Глава 1. Ответственность родителей: дети — цветы жизни или ее плоды?
Введение
«Книгу для родителей» Антона Макаренко сложно однозначно причислить к категории нон-фикшн. Этому произведению великого педагога и писателя, чье имя уже стало своего рода мемом, обозначающим хорошего учителя, удалось найти баланс между публицистикой и качественной художественной литературой. И нельзя не отметить, что все представленные на страницах романа типажи, ситуации и встающие перед героями книги вопросы, хотя им уже больше восьмидесяти лет, кажутся абсолютно современными и живыми. Несмотря на вполне объяснимую и созвучную тому времени идеологическую приправу, Макаренко удалось избежать излишней поучительности и оставить читателю личное пространство для собственных выводов и раздумий.
Оставив за рамками книги некоторых героев и коллизии сюжета, мы постарались сохранить в саммари самые важные примеры и резюме, составляющие суть книги и квинтэссенцию мысли автора. Вот лишь некоторые вопросы, на которые книга и саммари дают наглядные ответы:
– Как быть хорошим родителем и что такое родительский авторитет?
– Как определить правильный баланс между родительским воспитательным воздействием и влиянием социума?
– Как научить детей правильному общению с деньгами?
– Когда рассказать ребенку о личных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной?
– Как помочь ребенку выстроить правильные межличностные отношения?
– Где находится грань между любовью родителей к детям, панибратством и абсолютным потаканием детским капризам?
– Нужна ли ребенку в обычной жизни самоотверженность родителей и к чему она может привести?
Глава 4. Дети и деньги
Ситуация 4.1.Начальник канцелярии Николай Николаевич общается с сыном и дочерью, которым уже исполнилось 13 и 15 лет, с оттенком усталой добродетели. И в особенности эта его мина распространяется на обсуждение финансовых вопросов. Он дотошно выясняет, на какие нужды ребенок просит 20 копеек, достаточно ли исписана тетрадь для того, чтобы купить новую, выдает деньги под расчет до копейки, даже если речь идет о монете на трамвай. В результате каждое обращение к отцу за деньгами становится для ребенка настоящим унижением.
Ситуация 4.2.В семье Никиты Константиновича все устроено с точностью до наоборот. Дети — от мала до велика — с легкостью залезают в сумку и кошелек матери или берут оставленные отцом на хозяйственные нужды деньги из комода. Доходит до того, что мать занимает у сына тридцать рублей из тех денег, что тот бессовестно и абсолютно открыто взял из семейного бюджета. Робкую просьбу Никиты Константиновича начать учитывать расходы жена встречает в штыки. Она уверена, что если приучать детей с детства к денежному учету, это сделает их меркантильными и жадными.
Ситуации 4.1. и 4.2. на первый взгляд диаметрально противоположны, но в них есть объединяющая причина — грубейшее ханжество, состоящее в потугах отделить детство от денег. Родители и в той, и в другой ситуации уверены, что они выбрали надежный способ воспитать высоконравственного человека. Но и в том, и в другом случае они достигают абсолютно обратного результата, губительно влияя на формирование характера ребенка и взаимоотношения детей с деньгами.
Ситуация 4.3. Иван Прокофьевич выбрал другую тактику для решения денежных вопросов. Раз в неделю он усаживает всю семью за стол и раздает детям определенную денежную сумму на неделю. Он интересуется тем, сколько нерастраченных средств осталось у детей с прошлой недели, хватило ли денег на неделю и не предстоят ли сыну или дочке какие-то экстренные траты на порванные ботинки или потерянные учебники. Иван Прокофьевич не требует от своих родных вести записи и заниматься скрупулезным бухгалтерским учетом, не желая вырастить бюрократов. В результате дети начали ценить деньги, копить и откладывать их на реализацию своих желаний. Например, братья и сестры мечтали купить радиоприемник и терпеливо собирали на него деньги, понимая, что исполнение их смелой мечты зависит от них.
Учить общению с деньгами, как и другим полезным жизненным навыкам, имеет смысл с раннего детства, что и делает Иван Прокофьевич. При этом ему удалось избежать любых крайностей — и хаоса, и излишней педантичности. Дети начинают понимать, что деньги не берутся из воздуха, не боятся ставить перед собой цели и планомерно двигаться к их реализации. Деньги становятся для них будничной и функциональной жизненной деталью, а не запретным плодом или средством мгновенного удовлетворения желаний.
По мнению Антона Семеновича Макаренко, никакие разговоры родителей о половом вопросе не смогут что-то дополнить к тем знаниям, которые в любом случае придут к ребенку со временем. А вот опошлить тему любви, лишив ее ореола сдержанности и достоинства, отгораживающего настоящие чувства от разврата — смогут.
Ребенок, половое воспитание которого происходит еще до того, как он узнал хотя бы мизерную часть культурного наследия, созданного человечеством в сфере любовных отношений (начиная от Древней Греции и Шекспира, Пушкина и Данте), не сможет понять всю многогранность отношений мужчины и женщины.
Правильному половому воспитанию способствуют и установленные с детства определенные границы поведения, включающие запрет на прогулки допоздна и на ночевки в чужих семьях, за исключением редких особенных случаев. Родители всегда должны знать, где находится их ребенок в любое время дня, не лениться лучше узнавать друзей ребенка и приучать своих детей к соблюдению гигиены. У детей должен быть определенный режим дня, культивирующий тренировку воли, самоконтроль и уважение к окружающим.
Отдельное внимание Макаренко уделяет матерной речи, признавая ее недопустимость для взрослых людей, тем более в присутствии детей. Он справедливо считает употребление матерных слов своеобразным взрослым кокетством, бравадой и ребячеством, которые используют, чтобы понравиться окружающим и продемонстрировать свою дерзость и отсутствие предрассудков. Но если не терпящего матерные слова взрослого человека их употребление при нем может просто раздражать, то для слышащих их детей они могут быть очень вредны. Для детей матерные слова носят не просто стилистический характер, как у взрослых, а обладают своим подлинным значением, привлекая внимание к половой сфере в ее самой безнравственной форме.
Глава девятая. Солидарность
Ситуация 9.1.Половодная весна привела к тому, что по улицам небольшого города потекли многочисленные ручейки, сливаясь в речки, в которых дети пускали кораблики. Тимка Минаев с приятелем задумали отвести протекающую по их улице подобную «речку» в их двор, чтобы у них было собственное «море», в котором могли бы играть только они. Отец Тимки не одобрил план мальчиков, упрекнув их в жадности. Но вскоре возникла проблема посерьезнее — в город пришла настоящая река. Половодье грозило вот-вот прорвать хлипкую дамбу, и горожане пришли укрепить защищающее город от воды сооружение. Наравне со взрослыми в укреплении дамбы принял участие и маленький Тимка, который таскал мешки с землей, как мог помогал отцу и видел, как самоотверженно люди приходят на помощь друг другу. Видел он и то, как другие горожане игнорируют общую беду и занимаются своими делами, например шабашничают на частном строительстве вместо того, чтобы предотвращать наводнение. Этот опыт стал для мальчика наглядным примером солидарной работы, взаимопомощи, а также человеческого равнодушия и жадности.
Солидарности и единству работы на общее благо в тридцатые годы прошлого века, когда была написана «Книга для родителей» Антона Семеновича Макаренко, придавалось особое идеологическое значение, противопоставляемое законам буржуазного общества. Педагогика того времени предлагала также активно бороться с «воспитанием жадности». И надо отметить, что эта борьба во многом не потеряла своей актуальности и поныне, и современное, уже капиталистическое общество в совершенно разных странах и на разных континентах присоединилось к ней — сейчас не менее активно пропагандируется философия простоты жизни, разумного аскетизма, отказа от идеологии потребления, игнорирование потребительской гонки.
Современное общество, так же как и во времена Макаренко, продолжает ценить нравственные поступки и солидарное поведение как в работе, так и в таких сложных ситуациях, как борьба со стихией, освоение нового, помощь людям. Поэтому по-прежнему важным в воспитании детей остается опыт совместной работы, коллективных движений, командного преодоления препятствий. Полезным для ребенка будет увидеть, как командная работа осуществляется не только внутри семьи, но и в других областях общественной жизни.
Заключение
Ответственность за воспитание ребенка несут именно родители. Надо воспитывать ребенка не тогда, когда он «отбился от рук», и не бесплодными нравоучительными беседами, а намного раньше — хорошим примером и постоянным корректирующим воздействием. Нельзя также исключать ребенка из социальной жизни и полностью заменять ее влияние индивидуальной домашней дрессировкой.
Детские притязания, шантаж и нытье не должны стать ориентирами в жизни родителей. Привыкая к повышенному комфорту, ребенок зачастую требует его уже в форме ультиматума. Детям надо объяснить, что такой сверхкомфорт и даже роскошь — это особый случай, который заслужили именно родители, готовые иногда разделить с ребенком заработанные ими блага. Родителям тоже стоит чаще подавать пример некоторого аскетизма, чтобы не вырастить избалованных и испорченных людей.
Правильная внутрисемейная организация крайне важна. Дети и родители должны быть структурированным коллективом с четко распределенными обязанностями и соблюдаемой субординацией. Тогда в семье будут меньше повышать друг на друга голос, будет меньше конфликтных ситуаций, дети будут расти более уравновешенными, приученными к труду, умеющими работать в команде и добиваться поставленных целей.
Навык общения с деньгами надо прививать с самого детства. Не стоит пытаться ханжески оградить детство от финансовых вопросов, не давая ребенку денег совсем или давая неограниченно. Лучше учить детей практично и рационально распоряжаться соответствующими их возрасту суммами, тогда деньги станут для них функциональной деталью, а не запретным плодом и не средством мгновенного удовлетворения желаний.
Семья, где растет один ребенок, испытывает трудности с воспитанием гармоничной личности. По отношению к единственному ребенку родители становятся более тревожными. В таком случае сложнее избежать потакания и объяснить ребенку, что кроме его интересов существуют и интересы других людей. Негативным образом влияет на детей и отсутствие дома коллективного воспитания — они лишены семейного опыта взаимных уступок, общей радости, сложных игр и даже обычного соседства.
Надо беречь целостность семьи независимо от ее состава. Эта целостность может быть нарушена не только ушедшими из семьи, но и жестокими и легкомысленными родителями. Сохранить целостность семьи проще после «механического» удара, происходящего в результате смерти или развода родителей, чем после «химического» разложения, когда отношения разрушаются постепенно.
Авторитет родителей должен быть реальным, а не суррогатным. Его нельзя сформировать домашним насилием или претенциозными требованиями. Родители сами должны жить полной, насыщенной и честной жизнью, уважая чувства и мысли детей, тогда и дети будут с уважением относиться к ним. И не стоит подменять родительский авторитет панибратскими взаимоотношениями с детьми.
Как объяснить детям тайну деторождения? Не стоит торопиться и рассказывать все подробности эмоционально незрелым детям, неспособным понять не только физиологическую, но и романтическую сторону взаимоотношений. Ранние разговоры родителей о половом вопросе не смогут что-то добавить к тем знаниям, которые в любом случае придут к ребенку со временем. А вот опошлить тему любви — смогут.
Самопожертвование родителей в обычной жизни только вредит детям.Родители должны жить не менее полноценно, чем их дети. Дети, воспитанные на молчаливой жертвенности матерей или отцов, вырастают эгоистами. Ребенку важнее здоровые, веселые и активные мать и отец, чем измученные работой и заботами.
Солидарность и совместная работа продолжают быть нормами жизни и в современном мире.Особенно перед угрозой общей беды. Чем больше дети видят такое поведение в семье и в общественной жизни или участвуют в нем, тем больше полезного опыта коллективных движений и командного преодоления препятствий они получают.
Добавить книгу в прочитанное
Добавить в избранное
Пройти тест
- Библиотека
- Блог
- Подписка в подарок
- Тарифы
- О проекте
- Наши авторы
- СМИ о проекте
- FAQ
- Контактная информация
- Техническая поддержка
- Настройте под себя
- Размер шрифта
ААА
Шрифт
С засечкамиПрямой
Показывать текст
На одной страницеПостраничноSafari Reader
УКРАШЕНИЯ
Тень под страницейДавайте без тениНа белом фонеНа черном фоне
Книга добавлена в избранное
Книга удалена из избранного
Книга добавлена в прочитанное
Книга удалена из прочитанного
Введение
«Книгу для родителей» Антона Макаренко сложно однозначно причислить к категории нон-фикшн. Этому произведению великого педагога и писателя, чье имя уже стало своего рода мемом, обозначающим хорошего учителя, удалось найти баланс между публицистикой и качественной художественной литературой. И нельзя не отметить, что все представленные на страницах романа типажи, ситуации и встающие перед героями книги вопросы, хотя им уже больше восьмидесяти лет, кажутся абсолютно современными и живыми. Несмотря на вполне объяснимую и созвучную тому времени идеологическую приправу, Макаренко удалось избежать излишней поучительности и оставить читателю личное пространство для собственных выводов и раздумий.
Оставив за рамками книги некоторых героев и коллизии сюжета, мы постарались сохранить в саммари самые важные примеры и резюме, составляющие суть книги и квинтэссенцию мысли автора. Вот лишь некоторые вопросы, на которые книга и саммари дают наглядные ответы:
– Как быть хорошим родителем и что такое родительский авторитет?
– Как определить правильный баланс между родительским воспитательным воздействием и влиянием социума?
– Как научить детей правильному общению с деньгами?
– Когда рассказать ребенку о личных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной?
– Как помочь ребенку выстроить правильные межличностные отношения?
– Где находится грань между любовью родителей к детям, панибратством и абсолютным потаканием детским капризам?
– Нужна ли ребенку в обычной жизни самоотверженность родителей и к чему она может привести?
Глава 1. Ответственность родителей: дети — цветы жизни или ее плоды?
Ситуация 1.1.Мальчик 13 лет ругается матом, скабрезничает, воспринимает мать как прислугу, грубит. Отец винит уличную компанию в том, что характер и поведение подростка портится. Последней надеждой на перевоспитание ребенка занятой отец считает воспитательную беседу.
В процессе воспитания, по мнению автора книги, не стоит переоценивать значение нравоучительных бесед. Они эффективны только в тех редких случаях, когда идеально сходятся все обстоятельства — удачно выбранный момент, интересная для ребенка тема разговора, правильный настрой ребенка и взрослого, умение взрослого верно преподнести ребенку свою мысль, терпение ребенка. Согласитесь, такое счастливое стечение звезд случается крайне редко. Метод точечного нравоучительного воздействия на детей при помощи душеспасительных монологов больше напоминает дрессуру, которая приводит лишь к тому, что либо ребенок либо продолжает игнорировать воспитательные усилия родителей, либо отношения ребенка с родителями портятся окончательно.
Несомненно, конечную ответственность за воспитание ребенка несут именно родители. Однако нельзя исключить ребенка из социальной жизни и полностью заменить ее влияние индивидуальной домашней дрессировкой. Автор сравнивает детей с плодовым деревом, благополучный рост которого зависит от многих факторов — погоды, воздействия вредоносных жучков, влияния растущих рядом растений. Но важна во взращивании деревьев и работа садовника, которая носит коррективный и постоянный характер — садовник заботливо поливает, лечит и удобряет свой сад, не отгораживая его при этом от окружающего мира. Также постоянно, последовательно и терпеливо надо принимать активное участие и в жизни своего ребенка.
Ситуация 1.2.Сын известного профессора педагогики нагрубил матери во время обеда. Отец решил использовать свою профессиональную смекалку и придумал, с его точки зрения, отличный педагогический трюк — он дал сыну пять рублей и сказал, что отлучает его от семейного стола, предложив отныне питаться в ресторанах. К его удивлению, сына вдохновила такая перспектива. Юноше только не понравилась незначительность суммы, и он дополнил ее украденными у отца деньгами.
Увы, но однозначного секрета правильного воспитания нет. Если бы он существовал, то в первую очередь им бы владели сами педагоги. Но зачастую профессионалы оказываются еще более беспомощны в вопросе воспитания собственных детей, чем простые смертные. Так что же делать, если подросток нагрубил матери? Задавать этот вопрос так же поздно, как спрашивать, что делать, если у вас украли кошелек — кошелек уже украден, надо было раньше прикладывать усилия к его сохранности. Ищите пробелы в воспитании, ищите проблемы в себе — может, вы сами грубите жене при ребенке (или даже в его отсутствие — дети хорошо улавливают настроение родителей и взаимоотношения между ними).
Организуйте в первую очередь свою жизнь, проведите ревизию собственного поведения как человека и как родителя, общайтесь с детьми как можно чаще, но не в форме монолога, а в форме диалога — и это окажет лучшее влияние на вашего ребенка, чем любые кратковременные воспитательные ухищрения.
Глава 2. Насколько законны детские требования?
Ситуация 2.1.Сын искренне возмущен тем, что его отправляют в летний лагерь в простом мягком вагоне поезда, а не в шикарном международном, в котором он прошлым летом путешествовал вместе с родителями. Он упрекает отца и мать в том, что они экономят на нем, но при этом готовы тратиться на собственное удобство.
С одной стороны, родителям понятна логика рассуждений ребенка (родители путешествуют в большем комфорте, чем они готовы предоставить своему сыну), но с другой стороны, они не могут не понимать безнравственности его требований. Как и во времена Макаренко, сегодня потребности родителей зачастую автоматически становятся потребностями детей. При этом дети ничем не заслужили особых условий, но привыкли к ним, воспринимают их как должное и требуют уже в ультимативной форме. Разумеется, нет ничего ужасного в том, что для жизни детей характерен повышенный комфорт, и нет ничего плохого в международном вагоне. Но ребенку надо отчетливо дать понять, что подобные особые ситуации — это приятный случай. И случай этот произошел не потому, что родители обязаны создавать детям особые условия, а потому, что роскошь заслужили сами родители, которые хотят быть рядом с детьми и, соответственно, в данный момент делить с ними комфорт.
Родителям стоит тоже подавать пример сдержанности и некоторого аскетизма. Речь не идет о крайних проявлениях, лицемерии и ханжестве. Просто надо помнить, что семья — это коллектив, поведение и развитие личности каждого члена которого зависит от других его членов. Так что имеет смысл умерить свой эгоизм и сибаритство хотя бы для того, чтобы показать детям хороший пример и не вырастить избалованных, испорченных и неподготовленных к жизни людей.
Ситуация 2.2.Мальчик Коля просит зачислить его в коммуну, объясняя свое желание тем, что он живет в стесненных условиях и голодает. Но когда Макаренко приходит к мальчику домой, выясняется, что живет Коля с матерью в скромной, но чистой и довольно уютной комнате, вполне хорошо питается. Однако мальчик считает, что достоин большего, и если мать не может дать ему это, то пусть тогда о нем позаботится государство.
К сожалению, подобная логика свойственна не только маленьким детям, но и взрослым людям. В данном случае причина эгоцентризма мальчика состоит в том, что его мать, живя своей, пусть даже очень правильной жизнью, даже не пыталась сформировать для своей небольшой семьи общие устремления. Именно общие цели и устремления позволяют потребностям детей рождаться не в индивидуальных играх детского воображения, а в коллективных реакциях. И тогда по отношению к собственным родителям дети не становятся насильниками и шантажистами, истязающими мать и отца непрерывными требованиями, жалобами и нытьем. Мать Коли — хорошая, добрая и порядочная женщина, но пассивное соседство хорошего человека бывает тоже довольно опасно, поскольку может только способствовать расцвету эгоизма и рождать домашних вампиров.