Каковы основные психолого-педагогические характеристики личности старшеклассника?
О них наверняка шла речь в курсе педагогической психологии. Какие это особенности?
Назовем только те из них, которые особенно значимы применительно к нашей проблематике.
Как известно, каждый старшеклассник сочетает в себе черты еще недавнего подростка и признаки юношеского возраста. В нем диалектически соединяется еще не утраченная детскость с проявлениями активного взросления.
Последнее находит выражение в интенсивном становлении личности, в росте ее самосознания и самоопределения. У старшеклассника складываются уже определенные принципы поведения, образ своего собственного «я», свои ценностные ориентации, в соответствии с которыми он живет и действует.
Четко начинает проявляться дифференциация интересов. Это накладывает отпечаток на отношение к различным учебным предметам, которое все больше становится избирательным.
Учителю ИЯ подчас очень трудно поддерживать неослабевающий интерес к своему учебному предмету. Поскольку в юношеском возрасте с особой силой проявляется стремление к самоутверждению, самовыражению, к возможности отстаивать свои взгляды и убеждения, то именно возрастающая коммуникативная направленность обучения ИЯ и создание благоприятного психологического климата для общения — вот те факторы, которые на этой ступени обучения приобретают особую значимость. Отсюда столь важен отбор материала, его проблемный характер, стимулирующий обмен мнениями, побуждающий к размышлениям.
Но в раннем юношеском возрасте с особой остротой проявляется стремление к самостоятельности и учителю необходимо тщательно продумать свой стиль общения со старшеклассниками. В этом ему по-прежнему может помочь приложение к «Книгам для учителя» к учебникам 8-го и 9-го классов, которое продолжает начатый еще в 7-м классе практикум по организации педагогического общения.
Одним из главных новообразований в психике старшеклассника по сравнению с подростком является его направленность на будущее, попытки осмыслить с этих позиций свое настоящее.
Особенно четко проявляется интерес к мировоззренческим, общественным проблемам, но наряду с этим и к разного рода практической деятельности, техническому творчеству, спорту.
Многообразие интересов, начинающая формироваться на старшей ступени профориентация делают необходимым дальнейшее усиление индивидуализации обучения ИЯ. Усиление же чувства ответственности у старшеклассника, сознательного отношения к учебе, к планированию своего времени открывают значительно большие возможности для организации самостоятельной работы, для стимулирования потребности в самообразовании.
Именно поэтому в УМК по немецкому языку для старших классов предусмотрены различные материалы (см. приложения к учебникам), призванные систематически приобщать старшеклассников к самостоятельной работе и к самообразованию.
Как отмечают психологи, старшеклассникам свойственно главным образом произвольное запоминание, которое оказывается эффективным в том случае, если они осознают, зачем следует запомнить тот или иной материал, что в результате этого будет достигнуто. Помогает запоминанию осознание характерных особенностей материала, соотнесение и смысловая группировка объектов запоминания и, главное, опора на интенсивную мыслительную работу.
Последнее обеспечивается проблемной организацией всей познавательно-коммуникативной и собственно коммуникативной деятельностью школьников. В частности, предусматривается специальное обобщенное формирование рецептивных грамматических навыков с использованием и самостоятельным составлением учебных карт и выведением алгоритмов на распознавание и дифференциацию грамматических явлений (грамматика для чтения, разработанная совместно с Н. А. Нефедовой). Если в процессе этой работы старшеклассников удается убедить в том, что она действительно помогает совершенствованию процессов чтения и распознавания текста, то они проявляют готовность выполнять требования учителя. Если они не видят реальной пользы от тех или иных упражнений, их трудно заставить эти упражнения выполнять. Для них важны либо немедленный положительный результат, либо уверенность в том, что им все это пригодится в будущем.
Отсюда так важно обеспечивать результативность осваиваемых иноязычных речевых действий и искать возможности для их практического применения (например, во внеклассной работе, на факультативных занятиях и т. п.).
Характерно, что у юношей и девушек этого возраста более чем у подростков развит самоанализ и они в большей мере самокритичны. Это в принципе позволяет лучше организовать работу по устранению имеющихся у них пробелов с помощью выполнения индивидуальных заданий. К сожалению, у учителя не всегда хватает времени, чтобы такие задания подготовить и чтобы проверить их выполнение.
Но если опираться при этом на других, более подготовленных учащихся? Если помнить о великой воспитательной силе коллектива и о важности совместного решения задач, стоящих перед старшеклассниками на этой ступени обучения? Если, наконец, использовать опыт интенсивных курсов обучения ИЯ, где принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив успешно приложен к обучению именно иноязычному общению? На старшей ступени становится еще более актуальной сочетание индивидуальной, парной и групповой формы работы, где учитель участвует в роли партнера, организатора, режиссера, сценариста, дублера и т. п. При этом перед группой ставится общая познавательная или коммуникативная задача, а учитель организует и стимулирует совместный поиск, причем каждый выполняет свою часть работы и является вместе с тем активным участником всей работы в целом.
Необходимо с пониманием и определенным «расчетом» относиться к такому явлению, свойственному данному возрасту, как стремление привлечь к себе повышенное внимание окружающих. Это может быть с успехом использовано учителем при организации дискуссий, при составлении индивидуальных заданий и организации взаимопомощи, при распределении индивидуальных поручений для организации внеклассных мероприятий и т. п.
Итак, в тех трудных условиях, в которых находится школьник при овладении ИЯ на старшей ступени обучения, необходимо добиться того, чтобы он стал соратником, единомышленником учителя в борьбе за успешное завершение школьного курса обучения. Надо всемерно опираться на сознательность, творчество, самостоятельность, активность старшеклассников, всячески формировать их личность, всесторонне развивать ее средствами ИЯ.