Какое влияние оказывали и оказывают, идеология и политика общества на развитие педагогики?
Развиваясь под влиянием объективных потребностей общества в воспитании подрастающих поколений, педагогика также не могла не испытывать влияния и факторов субъективных, которые оказывали и оказывают воздействие на разработку воспитательной теории. Одним из этих субъективных факторов были и остаются идеология и политика общества. Дело в том, что воспитание выступает в качестве действенного средства формирования человека и выработки у него таких необходимых каждому обществу и государству личностных качеств, как законопослушание, соблюдение социально-экономических порядков и существующих требований морали. С другой стороны, с древних времен люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает. Римский историк Тацит (ок. 58-ок. 117) писал: "Чем сильнее был кто-либо в ораторском искусстве, тем легче для него был доступ к почетным должностям".
Именно поэтому идеология и политика правящих прослоек общества всегда влияли и влияют как за организацию воспитания, так и на разработку педагогической теории. Указанное положение подтверждается многими примерами и фактами.
Еще Аристотель в своем труде "Политика" писал: "Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб".
Отметим, что политика и идеология общества влияют на разработку таких педагогических проблем, как цели воспитания, его содержание, определение методов воспитательной работы и т.д. Например, древнегреческий историк Плутарх (ок. 45-ок. 127), указывая на то, что подготовка молодежи в Спарте была направлена на защиту государства и правящей элиты, писал: "Воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными, выносливыми в трудностях, способными сражаться и побеждать".
В средние века в качестве такой цели выступало формирование у человека послушания и религиозного аскетизма, хотя она по-разному осуществлялась по отношению к духовным и светским феодалам, а также к феодальному крестьянству.
Начиная с эпохи Возрождения, стали провозглашаться гуманистические цели воспитания и всестороннего развития личности. Существенные изменения происходили и в разработке методов воспитания. Если в предшествующие эпохи они были ориентированы на подавление личности ребенка путем применения угроз, различных наказаний и физических воздействий, то с гуманизацией общественных отношений стали использоваться более гуманные воспитательные методы: увещевание детей, уважение их достоинства, опора на их положительные качества и т.д.
Кто бы что ни говорил, но с научной точки зрения и современная педагогика развивается под влиянием идеологии и политики общества и призвана способствовать их Утверждению и защите. Недаром французский император Наполеон в свое время говорил: "Моей главной целью при Учреждении учительской корпорации служит желание управлять мыслями".
О зависимости воспитания от социально-правового и имущественного положения тех или иных классов общества весьма выразительно писал Н.Г.Чернышевский: "Политическая власть, материальное благосостояние и образованность - все эти три вещи соединены неразрывно. Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил; в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты, то есть и от невежества".
Но поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои взгляды и подходы к воспитанию, можно говорить о педагогике рабовладельческого, феодального современного общества. Речь в данном случае идет об официальной педагогике, формировавшейся и формирующейся под влиянием официальных, правящих кругов общества, господствующей идеологии и политики. Это приводило к тому, что с давних времен в обществе существовали и формировались различные идеологические и политические течения, отражавшие интересы различных имущественных и религиозных слоев населения в области воспитания. Так, широкое распространение получили идеи иезуитского (католического) и исламского воспитания. Со времен эпохи Возрождения начали формироваться идей социалистического воспитания (Т.Мор и Р.Оуэн в Англии Т.Кампанелла в Италии, К.Сен-Симон, Ш.Фурье во Франции, К.Маркс и Ф.Энгельс в Германии, В.И.Ленин в России и т.д.).
Отсюда следует, что в педагогике прошлого нужно различать то, что служило тормозом развития прогрессивны воспитательных теорий и изжило себя, став лишь достоянием истории, и то, что содержало в себе положительные элементы и способствовало разработке подлинно научных воспитательных теорий, носило и носит общечеловеческий характер.
Наконец, по уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику.
Научная педагогика обычно связывается с углубленным исследованием теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.
Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта воспитания и формирования личности в детском возрасте.
Необходимость анализа и систематизации народных представлений о воспитании, его национальных обычаев и традиций привела к разработке специальной научной дисциплины - этнопедагогики (этнос - народ, нация), которая в последнее время получает все более широкое развитие.
4. Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования?
Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561-1626). В трактате "О достоинстве и увеличении наук" (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал и педагогику, под которой понимал "искусство обучения чтению". Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.
Немаловажным стимулом для развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840 г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики.
Весьма существенным является вопрос о том, что следует считать предметом исследования педагогики. Для его осмысления необходимо иметь в виду, что даже в некоторых учебных пособиях он освещается не совсем верно. В частности, иногда считается, что поскольку педагогика разрабатывает проблемы воспитания, значит, и предмете ее исследования является воспитание. Но это не совсем так. Дело в том, что хотя педагогика действительно раскрывает теоретические идеи и закономерности воспитания эти идеи и закономерности из самой воспитательной деятельности как таковой непосредственно не вытекают. Он обусловливаются сущностью и закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом.
В этой связи обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели - Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо и др. Они прежде всего стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.
Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Об этом еще в 50-е гг. писал А.Ф.Протопопов: "Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания".
Здесь уместно обратить внимание на то, что свой фундаментальный педагогический труд К.Д.Ушинский назвал так: "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", указывая на то, что именно человек, его развитие и формирование должны находиться в фокусе педагогических исследований и определять теоретические и методические подходы к его воспитанию.
К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:
— изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;
— определение целей воспитания;
— разработка содержания воспитания;
— исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.