Дайте определение понятию «темперамент», опишите «конституциональную теорию темперамента» по Э. Кречмеру и У. Шелдону.
Дайте определение понятию «темперамент», опишите «конституциональную теорию темперамента» по Э. Кречмеру и У. Шелдону.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Выделены темпераменты, которые пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий. Наибольший интерес представляют те, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.
§ преобладание желтой желчи («желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим»— холериком;
§ преобладание лимфы («мокрота») делает человека спокойным и медлительным -флегматиком;
§ преобладание крови («кровь») делает человека подвижным и веселым -сангвиником;
§ преобладание черной желчи («черная желчь») делает человека грустным и боязливым -меланхоликом.
Перечислите и раскройте основные познавательные психические процессы у человека.
В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов:
§ специфические;
§ неспецифические.
Специфические познавательные процессы
Специфические или собственно познавательные — это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.
Среди специфических процессов обычно рассматриваются:
Ощущения -процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;
Восприятия — результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат.perception — представление, восприятие);
Мышление -высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают:понятия, суждения и умозаключения.
Неспецифические познавательные процессы
Неспецифическиеили универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность:
Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;
Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;
Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;
Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.
Обучение в Казахстане, ВУЗы
Различают следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее и послевузовское профессиональное образование.
Среднее образование в Казахстане является обязательным и включает среднее общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. В первый класс дети принимаются с 6-7 лет. Среднее общее образование Казахстана содержит 3 ступени: начальную (1-4 классы), основную (5-9 классы) и старшую (10-11 классы). Для наиболее полного развития потенциальных возможностей особо одаренных обучающихся разрабатываются образовательные программы, которые реализуются в специализированных школах для одаренных детей.
Начальное профессиональное образованиев Казахстане приобретается за 2-3 года в профессиональных школах и профессиональных лицеях на базе основного общего образования. Среднее профессиональное образование получают за 3-4 года в колледжах и училищах на базе основного общего образования на конкурсной основе.
Высшее образованиеприобретается на основе среднего образования. Для поступления в ВУЗ выпускники школ сдают выпускные и вступительные экзамены.Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. По окончании ВУЗа выпускник получает степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет) или магистра (6 лет). Второе высшее образованиевКазахстане получают только на платной основе с ускоренным сроком обучения (2-3 года).
Послевузовское образование
Для приобретения послевузовского профессионального образования в Казахстане необходима степень специалиста или магистра. Подготовка научных кадров осуществляется в аспирантуре, ассистентуре, адъюнктуре и докторантуре ВУЗов.
Дайте определение понятию «темперамент», опишите «конституциональную теорию темперамента» по Э. Кречмеру и У. Шелдону.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
Выделены темпераменты, которые пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий. Наибольший интерес представляют те, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.
§ преобладание желтой желчи («желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим»— холериком;
§ преобладание лимфы («мокрота») делает человека спокойным и медлительным -флегматиком;
§ преобладание крови («кровь») делает человека подвижным и веселым -сангвиником;
§ преобладание черной желчи («черная желчь») делает человека грустным и боязливым -меланхоликом.