решили стать собач­ником. Причем не просто собачником, а кавказистом или азиатчиком. Поздравляю. В вашей жизни начина­ется совершенно новый этап. Казавшиеся еще недавно незыблемыми истины будут наверняка пересмотрены, укоренившиеся привычки изменятся. Если, конечно, вы не собираетесь просто посадить собаку на цепь или попросту не замечать ее, выводя на 10 минут на «про­гулку» дважды в день.

Вам предстоит интереснейшая задача — адаптиро­вать в семье представителя совершенно иного вида, который склонен считать себя таким же, как вы, и, ста­ло быть, распространяющий на вас свои Законы. Вы же неизбежно будете применять к нему свои. Вот вам и повод для конфликта.

Моя задача — помочь вам в решении этой пробле­мы, насколько это возможно, ведь очень скоро вы пой­мете, что никакие книги и советы не смогут полностью заменить опыта и умений, которые придут к вам лишь с течением времени.

Но от самых основных ошибок попробуем под­страховаться. Некоторые моменты я уже упомянул:

1) с небольшими оговорками, но иерархическая структура в вашей «семье-стае» будет линейной, и не­дооценивать это обстоятельство никак нельзя;

2) ваше единственно возможное место в этой «се­мье-стае» — место вожака, оберегающего беспрекослов­ное подчинение «Закону стаи»;

3) было бы ошибкой встать на позиции «человекопсов», как бы морально привлекательно они ни выглядели.

Теперь давайте попробуем представить себе, кем же считают нас наши собаки. Этот вопрос не так прост, как может показаться. Более того, боюсь, современная наука этология однозначно на этот вопрос ответить не может. Принципиально существуют всего лишь две воз­можности: собаки могут считать нас собаками или кем-то другим.

Могут ли собаки отождествлять нас с собой? В чем-то, безусловно, да. Но все же остаются очень серьезные аргументы, не позволяющие считать это утверждение истинным.

Могут ли собаки не замечать наших с ними разли­чий, ведь мы иначе двигаемся (собак настоящих они ведь выделяют визуально сразу же!), не метим террито­рию, не едим вместе с ними их пищу, уступаем им по­ловых партнеров (несмотря на то, что являемся в большинстве случаев вожаками)? Со сменой времени года наш внешний вид странным образом изменяется.

Почему, в конце концов, кобели никогда не вос­принимают женщин даже как гипотетических половых партнеров?

Есть и более тонкие наблюдения. Те же кавказские овчарки в собачьих поединках никогда не стремятся (по указанным в начале книги причинам) убить или пока­лечить противника, но на человека это правило не рас­пространяется. Иными словами, для кавказской овчар­ки чужой человек - враг, которого можно убивать, то есть он не является собакой (представителем того же вида, что и кавказец). Любопытно, не правда ли?

Но факт отсутствия другой стаи, применение к нам, людям, собачьих «понятий» (перемечание деревьев после хозяина, вылизывание лица и т.д.) свидетельствуют о том, что все-таки в чем-то мы — собаки для наших лю­бимцев. Получается, что мы с вами, дорогие читатели, собаки, но какие-то странные, не совсем обычные в собачьем восприятии. Это, кстати говоря, осложняет для нас решение задачи - занять место вожака. И здесь нам необходимо использовать свою необычность, то есть убедить кавказскую овчарку в своей исключительнос­ти, что ли, не дать понять нашу (с точки зрения собаки) ущербность.

Запомните! Ущербный, неполноценный по собачьем за­конам не может быть вожаком! Это аксиома.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Познакомившись с основными теориями происхож­дения собак, мы можем попытаться проследить пути возникновения одной породы — кавказских чабанских собак, или волкодавов, получивших официальное на­звание «овчарок».

Единственным оправданным гипотетическим пред­ком кавказского волкодава может быть тибетский дог, которого нельзя ни в коем случае путать с современным, так называемым «тибетским мастифом» — английской «реконструкцией» древней собаки. Дело в том, что лю­бая реконструкция (воссоздание), какой бы научной она ни была, всегда будет гипотетической. Поэтому, отда­вая дань уважения английским селекционерам, заме­тим, что в этом случае любые аналогии неуместны.

Подарок китайскому императору — травильный ти­бетский дог - упоминается еще в 1121 г. до н.э. Эти собаки, претерпевая закономерные, но не принципи­альные изменения, через некоторое время распространи­лись в Монголии и других азиатских регионах. Древние пастушьи и одновременно охранные собаки оказались в Греции и Риме, оттуда вместе с войсками и торговы­ми караванами распространились по всему европейс­кому континенту. Вероятно, в этой миграции особую роль играл Дербентский проход, находящийся на тер­ритории современного Дагестана.

С этого момента и начинается история кавказского волкодава, следовательно, порода насчитывает никак не меньше двух с половиной тысячелетий.

Исторические, социальные и географические осо­бенности этого региона, являющегося своеобразным евразийским перекрестком, формируют уникальную породу собак, оптимально видоизмененную и приспо­собленную к местным условиям, в последствии полу­чившую название «кавказская овчарка».

Здесь и разошлись пути наших кавказцев и азиатов. Они оказались в роли родных братьев, которых разлучи­ли, а затем вырастили и воспитали в разных условиях.

Сам по себе Кавказ - регион очень сложный и ин­тересный. Он никогда не был изолирован так, как ази­атские территории, но был разобщен и изолирован, если можно так выразиться, внутри себя. В изолированных высокогорных районах и селениях очень ценились чут­кие, агрессивные, мощные охранно-защитные собаки, выполняющие и функции пастухов — сторожей стад. Ведь скотоводство (прежде всего овцеводство) и по сей день имеет большое значение на Кавказе. Таким обра­зом, сохраняя необходимые физические параметры, эти собаки ориентировались на двух главных врагов — вол­ка, как самого распространенного хищника, и пришло­го человека — чужака. Точно такие же собаки нужны были ив городах-государствах, городах-крепостях, са­мым известным из которых является Урарту. Так и по­явилась основная психическая характеристика кавказ­ских волкодавов — злобность и нелюбовь к чужакам как некая этологическая общность. С тех пор и возникла совершенно уникальная «философия» этих собак — деление мира не по принципу «хороший— плохой», а по принципу «свой (хороший) - чужой (плохой)», сде­лавшая их непревзойденными охранниками, не имею­щими аналогов в мировой кинологии.

Во время длительных переходов со стадами кавказ­цы оставались предельно изолированными, общаясь лишь с чабаном-вожаком. Вероятно, именно в этом обстоятельстве следует искать корни беспрецедентной верности кавказцев, и поныне пользующихся заслужен­ной репутацией «собак одного хозяина». Занимаясь по роду своей деятельности обучением собак на домашнем пансионе, когда она живет у дрессировщика, я могу засвидетельствовать: только эти собаки действительно тяжело переживают самую кратковременную разлуку с хозяином, каким бы «плохим» он ни был! Даже азиат воспринимает это обстоятельство спокойнее. По этой причине я, как и многие мои единомышленники, отка­зался от практики пансионов для КО, исключением мо­гут быть лишь «питомниковские» собаки, фактически не имеющие хозяина.

В то же время климатические условия делали кав­казцев допустимо вариабельными, что закреплялось изолированностью селений вплоть до серединыXX века. Так появились типы кавказских овчарок, исчезнувшие с развитием транспорта и коммуникаций. Нам же при­рода продемонстрировала прекрасный пример того, как тесный инбридинг в сочетании с жесточайшим естествен­ным отбором и работой может дать гениальный резуль­тат, воспроизвести который в современных условиях не представляется возможным.

Возникновению различий внутри породы способ­ствовали различия климатические, мы уже упоминали об этом. Как же это происходило на практике? Соглас­но законам — не более того. В условиях высокогорья воздух более разрежен, чем на равнинах. Следователь­но, чтобы обогатить кислородом организм, необходимо было максимально увеличить объем легких и, стало быть, объем грудной клетки. В то же время основное требова­ние горных троп к живому организму - устойчивость. Отсюда более короткие рычаги передних и задних ко­нечностей. В свою очередь, холодный горный воздух провоцировал собаку хорошо «одеваться». Наверное, так и сформировался тип горных кавказцев: очень мощ­ные, приземистые, коренастые, длинношерстные соба­ки, смотрящиеся чуть растянутыми.

В предгорьях необходимости в такой адаптации не было, но высоконогость строго регламентировалась воз­можностью вести поединок с волком. Появлялись со­баки более компактные и стройные, с несколько уко­роченным шерстным покровом.

Хочется сразу оговориться: не следует современных нетипичных собак оправдывать так называемым «степ­ным» типом — плохое разведение не может иметь оп­равдания! Узкогрудых, вздернутых на ногах, «голых», прилобистых с вздернутыми носами («дельфинов») не­обходимо исключать из разведения, продолжая любить как членов «стаи-семьи».

Среда, в которой происходило формирование по­роды, создала в лице кавказца пре любопытнейший этологический феномен. Условия тяжелейших суточных переходов за овцами выработали у этих собак своеоб­разный режим «экономии энергии». Суровая жизнь и не слишком обильное питание вынудили кавказца лю­бую остановку использовать для отдыха.

Современные КО свято соблюдают этот закон: до определенного момента при любом содержании они неторопливы, не любят суеты и беготни (вспомните характерные для кавказского волкодава аллюры!), пред­почитают полежать в максимально выгодном положении. Кстати говоря, это делает их очень удобными при квар­тирном содержании (заметим — не лучшем для КО), по­скольку эти огромные собаки практически не заметны на самой ограниченной жилплощади.

И здесь природа преподносит человеку еще один, весьма болезненный для его самолюбия урок — ей уда­ется создать большую собаку, которая мало ест и пьет, в характере которой удивительным образом сочетаются черты поведения сенбернара и добермана! Я имею в виду легендарный взрывной характер волкодавов, уме­ющих из лежачего положения (максимальная расслаб­ленность) провести молниеносную атаку, смертоносную для врага, даже не успевшего ее проследить, с мгновен­ным переходом в состояние полного спокойствия! Что же это, как не предельная уравновешенность протека­ния нервных процессов?

Вплоть до 30-х годовXX столетия кавказские волкодавы культивировались методами народной селек­ции и не подвергались до 70-80-х годов целенаправлен­ным изменениям со стороны селекционеров-кинологов, что и спасло породу от так называемой социализации, то есть не сделало из нее «прислугу». Так мы получили сча­стливую возможность узнать этих собак, не имеющих аналогов в мире.

Мне хотелось бы отметить два важнейших обстоя­тельства, наложивших свой отпечаток на современных кавказцев. Очень часто, говоря об исчезновении «ти­пов» кавказцев, мы подразумеваем только экстерьер. И хотя реально различия сохраняются, даже видоизменив­шись (достаточно сравнить экстерьер российского и украинского поголовья кавказцев), нельзя упускать из виду то обстоятельство, что кавказцы разнятся еще и по этологическим особенностям.

Во всяком случае, невозможно не признать существо­вания совершенно обособленных линий кавказцев. Одну из них (в Киеве, например, это линия Старого Кяфра) при общей злобности отличает дружелюбное отношение к собакам! И это легко объяснимо: их «генная память» не включает инстинкт агрессии на подобных себе. Вот и ухо­дят они раз за разом из тестовых поединков, высоко зад­рав хвост, ввергая «специалистов» в недоумение.

Другая проблема - «кавказистые» азиаты и «азиатистые» кавказцы. Мы еще коснемся так называемой иран­ской переходной породной группы - собак, живущих на границе ареалов обитания КО и САО. Это собаки, о ко­торых невозможно сказать — кавказец это или азиат.

Но есть еще одна грань сосуществования этих по­род. Представьте себе далеко не выдуманную ситуацию: привозят с Кавказа настоящую аборигенную собаку. По документам она КО, по характеру - тоже, а по экстерь­еру — чистейший азиат. Кстати говоря, обратная ситуа­ция (по документам — азиат, на самом деле — кавказец) встречается значительно реже, и, как правило, здесь мы имеем дело с банальным мошенничеством. Но, возвра­щаясь к первому случаю, мне хотелось бы отметить одно политическое обстоятельство, вмешавшееся в историю кавказской овчарки. Упоминание о нем есть в книге «Кавказская овчарка» О. Красновской, Н. Пшенич­никовой и др. (М., 1998). Я имею в виду репрессии 1930—1940-х гг. против ряда кавказских народов и их переселение в азиатский район. Естественно, что брать с собой собак они не могли, зато наверняка везли назад после войны собак-азиатов. Понятно, что на Кавказе они метизировались с местным поголовьем КО, и ре­зультаты этого мы можем наблюдать еще и сегодня.

Не могут пройти бесследно и селекционные потуги некоторых «бойчатников», бессовестно заливающих в кавказца кровь догов, тоса-ину и даже питов! Таких собак часто приходится видеть на тестовых турнирах. Хочется напомнить, что в результате получается не но­вая «бойцовая» порода, а «выродки», дающие дегенера­тов уже во втором-третьем колене потомков.

СЛАВЯНСКИЙ СЛЕД

Если после прочтения предыдущей главы у вас, ува­жаемые читатели, возникло чувство, что в вопросе воз­никновения кавказских ^чарок все ясно, я постараюсь вас разочаровать.

С кавказской овчаркой связано очень много пара­доксов, и я предлагаю взглянуть на историю возникно­вения и формирования породы под необычным углом зрения.

В последнее время сразу несколько авторов вполне заслуженно «прошлись» и по надоевшему всем «тибет­скому догу», и по несоответствию названия «овчарка» в варианте принадлежности ко II группе FC1, и по многим другим вопросам, связанным с происхождением кавказской овчарки. Как тут не вспомнить высказыва­ние уважаемых Мычко и Беленького: «...получается, что походы Александра Македонского имели главной целью экспорт-импорт собак по маршруту Европа — Азия». Как это верно подмечено!

По большому счету, тема «тибетского дога» уже пол­ностью «выработана», тем более что любители разных пород видят в его облике, что кому нужно: кто кавказца, кто ротвейлера, кто сенбернара.

Давайте попробуем все же определитьосновные по­зиции, не вызывающие никаких сомнений, от которых мы будем отталкиваться в дальнейшем:

1. Не только происхождение кавказской овчарки, но даже наша собственная история изобилует такими огромными «белыми пятнами», что порой трудно ска­зать, чего больше — пробелов или строчек.

Если в вопросе отечественной истории опираться на «Повесть временных лет», картина будет одной, а если на «Сказание о Словене и Русе» — то совершенно другой. Но в любом случае мы уверены, что русские, белорусы и украинцы являются по происхождению брат­скими народами.. Для нас сейчас это важно на том ос­новании, что мы будем рассматривать такой период истории, когда она была для них общей.

2. Кавказская овчарка возникла как порода в четко очерченном регионе между Черным и Каспийским мо­рями. Не вызывает сомнения азиатское происхождение кавказца, на которое указывал Мазовер, но порода сфор­мировалась именно в этом регионе.

3. Можно говорить о трех- и даже пятитысячелетней истории породы, но представляется справедливым утверждение, что подобный современному облик кав­казские овчарки приобрели где-то на рубеже «до нашей эры» и «нашей эрой».

Чтобы это утверждение стало понятнее и объемнее, предлагаю вспомнить о том, что история немецкой ов­чарки насчитывает 100 лет. Теперь возьмите фото нача­ла XX века и покажите не слишком осведомленному собаководу. Бьюсь об заклад, он не узнает в этой соба­ке немецкую овчарку. Надеюсь, уникальность кавказс­кой овчарки теперь стала более понятна. И возможные нюансы в их облике в I веке н.э. тоже.

4. История породы насчитывает, строго говоря, всего два периода: дозаводской, или примитивный, и заводс­кой. Последний длится всего лишь три десятилетия, а два предшествующих десятилетия были чем-то вроде переходных.

5. Покорение Кавказа относится к 1765 году. С тех пор прошло без малого 250 лет. Предлагаю эту цифру соотнести с историей той же немецкой овчарки.

6. СССР существовал до 1991 года.

Теперь, если вышеназванные факты не вызывают у вас внутреннего протеста, предлагаю провести любо­пытный эксперимент: наложить как кальку историю славян на выбранный нами период на рубеже эр — до и после Р.Х. Не будем считать это строго научным иссле­дованием и отнесемся к нему с допустимой легкостью — авось и обнаружим что-нибудь! Что было тогда с нами и с кавказской овчаркой?

«Велесова книга» говорит, что предками славян были киммерийцы. Для себя отметим, что античные авторы выводили их название — «киберийцы» — из... имени Кербера (Цербера), хорошо известного каждому мало-мальс­ки образованному человеку пса-охранника.

Дальше еще интересней: три тысячи лет, начиная с гомеровских времен, во всем мире нас величали скифа­ми. В Несторовой летописи Русская Земля также зовет­ся Великой Скуфью. Да что там говорить — почитайте Валерия Брюсова, Андрея Белого, Александра Блока или Сергея Есенина.

В.Н. Татищев подчеркивал русское происхождение наименования «скифы». У доктора философских наук Демина находим следующее объяснение: «В соответствии с нормами греческой фонетики это слово произносит­ся как «скит/ф/ы». Второй слог в греческом написании слова «скифы» начинается с «теты», в русском озвучива­нии она произносится и как «ф», и как «т». (До XVIII в. слово «театр» звучало как «феатр»). До реформы русского алфавита в его составе (в качестве предпоследней) была буква «фига», предназначенная для передачи заимство­ванных слов, включающих букву «тета». И слово «ски­фы» в дореволюционных изданиях писалось через «фигу».

«Скит» - чисто русский корень (скитаться). Следо­вательно, «скифы-скиты» дословно обозначает «скиталь­цы», «кочевники». А какой же кочевник без собаки? Внимание, мы уже вплотную приближаемся к интере­сующему нас времени! Помимо чисто славянской люб­ви к пьянству (пожалуй, самое сильное доказательство -народные традиции), скифы известны тем, что через Кавказ они вторглись в Переднюю Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и дошли до Египта, лишь по причине пьянства не завоевав его. А пришли они (примерно 700 г. до н.э.) из Закаспия.

Теперь наложите названные географические ори­ентиры на «регион кавказской овчарки», очерченный нами вначале. Улавливаете? Могли ли разудалые ко­чевники, воины и скотоводы пройти мимо собак, столь точно соответствующих их «менталитету» и столь необходимых при таком образе жизни в их нехитром хозяйстве? Вряд ли!

А если еще добавить тот факт, что скифское племя саков обитало в Средней Азии? Напомню, еще 700 лет до Р.Х.!

Многим досталось от скифов. Вторгся Дарий на южные земли современной России и Украины — и еле ноги унес. Причем разгромили его войско наши предки исключительно методами партизанской войны. А при­годились ли бы в такой войне собаки, какими были тогда кавказцы? Отвечайте на этот вопрос сами, все равно ничего доказать нельзя. Но одно замечу: воин-кочевник был ленив на изобретения (да и то не всегда, но об этом чуть позже), но не использовать такое грозное (особенно по тем временам) оружие, как кавказец? Да ни за что не поверю! При таком-то совпадении характеров?!

Встречались скифы и с уже упоминавшимся Алек­сандром Македонским. Для нас в этой «встрече» инте­ресно то, что произошла она в древнем городе Мараканде - современном Самарканде. Для тех, кто не уловил, напомню, что кавказскую овчарку называют «отечествен­ная порода собак азиатского происхождения».

Чтобы закончить со скифами, напомню еще два факта из их, то есть нашей с вами, читатель, истории:

1) отличительной чертой скифской культуры явля­ется так называемый «звериный стиль»;

2) для европейцев скифы всегда ассоциировались с территориями, прилегающими к Черному морю (см. регион происхождения КО).

Что было дальше? А дальше были сарматы. А Сарматия — значит Россия (в широком смысле этого сло­ва, не только Российская Федерация). Во всяком слу­чае, на карте ученого-энциклопедиста II в. н.э. Клавдия Птолемея на месте современной России начертано — «Сарматия». Напоминаю, что сарматов называли еще савраматами и что корень «сар» не что иное, как «царь». Помимо всех характеристик, данных скифам, и все тех же территорий, у сарматов еще и женщины, воевали наравне с мужчинами. Ну а уж если и женщины воева­ли, то неужели они не использовали бы собак? Ведь кавказцы уже точно были — II в. н.э. все-таки!

Но есть тут еще один любопытный психологичес­кий момент: именно сарматы изобрели конницу «Зак­рытый панцирь» (сначала из распиленных лошадиных копыт, а затем и металлических «чешуек»). Всадник, вооруженный длинным копьем, наносил сокрушитель­ный таранный удар по врагу. Ничего не напоминает? А ведь именно такая тактика ведения поединка априори свойственна кавказской овчарке!

Любопытно, что 18 веков спустя эта тактика нашла свое воплощение в украинской системе обучения «соба­ка сопровождения», в которой очень высоко ценится умение наносить врагу таранные удары (в том числе в наморднике). Вот вам и исторические корни.

Для любознательных сообщу, что эти сарматские всадники именовались красивым, но трудно запомина­емым словом «катафорактарий».

Если вы еще не слишком устали, то позвольте пред­ложить вам еще одно свидетельство славянского учас­тия в создании породы «кавказская овчарка», на этот раз — еще более конкретное. Современный армянский историк Сурен Айвазян, более сорока лет изучавший общие корни происхождения русского и армянского народов, в своем итоговом труде «История России: Ар­мянский след» (М., 1997) отмечает, что в Урарту (вре­мена Ассирийской державы) правила целая династия царей с именем Руса, а бывший некоторое время сто­лицей город назывался Русин. А в древнеармянской клинописи «рус» тоже означает «русый» в смысле «ру­соволосый». Айвазян отстаивает «араратскую концеп­цию» происхождения славян и армян и их совместное пребывание в Южном Закавказье. Просто армяне оста­лись здесь навсегда, а славяне... впрочем, вы и сами об этом знаете.

Хотите еще пример? Пожалуйста!

Как известно из школьного курса истории, наши предки были порабощены готами. Но они не покори­лись, продолжая сражаться за свою свободу. Появление на нынешней российской территории гуннов усилило русское сопротивление германской оккупации. Уже внучатому племяннику Германариху-Винитарию при­шлось вести войну на два фронта — против гуннов и против славян — русских племен антов.

Теперь внимание, читатель, нас ждет любопытней­ший пример наложения славянской истории и истории Кавказа, а «вплести» сюда интересующих нас с вами собак и вовсе просто. Славяне-анты разгромили армию гота Винитария, но он хитростью пленил их князя Божа, его сыновей и старейшин племени, предав их всех му­чительной казни. Все это — согласно хронике Иордана. В «Слове о полку Игореве» это роковое событие назва­но «время Бусова». Академики А.А. Шахматов, Б.А. Рыбаков и Д. С. Лихачев доказали, что Бож из хроники Иордана и Бус из «Слова...» — одно и то же лицо.

. «К чему все это?» — спросите вы. Да к тому, что в 30 километрах от Пятигорска находится величайшая свя­тыня Кавказа — курган Буса Белояра. Еще в XIX в. на нем можно было увидеть статую древнерусского князя, названного в «Велесовой книге» Бусом Белояром (сей­час статуя находится в запасниках Исторического му­зея в Москве). Эту статую подробно описал просвети­тель кабардинского народа И.Б. Ногмов (1794—1844) в своей книге «История адыхейского народа», вышедшей в Нальчике в 1847 г.

«Бусово время» относится к IV в. н.э. Кавказская овчарка уже точно была. Какое место занимала она в жизни и кавказских народов, и славян, живших на смеж­ных территориях, мы никогда не узнаем точно, посколь­ку свидетельств не сохранилось. Но тот факт, что это было, сомнений не вызывает. Как влияли славяне на кав­казскую овчарку, использовали ли они ее только в хозяйстве или же и в военных действиях — неизвестно. Здесь история оставляет неограниченные возможности для лю­бых гипотез, которые лишь гипотезами и останутся...

При таком переплетении историй народов и отсут­ствии свидетельств мы уже никогда не определим вклад каждого из нас в создание уникальной породы собак — кавказских овчарок.

Историю породы (как и историю вообще!) нельзя , нарисовать в виде прямой линии, где все понятно и логически «вытекает одно из другого». История всегда больше похожа на лабиринт из детского журнала, где к цели ведет самый запутанный и сложный путь.

Казаки, всегда говорившие «по-русски», прочно связаны своим происхождением с Северным Кавказом и хорошо известными хазарами (хазар - козак — казак). В XVIII в. русский генерал А.И. Регельман за­писал на Дону народное предание, выводящее род ка­заков от слияния воедино черкесских (касоги), рокса-ланских (славяне) и казарских (хазары) племен.

В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V в. н.э.) находим описание и самих хазар, и рассказ об их при­сутствии на Кавказе.

Уже упоминавшиеся гунны, захватившие не только часть Азии, но и большую часть Европы, имели в своем составе племя савиров. Считается, что именно они дали название... Сибири. Задайте себе вопрос, какие собаки у них были!

Тюрко-язычные булгары в результате исторических коллизий и «путешествий» стали славянскими болгара­ми, имеющими уникальных каракачанских собак (болгарский горан), удивительно похожих на кавказскую овчарку! А язык болгар, отделенных от России и Укра­ины не славяноязычными Румынией и Молдавией, ока­зался ближе к русскому и украинскому, чем язык гра­ничащих с ними поляков и словаков. Это не я заметил, а доктор философских наук Валерий Никитич Демин.

Знаете вы и о событиях более близких во времени, когда с середины XVIII в. Кавказ был завоеван Российс­кой империей? А кавказские собаки становились даже объектом и причиной специальных приказов.

И последнее. Заводская история кавказской овчар­ки неразрывно связана с работой русских, украинских и белорусских кинологов. О «Красной звезде» знают все. А 1988 год — село Ильинское— чем не историческая веха в истории породы?

Кстати, в книге В.В. Тян «На ринг вызываются...» (М., 1990) читаем: «сейчас порода в надежных руках, вни­манием и заботой окружены эти собаки на Украине, где сосредоточено основное племенное ядро породы».

«Что из этого всего следует?» - спросите вы. «Одно замечание и целых два заявления», — отвечу я.

1. Официальный патрон породы «кавказская овчар­ка» — Россия, что само по себе является фактом при­знания славян как одних из создателей породы.

2. Дорогие коллеги из кавказских государств! Если вы прочтете эту статью, не думайте, что кто-то умаляет ваши заслуги! Упаси Бог! И в мыслях этого не было.

3. Дорогие кавказисты Украины и Беларуси, для которых эти собаки - любовь и смысл жизни!

Если вы по привычке назовете кавказца «отечественником» - не спешите краснеть, опускать стыдливо гла­за и сбивчиво давать объяснения. Вы заслужили право так его называть. Будьте выше политических карт для общеобразовательных учреждений. История — вещь сложная, кавказец — порода сложная и загадочная. И все в них неоднозначно и даже спорно.

Надеюсь, мне удалось вас в этом убедить!

ХАРАКТЕРИСТИКА

Собака не для слабонервных, мало испорченная заводским разведением. Отмечена настолько выражен­ным охранным инстинктам, что охраняет решительно всегда, даже когда не надо.

Защищая, эта собака способна расправиться прак­тически с любым противником. Безусловный лидер (и часто - инициатор) в любых собачьих драках. Слабого противника просто не замечает. Инстинкты сохрани­лись в достаточно чистом виде; делит мир на «свое» и «чужое», фанатично дорожит Законом стаи. Предельно выражен инстинкт лидерства.

Если в семье кавказец станет вожаком, то он будет неукоснительно блюсти Закон. Надеюсь, последствия представить себе, в общем-то, несложно даже неиску­шенному в собаководстве читателю.

В случае спора за место вожака необходима макси­мальная степень воздействия, но, даже признав свое поражение, кавказец все равно тихонечко рыкнет вам в спину — промолчать не позволит гордость.

Смену стаи переносит крайне тяжело. Недоверчив к посторонним и злобен, но своим предан до конца на том простом основании, что они свои. Слушаться не любит, команды понимает, но выполняет неохотно.

С детьми отношения бывают разные, но с незнако­мыми — скорее плохие.

Предпочитает уличное содержание.

СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА

Среднеазиатская овчарка... Порода собак, чья ис­тория насчитывает несколько тысячелетий, и всего лишь несколько десятилетий культивируется в заводских ус­ловиях. Уникальный вид живой природы, практически не изменявшийся в течение такого длительного времен­ного периода, что его даже представить себе трудно!

Эти собаки, завоевавшие популярность во всем мире, - гордость отечественной кинологии. Самая ес­тественная и настоящая порода из всех существующих ныне собак и, вероятно, прародительница многих из них. Все это - не просто восторг любителя. Это кон­статация фактов.

О среднеазиатской овчарке написано достаточно много, но она остается по-прежнему во многом зага­дочной и непонятной. До сих пор не определены те требования, которые должны предъявляться к ее рабо­чим качествам, не выработаны единые методики, про­грамма обучения и правила состязаний. Показательно, что зачастую по этим вопросам специалисты высказы­вают не только диаметрально противоположные, но и взаимоисключающие мнения. Одни убеждены, что ази­ату нужна максимально сложная и разноплановая под­готовка; другие настаивают на минимальном приклад­ном курсе обучения. Кто-то видит азиата исключительно охранной собакой, кто-то - бойцом без прикладного применения, а кому-то по душе только его красота.

Все сказанное усугубляется тем фактом, что еще и сегодня азиатскую овчарку сложно назвать единой по­родой, поскольку слишком уж велики «внутрипородные» колебания. Многие вообще считают азиата объе­динением пород, близких по происхождению. И, заметим, небезосновательно.

Я вынужден признаться сразу — мы и сегодня зна­ем не слишком много о происхождении этих собак, пожалуй, даже слишком многого не знаем.

Не вызывает никаких сомнений, что азиатская ов­чарка — одна из самых (если не самая!) древних собак на земле. Сколько лет насчитывает ее история? Две тысячи? Три? Шесть?

Точно ответить на этот вопрос мы никогда не смо­жем. Подавляющее число специалистов по породе на­зывают срок в три тысячелетия. Будем придерживаться этой цифры и мы, только заметив, что, во-первых, облик «протоазиатов» мог быть несколько иным (вспом­ните, как изменилась немецкая овчарка за каких-ни­будь 100 лет своей истории!), а, во-вторых, что средне­азиатская овчарка (впоследствии) явилась результатом влияния жесточайшего естественного отбора, специфических климатических условий и в меньшей степени воздействия человека.

О месте возникновения породы можно с уверенно­стью сказать — Азия. Возможно, это был и Тибет.

А может, возникла среднеазиатская овчарка вовсе не там... Кто знает! Ведь речь идет о тех временах чело­веческой истории, о которых мы можем лишь догады­ваться да строить предположения.

Кто сможет опровергнуть гипотезу о том, что эта собака возникла «самостоятельно» и, возможно, явля­ется более древней, чем тот же тибетский дог?

Предполагаемый исторический ареал возникнове­ния породы огромен (от Каспийского моря и на вос­ток), поэтому остается открытым и вопрос о народе-создателе среднеазиатской овчарки.

Если взять выбранный нами срок - три тысячи лет, то получится, что «порода» сформировалась где-нибудь на рубеже II и I тысячелетий до н.э. Интересующая нас последняя тысяча лет до Р.Х. в историческом отноше­нии даже при беглом знакомстве включает такие пере­мещения племен и народов, что сам вопрос о создателе среднеазиатской овчарки кажется нелегким! Не будем забывать о том, что современная карта мира сложилась совсем недавно, а живущие на интересующих нас тер­риториях народы или кочевали, или вовсе еще не суще­ствовали.

Возможно ли такое, чтобы создателями среднеази­атской овчарки были протославяне (предки современ­ных русского, украинского, белорусского и других сла­вянских народов)?

Не торопитесь! Этот вопрос совсем не так странен, как могло бы показаться!

Киммерийцы и скифы - это первые из известных возможных предков славян.

В 1918 году Александр Блок написал: «Да, скифы -мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!» И действительно, «скифы», как доказано лингвистическими исследованиями доктора наук Демина, суть «скиты» — ски­тальцы, кочевники. В частности, были они безраздельными хозяевами Передней Азии. Более того, в Средней Азии оби­тало скифское племя саков.

Около 700 года до н.э. скифы вторглись в южно­русские степи из... Закаспия. В своих походах они доб­рались до самого Египта. Могли ли они «создать» та­кую необходимую кочевнику пастушье-охранно-боевую собаку, как среднеазиатская овчарка? Вполне.

Затем были сарматы, и Скифия стала называться Сарматией. Им, сарматам, было свойственно все то же, что и скифам — степнякам, кочевникам и воинам. Могли ли они отказаться от таких собак? Нет, конечно.

Вот и получается, что если наше предположение верно, то выходит, что предки современных славян жили в то время и именно в том месте, где могла возникнуть среднеазиатская овчарка...

Но как бы то ни было, а в терракотовой статуэтке из поселения Алтын-Дене (около 2000 лет до н. э., Турк­мения) действительно можно увидеть среднеазиатскую овчарку.

Итак, мы уже рассмотрели историю пастушьих со­бак Азии вплоть до I тысячелетия до н.э. С того момен­та, как азиат и кавказец стали разделяться, история сред­неазиатской овчарки была в чем-то менее драматична, а в чем-то — более трагична.

Климатические условия громадного азиатского ре­гиона весьма разнообразны, но все-таки не так контра­стны, как на Кавказе. Кроме того, исторически про­изошло так, что Азия оказалась более изолирована, а ее собаки - «чище», чем в других регионах. Пожалуй, мож­но говорить о том, что именно в среднеазиатской ов­чарке в наибольшей степени сохранился в первоздан­ной чистоте экстерьер древних собак. В этом смысле азиат представляет для нас наибольшую ценность.

После того как не только цивилизация, но и инте­ресующие нас породы собак зародились на Востоке, то есть в Азии, которая уже во II тысячелетии до н.э. была весьма развита в социальном и экономическом отно­шении, здесь в начале I тысячелетия до н.э. началась эпоха скотоводов-кочевников. А жизнь скотовода немыс­лима без охранной пастушьей собаки.

Собаку мы любим, порой боготворим. Согласно ле­генде, великий царь-завоеватель Кир I из династии ахаменидских царей Ирака был выкормлен приемной мате­рью по имени Схака, а «схака» по-персидски означает собака. Кстати, у славян приняты два слова, обозначаю­щих собаку, — «пес» и, собственно, «собака». Если пер­вое употреблялось применительно к безобидным пред­ставителям собачьего племени, а часто — в откровенно оскорбительном значении, то слово «собака», произошед­шее от вышеупомянутой персидской «схаки», означало грозную боевую собаку.

Благополучно пережив нашествие тюрков, эти соба­ки пользовались всеобщей любовью и почитанием. И новая тюркская цивилизация, и древняя иранская (тад­жикский язык является, собственно говоря, персидским) одинаково хорошо относились к собаке как к таковой.

Но все изменилось к 651 году, когда Средняя Азия была завоевана арабами. Арабы исповедовали и испове­дуют ислам, и собака из священного животн<

Наши рекомендации