Каковы цели обучения произношению?
Это прежде всего овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения, а именно:
1) умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха;
2) навыками произношения, т. е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой немецкого языка, способами интонирования;
а также
3) развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы для внешней речи.
От умения слушать и слышать зависит умение произносить. И то, и другое влияет на развитие внутренней речи, а последняя во многом определяет развитие произносительных навыков и внешней речи в целом.
Учащиеся должны уже на первом году обучения овладеть произношением немецких звуков, доведенным до автоматизма, а также усвоить две основные интонационные модели предложения: с понижающейся в конце мелодией (например, в утвердительном предложении, вопросительном предложении с вопросительным словом и др.) и с повышающейся мелодией (вопросительные предложения без вопросительного слова) для выражения сомнения, удивления. Разумеется, эти модели не охватывают всего многообразия немецкой интонации, но с точки зрения принципа минимизации могут считаться для начальной ступени достаточными.
К сожалению, следует сказать, что в условиях общеобразовательной средней школы вряд ли можно добиться абсолютно правильного, близкого к речи носителя языка произношения. Здесь критерием нормативности выступает так называемая интеллигибельность речи (А. Н. Леонтьев).
Имеется в виду ее понимаемость. Если учащийся, пользуясь речью, достигает взаимопонимания, следовательно, он в основном владеет немецким произношением.
Таким образом, необходимо добиваться от школьников относительно правильного произношения. Речь идет об опоре на принцип аппроксимации, т. е. о приближении к желаемому результату.
§ 2. Что входит в содержание обучения немецкому произношению?
Вспомним, что мы включали в содержание обучения ИЯ вообще, и отберем то, что подходит к данному случаю.
Содержание обучения немецкому произношению составляют единицы языка данного уровня, т. е. звуки, звукосочетания, интонемы (интонационные модели) и единицы речи: фразы, в частности, разные коммуникативные типы предложения и связный текст (в том числе стихотворный), а также конкретные действия с этими единицами. С одной стороны, это действия по их восприятию, расчленению и синтезированию в целостные значимые образы, удержание их в памяти, с другой — их проговаривание, воспроизведение, продуцирование.
Обычно считается, что овладение немецким произношением не вызывает особых трудностей у учащихся. Однако в условиях школы существенно, сколько времени учитель будет на это затрачивать. Необходимо так организовать обучение произносительной стороне речи, чтобы в поле зрения учителя с первых шагов работы в 4-м классе были бы фонетические явления, вызывающие наибольшие трудности у учащихся.
Обычно все немецкие звуки делят на:
сходные со звуками русского языка, т. е. не имеющие особо существенных различий, например: [a], [d], [m], [n]; имеющие некоторые различия, например: [о], [u], [t];
имеющие большие различия, например: [е:], или полностью отсутствующие в русском языке: [с], [д], лабиализованные гласные.
Можно считать, что фонетический минимум для средней общеобразовательной школы должен включать все звуки и фонетические явления, характерные для немецкого произношения и вызывающие определенные трудности у учащихся. Это прежде всего:
1) долгота и краткость гласных, их закрытость и открытость;
2) звуки: [е:], [9], [о], [h], [1], лабиализованные гласные, а также дифтонги;
3) стабильность артикуляции долгих гласных;
4) твердый приступ в начале слова и слога;
5) аспирация глухих согласных;
6) приглушенность звонких согласных;
7) отсутствие палатализации;
8) фразовое ударение (безударность артикля, отрицания и других служебных слов);
9) ударение в словах с отделяемыми и неотделяемыми приставками;
10) ударение в сложных словах;
11) интонация вопросительного предложения без вопросительного слова;
12) интонация предложения, имеющего в своем составе инфинитивную группу, а также придаточное предложение (последнее не входит в активный фонетический минимум для начальной ступени, но может быть здесь отнесено к рецептивному минимуму).
Работа над всеми этими явлениями так или иначе предусмотрена в действующих УМК по немецкому языку.