Каковы цели обучения произношению?

Это прежде всего овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения, а именно:

1) умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха;

2) навыками произношения, т. е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой немецкого языка, способами интони­рования;

а также

3) развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы для внешней речи.

От умения слушать и слышать зависит умение произносить. И то, и другое влияет на развитие внутренней речи, а последняя во многом определяет развитие произносительных навыков и внешней речи в целом.

Учащиеся должны уже на первом году обучения овладеть произ­ношением немецких звуков, доведенным до автоматизма, а также усвоить две основные интонационные модели предложения: с пони­жающейся в конце мелодией (например, в утвердительном предло­жении, вопросительном предложении с вопросительным словом и др.) и с повышающейся мелодией (вопросительные предложения без во­просительного слова) для выражения сомнения, удивления. Разу­меется, эти модели не охватывают всего многообразия немецкой интонации, но с точки зрения принципа минимизации могут считать­ся для начальной ступени достаточными.

К сожалению, следует сказать, что в условиях общеобразовательной средней школы вряд ли можно добиться абсолютно правильно­го, близкого к речи носителя языка произношения. Здесь критерием нормативности выступает так называемая интеллигибельность речи (А. Н. Леонтьев).

Имеется в виду ее понимаемость. Если учащийся, пользуясь речью, достигает взаимопонимания, следовательно, он в основном владеет немецким произношением.

Таким образом, необходимо добиваться от школьников отно­сительно правильного произношения. Речь идет об опоре на принцип аппроксимации, т. е. о приближении к желаемому результату.

§ 2. Что входит в содержание обучения немецкому произношению?

Вспомним, что мы включали в содержание обучения ИЯ вообще, и отберем то, что подходит к данному случаю.

Содержание обучения немецкому произношению составляют единицы языка данного уровня, т. е. звуки, звукосочетания, интонемы (интонационные модели) и единицы речи: фразы, в частности, раз­ные коммуникативные типы предложения и связный текст (в том числе стихотворный), а также конкретные действия с этими едини­цами. С одной стороны, это действия по их восприятию, расчлене­нию и синтезированию в целостные значимые образы, удержание их в памяти, с другой — их проговаривание, воспроизведение, про­дуцирование.

Обычно считается, что овладение немецким произношением не вы­зывает особых трудностей у учащихся. Однако в условиях школы существенно, сколько времени учитель будет на это затрачивать. Необходимо так организовать обучение произносительной стороне речи, чтобы в поле зрения учителя с первых шагов работы в 4-м клас­се были бы фонетические явления, вызывающие наибольшие труд­ности у учащихся.

Обычно все немецкие звуки делят на:

сходные со звуками русского языка, т. е. не имеющие особо существенных различий, например: [a], [d], [m], [n]; имеющие некоторые различия, например: [о], [u], [t];

имеющие большие различия, например: [е:], или полностью от­сутствующие в русском языке: [с], [д], лабиализованные гласные.

Можно считать, что фонетический минимум для средней обще­образовательной школы должен включать все звуки и фонетические явления, характерные для немецкого произношения и вызывающие определенные трудности у учащихся. Это прежде всего:

1) долгота и краткость гласных, их закрытость и открытость;

2) звуки: [е:], [9], [о], [h], [1], лабиализованные гласные, а также дифтонги;

3) стабильность артикуляции долгих гласных;

4) твердый приступ в начале слова и слога;

5) аспирация глухих согласных;

6) приглушенность звонких согласных;

7) отсутствие палатализации;

8) фразовое ударение (безударность артикля, отрицания и дру­гих служебных слов);

9) ударение в словах с отделяемыми и неотделяемыми пристав­ками;

10) ударение в сложных словах;

11) интонация вопросительного предложения без вопроситель­ного слова;

12) интонация предложения, имеющего в своем составе инфини­тивную группу, а также придаточное предложение (последнее не входит в активный фонетический минимум для начальной ступени, но может быть здесь отнесено к рецептивному минимуму).

Работа над всеми этими явлениями так или иначе предусмотрена в действующих УМК по немецкому языку.

Наши рекомендации