Как пробудить интерес к учению?

На уроках чтения дети усваивают новый материал с помощью разрезной азбуки, специальных карточек, разработанных педагогом схем. Можно предложить детям такие игры, как угадывание букв, ударных слогов (прохлопать слово по слогам в ладоши и более сильным хлопком выделить ударный слог). На уроках математики первые занятия желательно посвятить развитию внимательности. Начать можно с игры. Предложите детям внимательно рассмотреть рисунок, затем, убрав его, попросите детей подробно его описать. Желательно, чтобы каждый ребенок запомнил не только изображение в целом, но и более мелкие, малозаметные детали. Постепенно задания нужно усложнять.

Предложите найти лишний предмет в ряду. Перечислите изображенные геометрические фигуры (квадрат, овал, круг, треугольник), затем постарайтесь запомнить, в какой последовательности они расположены. Или попросите детей визуально определить, на каком из рисунков предметов изображено больше, а на каком меньше. Такие занятия воспитывают в дошкольниках способность наблюдать, сравнивать.

После овладения этими навыками можно начинать знакомить детей с цифрами, учить их считать в пределах одного десятка. При этом важно обращать внимание детей на то, как образуется каждое новое число, исходящее из предыдущего. Здесь помогут счетные палочки, карточки с цифрами, позже – с арифметическими примерами. Чтобы достичь этого, нужно подготовить дошкольников к восприятию чисел, чтобы у них могли развиться числовые представления.

Именно для этого и проводятся занятия по сравнению различных групп предметов. Предложите детям выяснить соотношения (поровну, больше или меньше). Полезно сравнивать предметы разной величины, чтобы научить детей правильно их соизмерять. На этой основе впоследствии развивается способность к измерению. Дети должны постепенно научиться пересчитывать количество предметов (счетных палочек, кубиков). Так им легче усвоить, как образуются числа. Ребенка необходимо научить правильно определять количество, предложив ему отвечать только после того, как он сам пересчитает предметы. После этого дошкольников можно обучать простейшим арифметическим действиям – сложению и вычитанию, наглядно объяснить, что означают знаки «плюс» и «минус», что подразумевает знак равенства.

После нескольких занятий дети смогут уже самостоятельно записывать арифметические примеры, потом арифметические действия, а далее педагог может учить их решать простейшие задачи – в одно арифметическое действие. Детям можно и самим принять участие в составлении задач. Так, например, дайте ребенку сразу три карандаша, а потом еще один. Пусть он расскажет о том, какое это действие (сложение или вычитание). Педагог должен попросить ребенка поставить ключевой вопрос задачи (в нашем примере это вопрос: «Сколько стало карандашей?»). Предложите дополнить ответ рассуждением, больше стало карандашей или меньше.

После рассмотрения нескольких задач устно попросите детей записать их решение с помощью цифровых карточек и знаков «плюс», «минус», «равно». При составлении задач полезно использовать иллюстрации. Например, положите на стол лист цветной бумаги (он будет изображать гараж) и расставьте на нем несколько игрушечных автомобилей. Предложите детям пересчитать машинки и ответить на вопрос, сколько их. Затем два автомобиля могут «уехать на заправку». Пусть кто—нибудь из детей составит задачу, скажет результат и на карточках покажет арифметическое решение. От решения задач с помощью иллюстраций переходите к устным задачам. Это станет возможным, поскольку у воспитанников подготовительной группы уже развиты первоначальные числовые представления. Позднее переходите к постановке обратных задач – разложив перед ребенком готовый пример из чисел на карточках, предложите ему самостоятельно составить текст задачи и решить ее.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ – РЕЧИ

В подготовительной группе дошкольников обучают начальной грамоте – чтению и письму. Само обучение чтению – первоначальный этап школьного обучения родному языку. Развитие чтения неразрывно связано с развитием речи. В раннем и среднем дошкольных возрастах дети освоили разговорную форму речи, устную речь. Задача педагога теперь состоит в том, чтобы отработать дикцию, выразительную интонацию, несколько ускорить темп речи дошкольников. Для этого можно использовать различные речевые приемы и упражнения – скороговорки, пословицы, заучивание небольших стихов. При произнесении какого—либо текста наизусть педагог должен уделять внимание эмоциональному оттенку, следить за правильностью интонаций. При запоминании стихотворения важно добиться не только правильной передачи текста, но и выразительного звучания.

Не все дети к этому возрасту обладают грамматически правильной речью. Здесь важно обратить внимание на запоминание правильных речевых конструкций и на словообразование. Педагогу следует обращать внимание и постоянно корректировать речь дошкольников. Так, объясняйте, что не следует говорить «ложить», надо говорить «класть», нельзя говорить «хочем», надо – «хотим». Наиболее часто дети допускают ошибки при произношении окончаний слов, говоря «ботинков» вместо «ботинок», «колготков» вместо «колгот».

Стремясь сделать речь дошкольников более правильной, педагог может предложить им различные игровые упражнения на верное употребление слов. С помощью таких упражнений дети быстрее усвоят, как именно нужно произносить слова во множественном числе (например, «котенок» – «котята», а не «котенки»). Такие упражнения можно проводить в форме коллективной игры, когда преподаватель называет слово в единственном числе, а дети хором отвечают во множественном.

А чтобы проще было перейти к обучению чтению, следует расширять словарный запас дошкольников. В подготовительных группах словарный запас детей составляет около 4–5 тыс. слов. Уровень развития речи дошкольников неоднороден и зависит от многих факторов. Кроме того, дети располагают и достаточно пассивным запасом слов, когда их значение они хорошо понимают, но сами ими не пользуются.

Для расширения активного словарного запаса дошкольникам лучше всего осознанно запоминать доступные их пониманию слова, усваивать устойчивые словообразования и речевые конструкции, что дает возможность понимать различные оттенки слов, их многозначность. Процесс постижения смысла слов у детей идет бок о бок с познанием окружающего мира. К тому же им проще усвоить отвлеченные понятия, которые нельзя представить в виде наглядных форм. Это такие понятия, как дружба, любовь, добро, зло, различные обобщения.

Можете предложить детям игру в слова, в которой педагог называет новое слово, а дети объясняют его смысл с помощью привычных им понятий. Затем игру усложняют, попросив детей подобрать к названному слову сравнения и эпитеты или синонимы. Развитию речи способствует также игра «Назови противоположное». Например, сладкий – горький, маленький – большой, грустный – веселый. В ходе этой игры ребенку надо назвать синоним к предложенному слову и оценить его новый смысловой оттенок. Например, к слову «веселый» подойдут синонимы «озорной», «забавный», «смешной». А затем к каждому из названных синонимов подбираются слова с противоположным значением (антоним). «Озорной» превратится в «спокойный», «забавный» – в «скучный» и т. д.

Помимо расширения словарного запаса, педагогам необходимо прививать детям способность к связной речи. Важнейшим ее показателем служит умение ребенка самостоятельно строить высказывания, повествования, не опираясь при этом на реплики взрослого собеседника. Дошкольник сам выбирает форму для выражения содержательной части своего рассказа. При этом должна прослеживаться логическая и эмоциональная последовательность повествования, связность его отдельных частей.

В ходе повествования ребенку желательно избегать таких речевых ошибок и неточностей, как ненужные вставки, «слова—паразиты», нелогичный переход от одной части повествования к другой. Важно также уметь правильно закончить рассказ. Педагогу надо обращать внимание ребенка на то, чтобы он не повторял на протяжении своего высказывания одни и те же словосочетания или речевые обороты. Обучить всему этому немыслимо без постоянного чтения детям произведений художественной литературы. При ее выборе следует опираться на возрастные, психологические, интеллектуальные, эмоциональные особенности и возможности данной группы детей.

Не следует перегружать их восприятие слишком сложными повествованиями. В этом случае внимание детей будет рассеянным, дошкольники просто будут скучать и не смогут пересказать содержание прослушанного отрывка. Чтобы восприятие зачитываемого произведения было более полным, необходимо задавать детям вопросы по содержанию рассказа или стихотворения. Спросите дошкольников, что их удивило, взволновало, показалось необычным. Поинтересуйтесь, что нового они узнали, что могут рассказать сами или чем дополнят прослушанный рассказ.

Важно помнить, что дети дошкольного возраста не в состоянии постичь особенности литературной речи, но они уже могут пользоваться простыми способами передачи своих переживаний. Здесь поможет упоминавшаяся ранее работа над сравнениями, синонимами, антонимами, тренировки по способам изменения слова. Все это способствует улавливанию более тонких смысловых оттенков, которые передаются при помощи суффиксов или разнообразных эпитетов. Так, постигая в игровой форме многообразие и богатство родного языка, дети расширяют свой словарный запас, приобретают навыки связной устной речи, учатся любить родную литературу.

Выполнение игровых упражнений прививает детям желание самим попробовать себя в художественном литературном творчестве. Например, дошкольники могут сочинять собственные рассказы, сказки, даже стихи. Это хорошо подготовит их к дальнейшему написанию школьных сочинений, более полному восприятию литературных произведений.

Но прежде непосредственного обучения детей чтению надо научить их слышать звуки, из которых состоит слово, различать гласные и согласные, понимать значение твердого и мягкого знаков. Для более успешного освоения детьми этой задачи можно поиграть с ними в игру «Найди звук». Например, составив из карточек слово «кот», попросите ребенка убирать по очереди произносимые звуки. Затем задание можно усложнить. Предложите детям разобрать новое слово, называть звуки не в той последовательности, в которой они стоят в слове, а в разбивку.

Очень полезна и такая игра, когда детям раздаются буквы, например, слова «лук», а затем их просят встать в таком же порядке, в каком стоят буквы в слове, а другим предлагают прочесть. Игра усложняется, когда вместо самих букв детям раздаются номера букв в слове. Затем педагог вызывает ребенка, говоря: «Подойди ко мне, звук ”к»». Чтобы выполнить это задание, ребенок должен самостоятельно определить, какой именно ему «выдали» звук, ведь у него есть только номер.

Полезно детям поиграть в игру «Подбери рифму», чтобы определить на слух сходно звучащие слова типа дом – сом, лак – мак. Или пусть поищут слова, в которых есть сходные звуки. Педагогу важно не забывать хвалить каждого ребенка за правильно выполненное задание, за старательность. Ведь ему приходится в довольно сжатые сроки постигать то, что человечество осваивало веками.

После освоения дошкольниками звукового состава слов можно знакомить их с буквами. Познакомив их с гласными и согласными, попросите самостоятельно найти их с помощью разрезной азбуки. Затем с помощью карточек с буквами составляйте слоги и односложные слова. Ребенку надо научиться складывать из карточек слоги «ма», «му», «мы» и т. д. и читать их. Это довольно сложный процесс – переход от знания букв к чтению. Поэтому педагогам необходимо проявлять максимум терпения, не перегружать детей на уроке, ведь для дошкольников обучение чтению связано с очень большим психическим и физическим напряжением. Дети могут просто устать, почувствовать скуку, а это способно надолго отвратить их от занятий.

После постепенного перехода от чтения слогов к чтению слов дети начинают читать коротенькие предложения. Важно, чтобы ребенок понял и смог ответить на вопрос, что именно он прочел. Это необходимо для того, чтобы чтение было осмысленным, чтобы он видел понятный текст, а не просто бессмысленный набор звуков. Помните, что на первых порах при обучении чтению дошкольникам еще неинтересно самим себе читать книги. Поэтому педагог просит ребенка прочесть короткий текст вслух для всех, чтобы потом каждый дошкольник мог ответить на вопросы, рассказать, что именно он узнал. А дети должны стремиться показать, как они уже научились читать.

Воспитателям и педагогам необходимо всячески поддерживать стремление детей научиться читать как можно лучше, хвалить их даже за небольшие успехи. Тогда чтение станет одним из любимых занятий дошкольников.

РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ РУК

Параллельно с обучением чтению детей обучают первоначальным навыкам письма. Это – уроки по обретению и развитию необходимой умелости у дошколят. К ним относится обучение двигательной основе письма, изображению букв и цифр. Дошкольникам предстоит овладеть необходимыми навыками и умениями, т. е. научиться правильно размещать буквы, менять их величину, следить за направлением письма и т. д.

Прежде чем непосредственно переходить к обучению письму, педагог должен научить своих воспитанников правильно сидеть, сохранять при письме осанку, положение рук, головы, не наклоняться низко над тетрадью. Само обучение письму не входит в задачу дошкольно—педагогических учреждений. В детских садах детям дают только самые общие представления и первоначальные навыка письма. До того как перед ребенком встанет необходимость писать, он уже овладеет необходимыми умениями и качествами (усидчивостью, старательностью, аккуратностью). Это существенно облегчит ему дальнейшее обучение в школе, где он сможет использовать приобретенные ранее навыки и умения.

Уроки рисования практикуются во многих дошкольных учреждениях в качестве одного из элементов подготовки к обучению в школе. Это наиболее доступный и любимый детьми вид обучения. В ходе занятий дети овладевают умением работать с необходимыми инструментами (карандашами, кистями, красками), учатся правильно держать кисть или карандаш, рассказывать об основных приемах их использования. При регулярных занятиях по рисованию у дошкольников развиваются мелкая моторика рук, координация движений, зрительное восприятие. Занятия рисованием способствуют более быстрому обучению письму. Отдельные уроки рисования можно включать в упражнения по подготовке к письму. Кроме того, рисование направлено на эстетическое воспитание детей.

Разрабатывая программу уроков рисования, важно учитывать возрастные особенности дошкольников. Так, если воспитанники младших и средних групп создают рисунок как бы по частям, то в подготовительной группе они уже способны изображать предметы одной линией контура. Поскольку к этому возрасту дети уже довольно хорошо овладевают первоначальными навыками рисования, им можно предложить более сложное задание, например изобразить наиболее понравившиеся сюжеты русских или зарубежных сказок, придумать узор, открытку. При этом детям уже доступно понимание контраста света и тени, который можно передать более или менее интенсивным нажимом на карандаш.

Можно проводить тематические конкурсы рисунков, например «Осенний праздник», где дети рисуют яркий кленовый лист, золотой лес, луг; «Встречаем Новый год» – у кого самая нарядная новогодняя елка. Попросите детей нарисовать морозный узор, катание на коньках, на санках, изобразить снежинку. Все это способствует развитию эстетического восприятия, фантазии, художественного вкуса, приучает использовать различные приемы рисования.

После экскурсии в лес или в парк попросите детей с помощью красок, карандашей и бумаги передать свои впечатления от увиденного. Такие задания носят ярко выраженный творческий характер, так как композицию и подбор цветов дети придумывают сами. Педагогу важно проследить, чтобы в процессе рисования дети соблюдали элементарные требования аккуратности. При раскрашивании рисунка не следует выходить за его контур, детали должны быть соразмерны, ребенку важно стараться не допускать небрежности и т. д.

Еще один важный момент рисования как подготовки к дальнейшему овладению техникой письма состоит в том, что в процессе создания рисунка дошкольники используют инструменты (кисти, карандаши), близкие по форме и способу применения к ручке. Особенно важен в этом отношении карандаш. Кроме того, положение тела ребенка и его рук во время рисования соответствует тому же, что и при письме.

Педагогу надо обращать внимание каждого дошкольника на то, чтобы он правильно держал карандаш или кисть. Для этого ребенок должен захватить карандаш между средним и большим пальцами на три—четыре сантиметра выше его хорошо отточенного кончика и придерживать сверху указательным. Указательный палец не должен сгибаться, свободно лежа вдоль карандаша. Рисуя, ребенку не следует сильно наклоняться к альбому или листу бумаги, спину надо держать прямо, руки без напряжения. Если приучить дошкольников выполнять эти требования, то и при дальнейшем овладении письмом они быстро научатся без напряжения держать ручку, сохранят осанку.

Рисование узоров, аккуратное раскрашивание деталей изображения приучает ребенка вырабатывать равномерные, плавные движения, характерные при письме. При заштриховывании учите его правильно проводить линии – каждый раз с одной стороны и в одном направлении. Обращайте внимание на равномерный нажим. Для отработки важнейших навыков рисования иногда полезно использовать готовые книжки—раскраски и контуры.

Однако многим детям неинтересно выполнять рутинную работу, повторяя однообразные движения. Важно, чтобы урок не наскучил детям. Поэтому предлагайте дошкольникам нарисовать или раскрасить не более одного рисунка за урок, а если рисунок достаточно большой, то работу с ним делите на два занятия, и приучайте детей доводить начатые рисунки до конца, что способствует развитию таких качеств, как аккуратность и организованность, без которых им будет трудно впоследствии осваивать школьную программу.

Наряду с рисованием в подготовительной группе обучают искусству аппликации и лепке. При создании аппликации важно обращать внимание на соразмерность деталей, соответствие формы и цветов. Для создания симметричных предметов дошкольников можно обучить приему вырезать одновременно две одинаковые детали из листа цветной бумаги, сложенного вдвое. Кроме того, одинаковые детали можно вырезать по одной. Ребенок должен стремиться к тому, чтобы их размеры максимально совпадали. Это способствует развитию глазомера.

Работа с аппликацией приучает детей работать с ножницами, клеем, картоном. Занятие лепкой также развивает мелкую моторику рук, дает представление о свойствах предметов (работа с пластилином, глиной). В отличие от детей более младших возрастов (младшей и средней групп), дошкольник создает изображение не по частям, а из целого куска пластилина. Важно объяснить ему необходимость соблюдения пропорций, соответствия цвета.

Наши рекомендации