Стадии развития малой группы (по степени интегрированности в деловой и эмоциональной сферах).

Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением людей вокруг поставленных социальных задач.

Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.

Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.

Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.

Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации.

Коллектив -интеграция с другими группами на основе направленности на широкие социально значимые цели (или наличие широких социально значимых целей).

Психологические механизмы развития малой группы

Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью; между растущим стремлением людей к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.

Психологический обмен» - представление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

Идиосинкразический кредит» - представление группой высокостатусным членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Социально-психологический климат (СПК) понимается как психологический настрой группы, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения ее членов, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Преобладающий психологический настрой определяет собой не только меру включенности каждого ее члена в деятельность, но и ее эффективность в конечном итоге.

Социально-психологический климат – это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это – отдельные элементы СПК.

Каждый из членов группы на основе состояния СПК вырабатывает соответствующее ему сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «Я» в рамках конкретной группы. С этой точки зрения, самочувствие личности (самооценка, удовлетворенность положением в группе, преобладающий настрой) может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК.

Социально-психологический климат проявляется в межличностных (неформальных) и деловых (формальных) отношениях членов группы.

Межличностные отношения формируются в общении. Степень раскрытия потенциала личности в группе определяется, в значительной степени, культурой межличностного общения. Она представляет собой достаточно многогранное явление, которое включает в себя культуру восприятия и понимания, отношения и обращения, сообщения и убеждения, влияния и взаимовлияния людей в процессе совместной деятельности.

Деловые отношения представляют собой сложное образование, обусловлены системой определенных требований к функциональным и ролевым обязанностям, в значительной степени зависят от личностных особенностей людей, социально-психологического климата, сложившегося в коллективе, от степени согласованности или рассогласованности во взаимодействии.

Деловые отношения, в той или иной степени, личностно опосредованы!!!!!

15.1 Лидерство в малой группе: психологическая сущность, основные признаки. Лидер и его основные функции

17.1. Межличностный конфликт: сущность, типы, стадии протекания, признаки конфликтного поведения.

Межличностный конфликт- ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, ус­тановки и интересы; эмоции, воля и интеллект.

Каждый участник конфликта при этом стремится самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов.

Наши рекомендации