Какие общие закономерности лежат в основе воспитания в его широком значении?
Под закономерностями понимаются существенные повторяющиеся и устойчивые связи в воспитательном процессе, которые отражают его глубинные сущностные характеристики и реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Закономерности во многом обусловливают инструментовку (методические основы или, как иногда говорят, технологию) осуществления воспитательной деятельности.
Рассмотрим важнейшие общие закономерности воспитания и их сущность.
1. Воспитание растущей личности происходит только в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности, к которым относятся:
— учебно-познавательная и технически-творческая, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;
— гражданско-патриотическая, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;
— морально-познавательная и морально-практическая (взаимопомощь в учении, защита слабых, шефство над инвалидами и стариками и т.д.);
— художественно-эстетическая, способствующая эстетическому развитию;
— спортивно-оздоровительная, обеспечивающая физическое развитие;
— общественно полезная и трудовая, формирующая стремление к созидательной деятельности и цементирующая развитие всех других сторон личности.
Эта закономерность обусловливается тем, что, как уже отмечалось, личностное развитие человека происходит только в деятельности, в процессе которой он овладевает общественным опытом.
2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности, что также вытекает из сущности (определения) данного процесса. Если человек участвует в организуемой деятельности без желания, эта деятельность не только не развивает его, но, наоборот, может вызывать отвращение к учению, труду и т.д.
П.П.Блонский подчеркивал: "Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждает нас в том, что самое действенное и плодотворное воспитание - такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри... Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития".
Касаясь этого вопроса, один из философов писал:"... человека нельзя "сделать", "произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизмы этой его собственной... деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная) деятельность (труд) и т.д."
Каковы же те внутренние механизмы, опираясь на которые, педагог может стимулировать активность личности в организуемой деятельности, в работе над собой?
С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются внутренние противоречия (переживания) между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он испытывает в различных жизненных ситуациях и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. К примеру, учащийся, попадая в более культурную языковую среду, замечает и эмоционально переживает свои речевые недостатки, что неизбежно будет побуждать его к их преодолению. Искусство воспитания состоит в том, чтобы создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся переживания подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в различных видах деятельности и собственном самосовершенствовании (саморазвитии).
На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потребности, мотивы и интересы как стимулы активной деятельности.
Потребность - это психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает. Например, недостаток знаний или опыта для решения возникшей проблемы вызывает у него стремление (потребность) в учении.
Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. Как отмечал А.Н.Леонтьев, мотив - это сдвиг потребности на цель.
Интерес — это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая деятельности человека увлекательный характер
Рассмотренные положения показывают, что, развивая только потребностно-мотивационную сферу личности, можно действенно стимулировать ее активность и добиваться высокого эффекта в воспитании.
3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокую гуманность и уважительное отношение к формируемой личности в сочетании с тактичной требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что гуманное и уважительное отношение к личности вызывает у нее положительные эмоционально-чувственные переживания, духовный подъем, что и побуждает ее к активной деятельности. В то же время учащийся должен придерживаться определенных норм и правил поведения, и в этом важную стимулирующую роль играют тактичные требования педагога.
В известном смысле можно сказать, что воспитание - это эффект благожелательного взаимодействия, сотрудничества, взаимного доверия, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками. "...Но горе учителю, - писал Н.А.Добролюбов, - который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу..."
4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их личностного роста, помогать им добиваться успехов в различных видах деятельности. В основе этой закономерности лежит обоснованная в физиологии (П.К.Анохин) идея о том, что поведение и развитие человека осуществляются по принципу опережающего отражения действительности, т.е. человек в своем сознании заранее предвосхищает (программирует) и способы предстоящей деятельности, и результаты (цели),которых он стремится достичь. В процессе же деятельности он сравнивает совершаемые действия и достигаемые результаты с этой "программой" и в необходимых случаях корректирует их.
Главное, однако, состоит в том, что если человек достигает намеченных целей, он переживает удовлетворение, радость, что поддерживает, а иногда и усиливает его активность в последующей деятельности. Если же поставленные цели не реализуются, он испытывает неудовлетворенность и собой, и своей деятельностью, что порождает неуверенность в работе и резко снижает его активность, если не убивает ее совсем. Подтверждением тому являются факты, когда учащийся, серьезно отставший в учении, испытывает чувство безнадежности и перестает заниматься. В то же время достижение успехов в овладении знаниями, как правило, возбуждает энергию и активность в учебной работе.
5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. В воспитании нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе своего личностного развития. Это развитие требует от них большого физического и нервно-психического напряжения, причем напряжение это усугубляется тем, что им не только необходимо постоянно овладевать новыми способами деятельности, но и зачастую изменять и совершенствовать сложившиеся стереотипы поведения. Естественно, что одни учащиеся указанные трудности преодолевают сравнительно легко, других они приводят к срывам и неудачам. Если эти срывы и неудачи повторяются и приобретают определенную устойчивость, то ожидание радости успехов сменяется разочарованием, что, как правило, ведет к пассивности учащихся и психологическому дискомфорту.
Указанный дискомфорт может усиливаться, если вместо помощи учащийся, как это иногда встречается, подвергается различным проработкам, упрекам и морализированию. Нельзя в этом случае не усматривать определенного смысла в том народном изречении, которое гласит: предположить порок - значит, создать его. П.П.Блонский считал, что в этих случаях нужно бороться не с учеником, имеющим недостатки, а вместе с учеником бороться против его недостатков.
Если, например, школьник отстает в учении, различные упреки и проработки могут совсем отвратить его от занятий. Тут нужна конкретная помощь учителя, чтобы учащийся смог хорошо подготовиться к одному, второму, третьему уроку, получить хорошие оценки, пережить радость от улучшения успеваемости. И так должно быть во всех случаях, когда учащиеся встречаются с серьезными трудностями в своем развитии. Вот этот росток хорошего и может послужить могучим стимулом для повышения активности школьника в учебной деятельности, преодоления своих недочетов и укрепления чувства собственного достоинства.
А.С.Макаренко утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, выявлять и помогать развивать его способности и задатки и, опираясь на них, создавать условия для преодоления имеющихся у него недостатков. "...Воспитание... человека, - подчеркивал он, - прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива".
В.А.Сухомлинский высказывал это положение несколько иначе: "Главное - умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы "живинка" получила свое претворение и развитие в деятельности... Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах... Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема".
6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Значение этой закономерности проявляется в физической, умственной, нравственной и других сторонах личностного формирования учащихся. Скажем, мышление младших школьников характеризуется конкретностью, в то время как у подростков интенсивно развивается мышление абстрактное, которое достигает весьма высокого уровня обобщенности у старшеклассников.
В младших классах самосознание детей находится на начальном этапе развития, и их личностное формирование происходит преимущественно под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где весьма интенсивно развивается самосознание учащихся, большую роль играет то, в какой мере организуемая деятельность опосредует их самовоспитательную работу.
Не меньшее влияние на процесс воспитания оказывают индивидуальные различия учащихся. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко воспринимает замечания и пожелания учителей и сверстников, т.е., как говорят, характеризуется хорошей воспитуемостью. Другой, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, свои недостатки объясняет придирчивостью педагогов и одноклассников, что требует в общении с ним особой деликатности, чтобы лишний раз не травмировать его психику.
7. Воспитание оказывается более действенным, когда осуществляется в коллективе и поддерживается им. Осмысливая роль этой закономерности, следует иметь в виду по крайней мере два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной задачей воспитания является формирование у учащихся товарищеских отношений, коллективизма, стремления к взаимопомощи, культуры общения.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь непосредственным воздействием педагога на воспитуемых и должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, в котором они живут и с которым находятся в постоянном взаимодействии. Коллектив обеспечивает свободу и защищенность личности и обогащает ее духовное развитие.
8. Воспитание происходит более успешно, если в процессе его обеспечивается единый подход к учащимся со стороны школы и родителей и согласованность их воспитательных усилий. Эта закономерность имеет физиологическую и психолого-педагогическую основу. Имеется в виду, что для формирования устойчивых стереотипов поведения (условных рефлексов, привычек, личностных качеств) требуются определенное постоянство и согласованность разнообразных влияний и воздействий, испытываемых воспитуемым.
Например, если школа будет стремиться воспитывать в детях честность, а в семье они будут свидетелями стяжательства, воровства и недобросовестности, трудно рассчитывать на успех воспитательных усилия школы. Или если один учитель добивается порядка и дисциплины на занятиях, а другой не обращает на это внимания, вряд ли проблема будет решена. А.С.Макаренко отмечал "…ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку… Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого … подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса".
Таковы общие закономерности воспитания, которые, подчеркнем, относятся как к обучению, так и к воспитанию как процессу формирования социальных и духовных отношений.
5. Что следует понимать под принципами воспитания и в каком соотношении они находятся • с его научными закономерностями?
Широкое распространение в педагогике получило понятие принципы обучения и воспитания. Слово принцип в переводе с латинского означает основа, начало. Следовательно, под принципами обучения и воспитания понимаются те важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы.
Принципы воспитания определяются не произвольно, а разрабатываются на основе устанавливаемых в науке теоретических закономерностей. Таким образом, закономерности воспитания, рассмотренные выше, выступают в качестве принципов, которые должны, лежать в основе осуществления практической воспитательной работы как в школе, так и в других образовательно-воспитательных учреждениях. Это значит, что в процессе воспитания нужно вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, стимулировать их активность в этой деятельности, проявлять к ним уважительное и гуманное отношение в сочетании с требовательностью и т.д.
В заключение необходимо подчеркнуть следующее положение. Говорят, что ни одна цепь не может быть прочнее своего самого слабого звена. Это в полной мере относится и к воспитанию. Его успех во многом зависит от того в какой мере удается умело реализовать всю совокупность его научных закономерностей и принципов. Сбои и недочеты в каком-то одном звене воспитательного процесса отрицательно сказываются на его результатах в целом.