Написаниерезультатов обучения для психомоторной сферы

Психомоторнаясфераохватывает,восновном,физическиенавыки,включающиев себякоординациюмозговойимышечнойдеятельности.Анализлитературыпоказывает, чтоданнаясферавобластиобразованияявляетсяменееразработанной,чем познавательнаяилиэмоциональная.Психомоторнаясфераширокоиспользуетсявтаких областях,какестественныенауки,медико-санитарныедисциплины,искусство,музыка, инженерныенауки,драмаифизическоевоспитание.Блумиегоисследовательскаягруппа незавершилаработупопсихомоторнойсфереиз-занедостаткаопытавразвитииэтих навыков.Темнеменеецелыйрядавторовпредложилиразличныевариантытаксономий для описания развитиянавыков и координации.

Так,например,Р.Х.Дейв(Dave(1970)предложилследующуюпятиуровневую иерархию:

1.Имитация:Наблюдениеикопированиеповедениядругих.Этоперваястадияв освоении сложного навыка.

2.Управление:Способностьвыполнятьопределенныедействия,следуя инструкциями применяя навыки.

3.Точность:Наэтомуровнестудентспособенвыполнитьзаданиесменьшим количествомошибокистановитсяболееточнымбезналичияпервоначальногоисточника. Навык приобретен, и овладении им свидетельствуетчеткоеи точноеисполнение.

4.Сочленение:Способностькоординироватьряддействийпутемкомбинирования двухиболеенавыков.Шаблонымогут менятьсявсоответствиисконкретными требованиями или длярешения проблемы.

5.Натурализация:Демонстрируетвысокийуровеньисполненияавтоматически (“безраздумий”).Навыки комбинируются,интегрируютсяиприменяютсяустойчивоибез усилий.

Этаиерархияинекоторыепримерыглаголовдействия,используемыхпри написании результатовобучения для психомоторной сферы, показанынарис.

5.Натурализация
4.Сочленение 3.Точность 2. Управление 1. Имитация Приспосабливать,прилаживать, управлять,переделывать,расставлять, собирать,сохранятьравновесие,сгибаться,строить,градуировать,ставитьтанцы,объединять,конструировать,копировать,проектировать,производить,обнаруживать,демонстрировать,различать(наощупь),демонтировать,показывать,препарировать,управлять(автомобилем),оценивать,осматривать,исполнять,налаживать,захватывать,размельчать,обрабатывать,нагревать,манипулировать,распознавать,измерять,ремонтировать, подражать,имитировать,смешивать,эксплуатировать,организовывать,исполнять(умело),представлять(спектакль),записывать(звук,изображение),очищать,делатьнабросок,реагировать,использовать  

Таксономия, разработанная для психомоторной сферы(Dave (1970),и некоторые глаголы действия для написания результатов обучения в этойсфере.

ПозднееЭ. Симпсон (Simpson, 1972)разработалаболеедетальную иерархию, состоящую из семиуровней:

1.Восприятие: способность использовать наблюдаемые сигналы для стимулирования физической активности.

2.Установка (менталитет): готовность к определенномуобразудействий. Может включать в себя психическую, физическую и эмоциональную предрасположенность.

3.Управляемая реакция: приобретениефизического навыка методом проб и ошибок. Спрактикой такой подходприводитк болееэффективномуисполнению навыка.

4.Автоматизм: промежуточный этап в освоениифизического навыка. Приобретенныереакции становятся болеепривычными, и движениямогут выполняться с определеннойуверенностью и сноровкой.

5.Сложныеявныереакции: возможнафизическая активность, предусматривающая сложныйхарактер движений.Рекции являются автоматическими, а

на сноровкууказывают точноеи весьма скоординированноеисполнениес минимумом непроизводительныхусилий.

6. Адаптация:наэтомуровненавыки, хорошоразвиты, и человек может изменять

движения в ответ наусловия задачи илинаконкретныетребования.

7.Создание: навыкинастолько высоко развиты,что нанекоторомэтапестановится возможнымтворчество.

Примерами другихтаксономий в психомоторной сфереявляются таксономии,

созданныеА.Хэрроу(Harrow, 1972) и У.Р.Доусоном(Dawson, 1998).Т.Ферриси С.Азизом (Ferris and Aziz, 2005)разработалиспециальную таксономию психомоторной сферыдля студентов инженерныхспециальностей.

Еслиговорить в целом,то всетаксономии в психомоторной сфереописывают переход отпростого наблюденияк владениюфизическими навыками.

Некоторыеавторы связывают различные уровни иерархии сопределенными глаголами. Однако такойуровень детализациив данной работерассматриваться небудет

Примеры результатов обучения в психомоторной сфере:

• Проводит местную анестезию нижнейи верхней челюсти и выбирает надлежащиевещества для использования

• Проводит не менеедесяти местныханестезийи оценивает свои действия вместес преподавателем.

• Назначает и проводит не менеедесятирентгенографий и оценивает свои действия вместеспреподавателем.

• Демонстрируетумениепроводить сердечно-легочную реанимацию.

• Использует различноеоборудованиедля измерения физиологических функций.

• Безопасно и эффективно использует определенныедля данного модуля приборы и аппаратурув химической лаборатории.

• Успешно и с минимальнымрискомдля пациентаи оперирующего дантиста проводитинфильтрационную и региональнуюанестезию нерва.

• Представляет методологию и результаты исследовательского проектавустном

докладе.

• Готовитхорошоиллюстрированнуюплакатами презентациюитогов исследовательскогопроекта.

• Проводит экстраоральноеи интраоральноеобследованиепациента.

• Эффективнои квалифицированноиспользует следующеепрограммное обеспечениеMS Word, Excel иPowerpoint.

• Применяет перевязочный материал с соблюденимправил асептики.

• Изображает характеристическую кривую насоса, характеристическуюкривую трубопровода, рабочуюточкусистемы насос-трубопровод и показывает, какимобразом каждая из нихможет бытьизмененанапрактике.

• Делает оттискполостиртаивыявляетважные анатомическиеособенности.

Наши рекомендации