Специфика гуманитарного познания
Известно, что специфика видов научной деятельности и, как следствие, дифференциация наук (естественные, технические, гуманитарные) обусловлены особенностями проблематики, предметов, методов, парадигм и принципов исследования. Специалисты в области методологии гуманитарного познания (М.М. Бахтин, Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, Л.А. Микешина, В.М. Розин, В.И. Слободчиков и др.) указывают на специфику естественнонаучной и гуманитарной научных парадигм. В частности, эта специфика определяется фактом введения «человеческого измерения» в научную деятельность, непосредственного участия в гуманитарном познании ценностных ориентаций исследователя.
Социально-гуманитарное познание является частным видом научного познания и подчиняется его общим закономерностям и критериям. Вместе с тем, гуманитарное познание имеет свои специфические особенности (по В.М. Розину).
· Гуманитарное познание (как и естественнонаучное исследование) осуществляется в рамках научной парадигмы, реализуется на эмпирическом («явление») и теоретическом («сущность») уровнях, предполагает создание разноуровневых идеальных объектов (моделей), следование особым правилам (методологии) гуманитарного мышления.
· Процедуры проектирования, моделирования, прогнозирования в гуманитарном исследовании (в отличие от естественнонаучного) имеют свою специфику, так как «объект изучения гуманитарной науки – не объект природы, а духовные и культурные явления, то есть феномены, связанные с человеком или обществом». Ученого-гуманитария интересуют такие аспекты применения научных знаний, которые позволяют понять другого человека (человека иной культуры, личность ученого, художника, политика), объяснить определенный культурный или духовный феномен (без установки на его улучшение или перевоссоздание), внести новый смысл в определенную область культуры либо деятельности. Гуманитарная наука ориентируется не на технику, а на гуманитарные виды деятельности и практику (педагогическую практику, художественное творчество, самообразование человека и др.).
· Ценностные отношения предваряют и пронизывают познание в гуманитарной сфере. Исследователь-гуманитарий, исходя из ценностных предпочтений, представляет изучаемый объект в определенном ракурсе. Это объясняет наличие нескольких несовпадающих гуманитарных теорий относительно одной и той же предметной области явлений: один исследователь стремится объяснить культурные явления, другой – внести в них новый смысл, третий – преобразовать в соответствии со своими идеалами.
· Гуманитарный объект и собственно гуманитарное знание имеют рефлексивную природу: ученый-гуманитарий осуществляет рефлексию культурных (научных) текстов (художественного произведения, научного трактата, поведения отдельного человека или социальной группы), и гуманитарное знание, полученное исследователем, в дальнейшем также подвергается рефлексии.
· Объект гуманитарного исследования является «жизненным», «активным» в отношении познающего субъекта. Для гуманитарного познания характерно прямое или косвенное взаимовлияние, взаимоотношение субъекта и объекта исследования: культурный феномен, выступая объектом гуманитарного исследования, оказывает влияние на ценностное сознание, мировоззрение исследователя. С другой стороны исследователь не только объясняет культурный феномен, но и оценивает, наполняет собственным смыслом, преобразует в соответствии с идеалами, культурными образцами.
Объекты изучения гуманитарных наук (человек, культурные феномены, социальные процессы) имеют высокий уровень сложности; количество факторов, определяющих вектор и динамику развития, значительно. Человек как объект познания с философско-мировоззренческой точки зрения есть существо безмерное, которое в принципе невозможно окончательно познать и выразить «общей формулой». В этой связи объектный подход к человеку не может выступать методологической основой изучения субъектности человека, его индивидуальности, духовного мира. Одним из доминирующих способов познания в гуманитарном исследовании является понимание, основывающееся на диалоге субъекта и объекта познания, эмпатии.