Динамика целей и задач на средней ступени обучения (5—7-е или 6—8-е классы)
Конечные цели Д – диал. речь М- монол.речь | Промежуточные цели и задачи | Предпосылки, необходимые для их реализации |
Уметь вести беседу в рамках основных сфер общения (см. табл. 1) в типичных коммуникативных ситуациях. Уметь связно излагать свои мысли, передавать мысли других | Д Научиться: выражать принадлежность (с попощью существительных в Genitiv), более вариативно давать оценку, более свободно вести односторонний диалог-расспрос, т. е. «брать и давать интервью» в самых разных ситуациях; вести более расширенный двусторонний расспрос и обмен мнениями: а) по опорам (диалог с пошаговым управлением), б) по аналогии с образцом. М Научиться более свободно использовать такие коммуникативные типы речи, как описание и сообщение, стараясь воздействовать на партнера общения. Учиться рассказывать, используя оценочные суждения; пересказывать по плану, «структурному скелету» и другим опорам | Овладение речевыми образцами (РО): Das Buch des Schulers. Es ist leicht, ... zu + + Inf.; man ...-t, legen — Was? (Wen?) — wohin? Знание материала темы: лексического, грамматического, ее предметного содержания. Умение более вариативно решать КЗ, а именно: запрашивать и сообщать информацию о действиях в прошлом и будущем, используя Perfekt и Futurum. Овладение прилагательными и наречиями в сравнительной и превосходной степени. Использование речевого этикета. Умение воспроизводить диалог по ролям (инсценирование). Знание отличительных признаков разных типов диалогов. Овладение Imperfekt слабых и сильных глаголов. Умение выражать свое мнение и обосновывать его. Знание отличительных признаков разных типов монологических высказываний (описания, сообщения, рассказа) и их коммуникативных функций. Владение оценочными суждениями: Das gefallt mir (nicht) и др. Умение составлять план |
Следует сказать, что именно на средней ступени в основном достигается планируемый уровень обученности по ИЯ. Условия обучения на старшей ступени не могут обеспечить дальнейшую значительную динамику в развитии навыков и умений, что не исключает все же возможности решать задачи по совершенствованию уровня обученности, достигнутого на средней ступени.
Класс | Конечные цели Д — диал. речь М — монол. речь | Промежуточные цели и задачи | Предпосылки, необходимые для их реализации |
Уметь вести более вариативную беседу в рамках тех же сфер общения. Уметь более вариативно строить связное высказывание | д Научиться: выражать осведомленность / неосведомленность, уверенность / неуверенность, сомнение; выражать причину, условия выполнения действия; вариативно выражать просьбу, совет; вести развернутые ритуализованные связные "диалоги в стандартизованных ситуациях общения. М Научиться: давать характеристику; кратко пересказывать текст (личностно-преломлен-ный пересказ) | Владение структурой сложноподчиненного предложения: Ich wei6, dafi ... Ich bin sjcher, dafi ...Ich zweifle, dafi. Овладение придаточными причины, условия (weil-Satze, wenn-Satze). Умение использовать не только Imperativ для выражения просьбы, но и вопросительное предложение, глагол bitten и др. Умение комбинировать микродиалоги. Владение речевым этикетом: Hallo! Wie geht's? Овладение склонением прилагательных (рецеп-тивно-репродуктивно). Овладение структурой рассуждения. Овладение РО Ich habe erfahren, dafi ... Ich wufite schon friiher, dafi ... Овладение оценочными выражениями: einen Eindruck (Freude) ma-chen и др. | |
Уметь вести относительно свободную беседу, в том числе групповую (полилог). Уметь придать своему связному высказыванию обращенность, эмоциональность | Д Научиться вести групповую беседу, активно включаться в нее, ее поддерживать, проявляя заинтересованность и т. п. М Научиться более свободно комбинировать разные коммуникативные типы речи: описание + рассуждение, сообщение + описание и т. п. Учиться вариативному выражению одной и той же мысли | Систематизация изученной лексики по темам. Овладение новым лексико-грамматическим материалом. Умение комбинировать разные типы диалогов. Активное использование оценочных суждений. Овладение рассуждением в форме отзыва на прочитанное, услышанное. Развитие речевой инициативы, умения пользоваться русско-немецким словарем, для того чтобы найти нужное слово, а также разговорником. Владение лексическим перифразом, описанием понятия |
Приводимая далее аналогичная таблица применительно к рецептивным видам РД — чтению и аудированию, основывается на общности этих видов РД, условно игнорируя их различия.
Таблица 7