Каковы дидактико-методические особенности завершающей ступени обучения ИЯ в средней школе?
Завершающий характер данной ступени и обусловил содержание этих особенностей. Суть их в следующем:
1. Учитель должен четко представлять себе, какие задачи (практические, образовательные, воспитательные, развивающие) ставит перед ним и перед его учениками данная ступень обучения, а именно:
а) успешно завершить курс обучения ИЯ в средней школе, добиваясь достижения планируемых результатов по возможности для каждого ученика;
б) помочь учащимся устранить имеющиеся у них пробелы, учитывая при этом их индивидуальные особенности, склонности, интересы, профориентацию;
в) специально организовать обобщение и систематизацию иноязычных знаний и навыков (лексических, грамматических), чтобы предотвратить их затухание, упрочить их и создать реальные возможности для поддержания уровня развития и дальнейшего совершенствования умений;
г) опираясь на поддерживаемую таким образом материально-операционную основу владения ИЯ, еще больше внимания уделять содержательной стороне речи, в частности ее страноведческому аспекту;
д) организовать самоподготовку учащихся к предстоящим выпускным экзаменам в 10-м классе, развивать у них потребность в самообразовании.
2. Учитель должен также сделать все, чтобы сами ученики осознавали важность завершающей ступени обучения, верили бы в то, что еще возможно наверстать упущенное, т. е. были бы психологически готовы к решению стоящих перед ними задач.
3. Решение этих задач возможно лишь в том случае, если действующие УМК по ИЯ будут для учителя и ученика надежными помощниками, если они будут материально обеспечивать решение указанных задач.
Какие важнейшие дидактико-методические требования к обучению на старшей ступени реализуют УМК по немецкому языку? Это прежде всего:
I. Реализация ретроспективной преемственности: 1) УМК обеспечивают повторяемость, систематизацию и обобщение пройденного ранее лексического и грамматического материала: на это направлены различные лексические таблицы, в том числе и функционально-смысловые, которые позволяют сгруппировать лексику вокруг отдельных проблем (например: „Bist du ein richtiger Bticherfreund?" или „Sport in inserem Leben"), а также вокруг некоторых ключевых понятий (например: „Ein richtiger Komsomol-ze" и т. д.); этому служат уже упоминавшиеся грамматические справочники (грамматика для чтения), на основе которых систематизируются важнейшие дифференцирующие (различительные) признаки основных грамматических явлений, что способствует их более быстрому опознаванию в тексте и облегчает извлечение содержательной информации при чтении;
2) они развивают и совершенствуют сформированные ранее собственно коммуникативные умения школьников, которые должны уметь: вступить в контакт (владение речевым этикетом); расспросить, «взять интервью»; обмениваться информацией; выражать чувства, эмоции; убеждать, обосновывать свое мнение; давать отзыв, характеристику, в том числе основываясь на прочитанном; читать с различным охватом содержания и с разной глубиной проникновения в подтекст (осуществление разных видов чтения); кратко передавать содержание текста: воспринимать на слух текст с разной полнотой понимания (осуществление разных видов аудирования); добиваться понимания, переспрашивая, уточняя, сигнализируя о непонимании, а также уметь разными способами реагировать на извлеченную в процессе чтения информацию: простой сигнализацией о ее приеме, использованием ее в других видах деятельности (предметно-практической, например организация экскурсии по аналогии с описанной в тексте, или речевой, например устно-речевое обсуждение прочитанного, письменная фиксация главных мыслей в виде заголовков к абзацам текста и т. п.).
Короче говоря, учителю крайне важно не дать оборваться ни одной из «ниточек», с таким трудом «сплетенных» на предыдущих ступенях коммуникативных умений.
В этом ему помогают данные в учебниках и «Книгах для учителя» памятки, образцы высказываний, поисковые задания при работе с текстом и др.
II. Реализация перспективной преемственности, т. е. особая ориентация на возможное использование ИЯ в будущей практической деятельности школьников, а также учет возможного доучивания:
1) УМК ставят во главу угла работу над чтением, и развитие устной речи осуществляется главным образом на основе прочитанного и услышанного;
2) это делает необходимым совершенствовать технику чтения по таким ее параметрам, как расширение поля чтения, смысловая антиципация (предвосхищение), правильность интонационного оформления (синтагматичность чтения, беглость — отсутствие немотивированных пауз и т. п.), ускорение темпа чтения про себя. В этих целях вводятся упражнения на чтение расширяющихся синтагм, которые крайне мало используются на предыдущих ступенях обучения, а также снова обращается внимание на чтение текста за единицу времени;
3) благодаря отсутствию нового, строго определенного языкового материала, подлежащего обязательному продуктивному усвоению для использования в устной речи и требующего тщательной отработки, а также наличию определенной материальной базы, уже созданной на предыдущих ступенях обучения, появляется возможность более последовательно осуществлять коммуникативную направленность обучения и еще больше внимания уделять содержательной стороне речи.
Основными темами для обсуждения согласно программе становятся темы, связанные с жизнью молодежи в СССР и за рубежом, выбором профессии, участием в общественно полезном труде, борьбой за мир, положением трудящихся в странах капитала и др., причем возрастает удельный вес страноведческой тематики, т. е. тем, связанных с историей и культурой стран изучаемого языка.
Уже отмечалось, что их формулировка носит слишком общий характер.
С позиций коммуникативностной направленности обучения они должны быть сформулированы более проблемно, чтобы давать возможность не просто их формально излагать, а занять позицию, выражать оценочные суждения и т. д. Назовем некоторые темы из учебников 8—10-х классов.
8-й класс —„Wenn dein Name Komsomolze ist"; „Deutsche, die man kennen mufi"; ,,Der schonste Beruf" и др.
9-й класс — „Unser tagliches Brot"; „Reisen bildet"; „Wissen ist Macht", „Das achte Weltwunder" и др.
10-й класс — „Wir machen mit"; „Die Natur um uns herum"; „Die Welt im Spiegel der Kunst" и др.
Посмотрите в учебниках или «Книгах для учителя» к ним, какие темы не названы;
4) учет многообразных интересов старшеклассников и их профориентации нашел отражение не только в самом материале параграфов учебника, но и в книгах для чтения и в разделе „Bunte Ecke" (см. материал под рубриками „Fur Literaturfreunde", „Fur junge Historiker / Mathematiker / Bauleute" и др.).
Просмотрите учебники 8—10-х классов и найдите этому подтверждение. Характерно также, что тема выбора профессии, жизненного пути, труда является как бы сквозной на старшей ступени. Она в разных ракурсах проходит с 8-го по 10-й класс. В одном случае она сформулирована эксплицитно (явно), как в 8-м классе, в другом — она находит отражение в описании жизнедеятельности знаменитых людей (8—10-е классы), а в третьем — учащиеся возвращаются к ней в связи с той или иной календарной датой или в связи с описанием положения трудящихся в ФРГ, Австрии, Швейцарии, запретами на профессию, проблемами жизни в этих странах иностранных рабочих-эмигрантов (Gastarbeiter) и т. п.
Следует подчеркнуть, что, знакомя учащихся со странами изучаемого языка, с их большими достижениями в сфере материального производства, со всемирно известными достопримечательностями, УМК по немецкому языку раскрывает одновременно перед старшеклассниками социальные противоречия, характеризующие жизнь в этих странах, знакомит их с борьбой трудящихся за свои экономические и политические права, используя достоверный газетный материал из прессы указанных стран.
Таким образом, можно без преувеличения сказать, что, как и вся серия в целом, учебники для старших классов дают в особой степени основание утверждать, что ИЯ как учебный предмет выполняет важную идеологическую функцию, формируя у учащихся активную жизненную позицию, умение видеть и отстаивать преимущества социалистического образа жизни, т. е. готовят молодежь средствами ИЯ к жизни и труду;
5) важно также иметь в виду, что в УМК для старшей ступени предпринимаются особые усилия для поддержания и развития положительных мотивов учения, причем не только за счет соответствующего подбора содержания учебных материалов. При общей большой загруженности старшеклассников и избирательности их интересов особое значение имеет вся организация обучения. В УМК предусматривается создание благоприятных условий для обеспечения «занятости» на уроке всех учащихся, даже с самым низким уровнем обученности, им могут быть даны посильные задания с опорой, например, на таблицы, схемы и т. п. Важно постоянно стимулировать работу учащихся в целом, создавать ситуации добровольного обращения к справочным материалам, побуждать школьников к выражению своего личностного отношения к обсуждаемым проблемам и т. д.;
6) для того чтобы к концу курса обучения как бы «поднять» весь основной содержательный пласт речи и актуализировать его в сознании школьников, а также вызвать нужные для использования его в речи иноязычные средства, в приложении к учебнику 10-го класса дан календарь для самоподготовки учащихся к выпускному экзамену. В нем в связи со знаменательными датами приведены тексты, в которых как бы пересекаются проблематика и тематика предыдущих лет обучения.
Так, к сентябрю приурочены следующие тексты: Der I. September — Schulanfang; Tag des Wissens; Die Schulreform — ein neuer Schritt vorwarts, позволяющие повторить все, что связано со школой, правом на образование, с развитием науки в нашей стране. Причем тексты написаны, как правило, в легкой, обращенной к читателю, форме, что дает возможность, отталкиваясь от них, строить свое высказывание, решая те или иные КЗ. Например, после прочтения текста о 1 сентября ставятся задачи:
а) проинформировать о своей школе, об общественно полезной работе, о комсомольской группе, о планах на будущее;
б) рассказать, как вы учитесь и кто вас учит; о своих интересах и организации свободного времени; о чем вы особенно охотно вспоминаете из своей школьной жизни;
в) охарактеризовать своих школьных товарищей, друзей, учителя, который произвел на вас особое впечатление как личность.
Эти примеры приведены здесь для того, чтобы показать, что ученику дается реальная возможность вспомнить, о чем он читал и говорил на немецком языке за предыдущие годы, восполнить те или иные пробелы. При этом ему предлагается с помощью календарного распределения материала упорядочить свою работу, как бы дозируя ее. Одновременно это дает школьнику возможность использовать тот или иной материал во время текущих политинформаций (например, в сентябре в связи с Днем знаний и др.).
Подобная самостоятельная работа позволяет как бы перебросить мостик и к возможному последующему доучиванию выпускников в высших и средних специальных учебных заведениях, ибо создаются предпосылки для выравнивания их уровня обученности.
Что касается повторения лексического и грамматического материала, то, помимо сказанного выше о лексических таблицах и грамматике для чтения, это осуществляется путем практического использования этого материала для решения предлагаемых КЗ. Работать рекомендуется в парах и группах (см. памятку в учебнике 10-го класса, с. 20), что может способствовать лексическому взаимообогащению, оказанию посильной взаимопомощи во всех направлениях.
Вызывает сожаление, что в учебниках старшей ступени нет справочника, обобщающего весь активный грамматический минимум. Но формируемые с помощью УМК у школьников умения самостоятельно пользоваться справочным материалом позволяют учителю, если необходимо, привлекать дополнительно существующие грамматические пособия, например: О. Э. Михайлова, Е. И. Шендельс. Справочник по грамматике немецкого языка с упражнениями для 9—10-го классов средней школы. М., 1981.
Здесь важно, чтобы у учащихся выработалась осознанная потребность пополнять свои знания и сформировались умения самостоятельной работы над- немецким языком.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие черты личности старшеклассников следует учитывать, чтобы рационально организовать обучение ИЯ?
2. Какие особые задачи возникают на завершаемой ступени обучения?
3. Какие дополнительные возможности появляются в 8—10-м классах для организации самостоятельной работы учащихся?
Глава II ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
Развитие и образование ни одному человеку не могут
быть даны или сообщены. ...Поэтому самодеятельность — средство
и одновременно результат образования...
А. Дистервег