Конвенция о правах ребенка как основа защиты прав и интересов детей

Конвенция ООН о правах ребенка как моральная основа действий педагогов по защите прав и интересов детей. Требования Конвенции по защите прав детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Основополагающие принципы Конвенции: ребенок — самостоятельный субъект права; приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» — юридическая и нравственная основа защиты прав и интересов детей.

ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Дидактика как теория образования и обучения

Общее понятие о дидактике как теоретической и нормативно-прикладной науке. Предмет и задачи дидактики. Основные категории дидактики: образование, обучение, преподавание, учение. Дидактика и частные методики.

Становление и развитие дидактики. Проблемы современной дидактики.

Характеристика основных дидактических концепций.

3.2. Содержание образования и его социально-педагогические функции

Характеристика понятий «образование», «содержание образования». Источники формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Дифференциация, гуманизация, фундаментальность и практическая направленность, вариативность современного школьного образования.

Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы и программы, учебные пособия, учебники. Уровневая и профильная дифференциация.

Образовательные стандарты и перспективы развития образования в общеобразовательной школе. Обновление содержания образования в условиях реформирования средней общеобразовательной школы Республики Беларусь.

Процесс обучения. Структурные компоненты, закономерности, принципы

Сущность процесса обучения, ее двусторонний характер и функции (образовательная, воспитательная, развивающая). Основные компоненты процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации.

Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Закономерности обучения, социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; целостность и единство педагогического процесса; единство и взаимосвязь теории и практики в обучении; единство и взаимообусловленность индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности; взаимосвязь обучения, воспитания и развития и др.

Принципы обучения как нормативные требования к организации учебного процесса и их характеристика. Принципы обучения: научности, сознательности, творческой активности и самостоятельности, доступности, наглядности, прочности, связи обучения с жизнью, обучения на высоком уровне трудности, обучения развивающего и воспитывающего характера и др.

Виды обучения: традиционное, проблемное, развивающее, дистанционное, программированное; компьютерное, блочное, модульное.

Методы и средства организации процесса обучения в современной школе

Понятия «метод обучения», «прием обучения». Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний, по основным дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности, по сочетанию способов деятельности учителя и учащихся, по месту в структуре познавательной деятельности и др.

Общая характеристика методов обучения. Словесные, наглядные и практические методы обучения.

Выбор методов обучения. Метод учителя как обобщенная характеристика индивидуального стиля преподавания.

Средства обучения. Классификация и характеристика средств обучения. Компьютеризированное обучение.

Формы организации обучения

Понятия «форма обучения», «форма организации обучения». История развития форм обучения учащихся. Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная формы обучения.

Понятие «система обучения». Система индивидуального, индивидуализированного, взаимного, массового обучения и их развитие в дидактике. Дифференцированное обучение. Возможность реализации разнообразных систем обучения в современной школе.

Урок как основная форма организации обучения. История развития классно-урочной системы организации обучения. Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе. Связь урока с другими формами организации обучения. Требования к современному уроку. Пути и средства повышения его эффективности. Нестандартные формы организации урока.

Лабораторные занятия, практикумы и семинары в общей системе форм организации обучения. Факультативы, учебные конференции, экскурсии, кружки, олимпиады, научные объединения школьников; их назначение, организация и методика проведения. Самостоятельная работа учащихся и ее виды. Домашняя работа учащихся. Пути предупреждения перегрузки учащихся.

Работа учителя с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

Наши рекомендации