Какими особенностями характеризуется развитие и воспитание младших школьников?
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени важные изменения происходят в их физическом развитии. В основном завершается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы; продолжается упрочение скелета, особенно конечностей, позвоночника, тазовых костей. При неблагоприятных условиях (утомительная физическая перегрузка, продолжительное письмо в неправильной позе и т.д.) эти процессы могут вызывать искривление позвоночника, образование впалой груди и т.д.
В этом возрасте интенсивно развивается мускулатура, увеличивается масса мышц. Дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой 9-12 кг, а десятилетние ребята - 16-19 кг. Повышение мышечной силы и общее развитие двигательного аппарата обусловливают их большую подвижность, стремление к беганию, прыжкам, лазанию, подвижным играм, неумение продолжительное время находиться в одной позе. В этой связи важно на занятиях чередовать письмо с чтением, проводить физкультурные паузы, обеспечивать приток в классы свежего воздуха, во время перемен устраивать в школьном дворе спокойные игры. Важным элементом санитарно-профилактической работы в начальных классах является проведение не менее одного раза в учебную четверть медицинских осмотров детей (проверка веса, зрения, слуха и т.д.).
Развитие головного мозга младших школьников обусловливает совершенствование их нервно-психической деятельности. Несколько усиливается роль торможения, хотя преобладающими в поведении все же остаются процессы возбуждения. Высокая возбудимость и подвижность младших школьников, острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением. Это требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.
Развитие нервно-психической деятельности младших школьников расширяет их познавательные возможности, создает условия для совершенствования восприятия, мышления, памяти. Однако их восприятие зачастую характеризуется недостаточной дифференцированностью, неточностью в определении сходства и различия, существенных несущественных признаков. Например, они часто путает буквы "з" и "е", цифры "6" и "9". Автор был свидетелем того, как на уроке математики некоторые первоклассники шар называли кругом.
Мышление младших школьников носит конкретный характер, хотя при умелом обучении постепенно развиваются элементы понятийности, способность к простейшим обобщениям.
Широко распространено положение Л.С.Выготского, согласно которому обучение ведет за собой развитие. Но предпринимавшиеся в 60-70-е гг. попытки интенсифицировать интеллектуально-познавательную деятельность младших школьников путем усиления их мыслительно-тренировочной деятельности в процессе учебных занятий (Л.В.Занков, В.В.Давыдов) широкой школьной практикой не были восприняты, особенно перевод начальной школы с 4-летнего на 3-летнее обучение. За три года трудно обеспечить усвоение того объема знаний, практических умений и навыков в письме, счете и чтении, которые необходимы для успешных учебных занятий в последующих классах. До сих пор недостатки в подготовке учащихся начальных классов иногда создают для них непреодолимые трудности во время обучения в средних классах.
Необходимо учитывать, что у учащихся этого возраста преобладает механическая память, поэтому нужно приучать их к тому, что прежде, чем запоминать изучаемый материал, нужно хорошо его осмыслить и лишь затем усваивать. Важно развивать произвольное внимание младших школьников, понимание своих учебных обязанностей. К.Д.Ушинский писал: "Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а временно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность".
Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. Оно происходит преимущественно под влиянием побуждения их к соблюдению установленных в школе и классе правил поведения и тех императивов, которые содержатся в повседневных требованиях и указаниях учителя. Причем при оценке поведения сверстников они чаще всего исходят из того, чего нельзя делать, и стремятся обо всем докладывать учителю, зачастую не замечая собственных недостатков. Их действия и поступки во многом имеют подражательный характер. Самосознание и самоанализ у них находятся на низком уровне, что требует от учителя специальной педагогической работы. Большое значение имеют упражнения в выработке и закреплении устойчивых форм поведения (соблюдение тишины на уроке, спокойный выход из класса на перемену, оказание взаимопомощи и т.д.).