Педагогическая мысль в России в XIX-нач. XX вв.

1. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в., его содержание, основные формы и течения.

2. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский.

3. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д. Ушинского.

4. Разработка К.Д. Ушинским вопросов дидактики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги К.Д. Ушинского. Требования педагога к учителю. К.Д. Ушинский и современность.

5. Идея «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л.Н. Толстого для народной школы.

6. Развитие педагогической мысли в России в к. XIX-нач. XX вв.(В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт; В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.).

Самостоятельная работа: подготовка проекта организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка по одной из авторских концепций.

13. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Выдающиеся татарские просветители.

1. Татарское просветительство как общественное явление, его формирование и основные этапы развития.

2. Ш.Марджани и его значение для просвещения татарского народа как: философа, историка, педагога.

3. К.Насыри и его вклад в просвещение татарского народа как ученого – энциклопедиста и педагога.

4. Р.Фахретдин – идеолог джадизма.

Самостоятельная работа: подготовка реферативных сообщений на основе анализа авторских работ (по выбору студентов) с выявлением особенностей процесса становления и развития национальной татарской школы.

14. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Основные направления развития педагогической мысли в 20-30-е гг XX века.

1. Разработка основ коммунистического воспитания в трудах А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого.

2. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Теория воспитания в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко.

Самостоятельная работа:провести анализ педагогической деятельности А.С. Макаренко на основе авторских записок «О моем опыте».

15. Практическое занятие (4 часа(ов)):

Советская система образования с 40-х гг. до 90-х г.г. XX в.

1. Проблемы реализации всеобщего обучения в годы войны. Патриотическое и трудовое воспитание. Постановление СНК СССР "О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе" (1944г.). Открытие Академии педагогических наук РСФСР (1943г.). Выполнение системой функции профессионализации и социальной защиты в годы войны.

2. Развитие системы образования в 1946-1984 гг. Народное образование в послевоенные годы. Переход к всеобщему семилетнему образованию (1949г.). Введение новых учебных планов (1954/55, 1956/57. уч. годы). Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958г.). Устав средней общей образовательной школы (1970). Постановление "О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972). Основа законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.). Конституция СССР 1977 г. о всеобщем среднем образовании. Основное направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.).

3. Достижения и проблемы советской системы образования. Развитие педагогической науки в Советском Союзе (Ю.К.Бабанский, В.Е.Гмурман, Н.К.Гончаров, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Ф.В.Горохов, М.Н.Скаткин и др.).

4. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского. Педагогика сотрудничества.

5. С.Я.Батышев - организатор системы профессионально-технического образования.

Самостоятельная работа: эссе «Школа радости» В.А. Сухомлинского и школа, в которой учился (-лась) я».

16. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Образование как один из ведущих факторов формирования гражданского общества в современной России.

1. Цели и задачи образовательной политики.

2. Основные направления развития российского образования.

3. Вхождение России в Болонский процесс. Компетентностный подход в образовании.

4. Единый государственный экзамен в российской системе образования.

Основные термины и понятия: гражданское общество, нормативно-правовая база основного среднего образования, модернизации образования, политика децентрализации, политика диверсификации образовательных услуг, политика стандартизации процесса образования и нормирования деятельности, демократизации управления развитием российского образования, Болонский процесс, компетентностный подход в образовании, единый государственный экзамен.

Самостоятельная работа: эссе «Болонский процесс: благо или беда для России?»

17. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Наши рекомендации