Какими особенностями характеризуется развитие и воспитание старших школьников?
Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста также происходит не ровно, имеет свои противоречия и трудности.
Со стороны физического развития у них сглаживаются те диспропорции, которые наблюдаются у подростков. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и, туловища, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает необходимый приток крови ко всем частям организма. Упрочивается костная система, устраняется впалость груди, возрастает мышечная сила, что повышает физическую работоспособность, а координация движений приближается к состоянию взрослого человека. В основном завершается половое созревание, общий темп роста замедляется, но накопление сил и укрепление здоровья продолжается. Это влечет переоценку своих сил и возможностей, что требует от педагогов значительного внимания к организации спортивно-оздоровительной и санитарно-гигиенической работы.
Достаточно высокого уровня развития достигает нервно-психическая и интеллектуально-познавательная деятельность. Преобладающее место в ней занимает абстрактное мышление (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) логическая память, стремление к глубокому осмыслений сущности и причинно-следственных связей изучаемых предметов и явлений. Достаточно четко определяются познавательные интересы, склонности и способности, более прилежное изучение любимых предметов и недостаточное внимание к учению по другим предметам.
В то же время явственно обнаруживаются недостатки в учебной работе в предшествующие годы обучения, которые весьма затрудняют овладение знаниями, порождают пассивность и неверие в свои силы и способности, а в отдельных случаях и совсем ведут к потере интереса к учению. Это нужно понимать: отсутствие успехов и непреодолимые трудности в овладении знаниями с психолого-педагогической точки зрения отрицательно сказываются на потребностно-мотивационной сфере старших школьников, что делает бессмысленными их учебные усилия. Без своевременной и действенной помощи со стороны учителей этого недостатка не преодолеть.
В свою очередь, развитие мышления и познавательных возможностей, стремление к глубокому овладению знаниями стимулируют работу старшеклассников над речью, формируют сознательное отношение к развитию своих творческих способностей, что также должно быть предметом особого внимания учителей, в частности, необходимо вовлекать таких учащихся в работу предметных кружков, научных обществ и т.д.
На достаточно высокий уровень поднимаются у старших школьников общественные переживания и чувства. Именно в этом возрасте на основе усваиваемых знании и обогащения жизненного опыта формируются достаточно устойчивые социальные и моральные взгляды, служащие фундаментом развития мировоззрения. Естественно, в этом направлении следует проводить целенаправленную воспитательную работу. Исследования и школьный опыт показывают, что слабая постановка гражданско-патриотического и морально-эстетического воспитания оборачиваются негативными издержками в развитии старшеклассников.
Развитие сознательности и эмоционально-чувственной сферы учащихся существенно влияет на волевые процессы» причем зачастую решающее воздействие на их поведение оказывают эмоции и чувства. Две педагогические проблемы возникают в этом случае. Во-первых, необходимо приучать учащихся к обдумыванию и анализу своего поведения, побуждать их к самовоспитанию. Во-вторых, воспитательная работа должна отличаться содержательной глубиной и эмоциональной привлекательностью.
Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющими следы на всю жизнь. Попытки проводить в этой связи так называемое половое воспитание, в открытую обсуждать вопросы секса могут лишь усиливать интерес к физиологическим сторонам этих переживаний, вместо того чтобы концентрировать внимание учащихся на морально-этических проблемах, чистоте отношений и высокой требовательности к себе. Хороший эффект дает вовлечение старшеклассников в спортивно-оздоровительную работу, санитарно-гигиеническое просвещение, организация содержательной коллективной деятельности во внеурочное время.
Актуальным и сложным для старшеклассников является вопрос о выборе профессии, о жизненном самоопределении. Они чаще руководствуются тем, что предстоящая профессия должна быть внешне привлекательной, престижной и обеспечивать высокий заработок. Ничего плохого в этом нет. Однако, проводя профориентационную работу, необходимо помогать им осознавать, что к реализации этого выбора не всегда есть прямые пути. Например, мечтая о профессии врача или юриста, модных среди старшеклассников, можно не выдержать вступительные экзамены в вуз. Но есть возможность повторить попытку и при должном упорстве добиться своего. Кроме того, можно приобрести другую профессию, которая впоследствии может стать и престижной, и принести достаток.
Наконец, юности всегда присуще стремление к новизне, к последним веяниям в моде, поведении, литературе, музыке и т.д. На этом фоне старшеклассники нередко проявляют негативное отношение к прошлому, к историческим традициям и обычаям народа и с обостренным вниманием улавливают и копируют все ультрасовременное. Указанная односторонность и крайность подобных увлечений также порождает определенные трудности в воспитании особенно в воспитании патриотизма, уважительного отношения к старшим и т.д. Главное здесь - не борьба со стремлением учащихся к новому и необычному, а наоборот, умелое приобщение их к изменениям в моде, литературе, музыке, искусстве.