Принцип наглядности в обучении
Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.
При обучении используются различные виды наглядности: натуральная или естественная (спасательная техника, приборы дозиметрического контроля, учебные городки и поля и т.д.); экспериментальная (опыты, эксперименты),изобразительная (средства имитации, действующие макеты); звуко-изобразительная(кино, телевидение); звуковая(магнитофон); объемные средства (модели); графические (схемы, графики, таблицы); средства программированного обучения(компьютеры); речевая наглядность (яркие описания конкретных факторов и событий).
Принцип систематичности, последовательности и комплексности обученияпредполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
Принцип выражается в соблюдении ряда правил:
Ø изучаемый материал планируется, делится на логические разделы;
Ø устанавливаются методика и порядок работы с ним;
Ø в каждой теме необходимо выделить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи;
Ø при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
Данный принцип предъявляет к процессу обучения следующие требования:
Ø последовательно, в логическом порядке рассматривать учебный материал, показывать систему в содержании усваиваемых знаний, организовывать работу по повторению и обобщению изучаемого материала;
Ø приучать к регулярной работе с книгой, к наблюдению за опытом старших, формировать навыки организованности и последовательности в приобретении знаний;
Ø четко планировать, составлять расписание занятий, учитывать внутреннюю органическую связь между учебными дисциплинами;
Ø формировать у обучающихся систему в учебной работе, умение проявлять настойчивость в учении;
Ø проводить учет и оценку знаний с целью контроля за работой обучающихся и выявления качества их успеваемости;
Ø систематически руководить самостоятельной работой обучающихся, способствовать предупреждению и преодолению пробелов в знаниях.
Принцип доступности и обучение на высоком уровне трудноститребует учета особенностей развития обучающихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Еще Я. А. Коменский дал несколько правил этого принципа:
Ø переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко;
Ø переходить от легкому к трудному, от известного к неизвестному.
Принцип доступности обученияотражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и недопустимости чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
1. Сделать обучение доступным – значит определить его содержание, т. е. общий объем знаний и навыков, которыми нужно овладеть.
2. Необходимо правильно определить по каждому предмету степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала.
3. Необходимо правильно определить количество учебного времени, отводимое для изучения каждого предмета с учетом его важности и сложности.
4. Осуществление доступности связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти обучающихся, а также уровня их подготовки и развития.
Принцип обучения на высоком уровне трудностиввел Л. В. Занков1. Он отражает зависимость результатов от высоких, но доступных нагрузок. Основные требования принципа:
Ø оптимальность темпа обучения;
Ø подбор методов, наилучшим образом отвечающих решаемой задаче обучения;
Ø применение интенсивных обучающих технологий;
Ø максимально доступные нагрузки в самостоятельной работе.
Принцип прочности знаний, навыков и уменийтребует применение методик, обеспечивающих хорошее запоминание материала, отработки умений и навыков.
Основные требования принципа:
1) прочное формирование всех компонентов профессиональной обученности;
2) отработка профессиональных действий до навыка, прочного умения;
3) гибкость – подготовка к действиям в неожиданных, сложных ситуациях.
Прочное усвоение происходит, если
Ø обучающийся проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
Ø правильно организовано повторение материала, учтены индивидуальные различия;
Ø материал структурирован, выделено главное, обозначены логические связи;
Ø обеспечивается систематический контроль, проверка и оценка результатов.
Индивидуальный и дифференцированный подходотражает организационную, психологическую и экономическую необходимость обучать группы людей и в то же время каждого из них.
Основные требования принципа:
Ø учет индивидуальных и групповых различий психики;
Ø осуществление планомерного и целенаправленного контроля за усвоением учебного материала.
Законы обучения
Одним из основных законов обучения является закон соответствия воздействия обучающего познавательным возможностям обучающихся и характеру их деятельности. При нарушении этого закона успешное обучение невозможно. Другим важным законом является закон моделирования на занятиях и учениях деятельности обучающего и обучающихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к военнослужащему (спасателю) при проведении аварийно-спасательных работ.