Глава восьмая. Излишняя самоотверженность родителей

Ситуация 8.1. Вера Игнатьевна Коробова работает в библиотеке большого завода, и ее очень ценят на работе — и подчиненные, и заводчане. Она организует диспуты с участием известных писателей, строго, но умело руководит молодыми библиотекарями. Дома же все меняется — Вера Игнатьевна полностью подчиняется желаниям своих детей, в особенности дочери Тамары. Тамара большая модница и белоручка. Она любит часто менять платья и туфли, не обращая внимания на то, что мама ходит каждый день в одной и той же перештопанной юбке. Тамара, так же как и ее брат, привыкла, что мама выполняет всю работу по дому. Привык к этому и муж Веры Игнатьевны, который выдает ей на хозяйство уже многие годы одну и ту же вполне скромную сумму, несмотря на то, что его зарплата постоянно растет. Муж поздно приходит с работы (или не с работы?), не утруждая себя объяснениями и не пытаясь помочь жене.

Все меняется, когда в ситуацию вмешивается сосед Веры Игнатьевны. Он открывает ей и ее близким глаза на некрасивое поведение семьи по отношению к умной, красивой и еще довольно молодой женщине, которую дома воспринимают как прислугу. Вера Игнатьевна тоже начинает понимать, что постоянное потакание идет только во вред ее детям, и если она воспитывает своих подчиненных для их же блага, то почему она не думает о будущем собственных детей и портит их своей слепой любовью? Женщина начинает обращать внимание и на свои интересы, шьет себе красивое платье, приобщает к домашней работе детей и осмеливается на разговор с мужем о его повысившихся доходах и вкладе в бюджет семьи. В результате близкие начинают только больше любить, уважать и ценить мать, чем это было тогда, когда она жертвовала собой ради них.

Описанная ситуация демонстративна сама по себе и практически не нуждается в комментариях. Можно лишь заметить, что жизнь родителей должна быть не менее полноценной, чем жизнь их детей. Дети, воспитанные на молчаливой жертвенности матери, вырастают эгоистами и самодурами.

Глава девятая. Солидарность

Ситуация 9.1.Половодная весна привела к тому, что по улицам небольшого города потекли многочисленные ручейки, сливаясь в речки, в которых дети пускали кораблики. Тимка Минаев с приятелем задумали отвести протекающую по их улице подобную «речку» в их двор, чтобы у них было собственное «море», в котором могли бы играть только они. Отец Тимки не одобрил план мальчиков, упрекнув их в жадности. Но вскоре возникла проблема посерьезнее — в город пришла настоящая река. Половодье грозило вот-вот прорвать хлипкую дамбу, и горожане пришли укрепить защищающее город от воды сооружение. Наравне со взрослыми в укреплении дамбы принял участие и маленький Тимка, который таскал мешки с землей, как мог помогал отцу и видел, как самоотверженно люди приходят на помощь друг другу. Видел он и то, как другие горожане игнорируют общую беду и занимаются своими делами, например шабашничают на частном строительстве вместо того, чтобы предотвращать наводнение. Этот опыт стал для мальчика наглядным примером солидарной работы, взаимопомощи, а также человеческого равнодушия и жадности.

Солидарности и единству работы на общее благо в тридцатые годы прошлого века, когда была написана «Книга для родителей» Антона Семеновича Макаренко, придавалось особое идеологическое значение, противопоставляемое законам буржуазного общества. Педагогика того времени предлагала также активно бороться с «воспитанием жадности». И надо отметить, что эта борьба во многом не потеряла своей актуальности и поныне, и современное, уже капиталистическое общество в совершенно разных странах и на разных континентах присоединилось к ней — сейчас не менее активно пропагандируется философия простоты жизни, разумного аскетизма, отказа от идеологии потребления, игнорирование потребительской гонки.

Современное общество, так же как и во времена Макаренко, продолжает ценить нравственные поступки и солидарное поведение как в работе, так и в таких сложных ситуациях, как борьба со стихией, освоение нового, помощь людям. Поэтому по-прежнему важным в воспитании детей остается опыт совместной работы, коллективных движений, командного преодоления препятствий. Полезным для ребенка будет увидеть, как командная работа осуществляется не только внутри семьи, но и в других областях общественной жизни.

Заключение

Ответственность за воспитание ребенка несут именно родители. Надо воспитывать ребенка не тогда, когда он «отбился от рук», и не бесплодными нравоучительными беседами, а намного раньше — хорошим примером и постоянным корректирующим воздействием. Нельзя также исключать ребенка из социальной жизни и полностью заменять ее влияние индивидуальной домашней дрессировкой.

Детские притязания, шантаж и нытье не должны стать ориентирами в жизни родителей. Привыкая к повышенному комфорту, ребенок зачастую требует его уже в форме ультиматума. Детям надо объяснить, что такой сверхкомфорт и даже роскошь — это особый случай, который заслужили именно родители, готовые иногда разделить с ребенком заработанные ими блага. Родителям тоже стоит чаще подавать пример некоторого аскетизма, чтобы не вырастить избалованных и испорченных людей.

Правильная внутрисемейная организация крайне важна. Дети и родители должны быть структурированным коллективом с четко распределенными обязанностями и соблюдаемой субординацией. Тогда в семье будут меньше повышать друг на друга голос, будет меньше конфликтных ситуаций, дети будут расти более уравновешенными, приученными к труду, умеющими работать в команде и добиваться поставленных целей.

Навык общения с деньгами надо прививать с самого детства. Не стоит пытаться ханжески оградить детство от финансовых вопросов, не давая ребенку денег совсем или давая неограниченно. Лучше учить детей практично и рационально распоряжаться соответствующими их возрасту суммами, тогда деньги станут для них функциональной деталью, а не запретным плодом и не средством мгновенного удовлетворения желаний.

Семья, где растет один ребенок, испытывает трудности с воспитанием гармоничной личности. По отношению к единственному ребенку родители становятся более тревожными. В таком случае сложнее избежать потакания и объяснить ребенку, что кроме его интересов существуют и интересы других людей. Негативным образом влияет на детей и отсутствие дома коллективного воспитания — они лишены семейного опыта взаимных уступок, общей радости, сложных игр и даже обычного соседства.

Надо беречь целостность семьи независимо от ее состава. Эта целостность может быть нарушена не только ушедшими из семьи, но и жестокими и легкомысленными родителями. Сохранить целостность семьи проще после «механического» удара, происходящего в результате смерти или развода родителей, чем после «химического» разложения, когда отношения разрушаются постепенно.

Авторитет родителей должен быть реальным, а не суррогатным. Его нельзя сформировать домашним насилием или претенциозными требованиями. Родители сами должны жить полной, насыщенной и честной жизнью, уважая чувства и мысли детей, тогда и дети будут с уважением относиться к ним. И не стоит подменять родительский авторитет панибратскими взаимоотношениями с детьми.

Как объяснить детям тайну деторождения? Не стоит торопиться и рассказывать все подробности эмоционально незрелым детям, неспособным понять не только физиологическую, но и романтическую сторону взаимоотношений. Ранние разговоры родителей о половом вопросе не смогут что-то добавить к тем знаниям, которые в любом случае придут к ребенку со временем. А вот опошлить тему любви — смогут.

Самопожертвование родителей в обычной жизни только вредит детям.Родители должны жить не менее полноценно, чем их дети. Дети, воспитанные на молчаливой жертвенности матерей или отцов, вырастают эгоистами. Ребенку важнее здоровые, веселые и активные мать и отец, чем измученные работой и заботами.

Солидарность и совместная работа продолжают быть нормами жизни и в современном мире.Особенно перед угрозой общей беды. Чем больше дети видят такое поведение в семье и в общественной жизни или участвуют в нем, тем больше полезного опыта коллективных движений и командного преодоления препятствий они получают.

Добавить книгу в прочитанное

Добавить в избранное

Пройти тест

  • Библиотека
  • Блог
  • Подписка в подарок
  • Тарифы
  • О проекте
  • Наши авторы
  • СМИ о проекте
  • FAQ
  • Контактная информация
  • Техническая поддержка
  • Настройте под себя
  • Размер шрифта

ААА

Шрифт

С засечкамиПрямой

Показывать текст

На одной страницеПостраничноSafari Reader

УКРАШЕНИЯ

Тень под страницейДавайте без тениНа белом фонеНа черном фоне

Книга добавлена в избранное

Книга удалена из избранного

Книга добавлена в прочитанное

Книга удалена из прочитанного

Наши рекомендации