Динамика целей и задач на средней ступени обучения (5—7-е или 6—8-е классы)

Конечные цели Д – диал. речь М- монол.речь Промежуточные цели и задачи Предпосылки, необходимые для их реализации  
Уметь вести бе­седу в рамках ос­новных сфер об­щения (см. табл. 1) в типичных коммуникативных ситуациях.   Уметь связно излагать свои мысли, переда­вать мысли дру­гих   Д Научиться: выражать принадлежность (с попощью существитель­ных в Genitiv), более ва­риативно давать оценку, более свободно вести односторонний диалог-расспрос, т. е. «брать и давать интервью» в са­мых разных ситуациях; вести более расширен­ный двусторонний рас­спрос и обмен мнениями: а) по опорам (диалог с пошаговым управлени­ем), б) по аналогии с об­разцом.     М Научиться более сво­бодно использовать та­кие коммуникативные типы речи, как описание и сообщение, стараясь воздействовать на парт­нера общения. Учиться рассказывать, исполь­зуя оценочные сужде­ния; пересказывать по плану, «структурному скелету» и другим опо­рам   Овладение речевыми образ­цами (РО): Das Buch des Schulers. Es ist leicht, ... zu + + Inf.; man ...-t, legen — Was? (Wen?) — wohin? Знание материала темы: лексического, грамматического, ее предмет­ного содержания. Умение более вариативно решать КЗ, а имен­но: запрашивать и сообщать информацию о действиях в прошлом и будущем, используя Perfekt и Futurum. Овладение прилагательными и наречиями в сравнительной и превосходной степени. Использование рече­вого этикета. Умение воспроиз­водить диалог по ролям (инсце­нирование). Знание отличи­тельных признаков разных ти­пов диалогов.   Овладение Imperfekt слабых и сильных глаголов. Умение вы­ражать свое мнение и обосно­вывать его. Знание отличитель­ных признаков разных типов монологических высказываний (описания, сообщения, рассказа) и их коммуникативных функций. Владение оценочными сужде­ниями: Das gefallt mir (nicht) и др. Умение составлять план  

Следует сказать, что именно на средней ступени в основном до­стигается планируемый уровень обученности по ИЯ. Условия обуче­ния на старшей ступени не могут обеспечить дальнейшую значительную динамику в развитии навыков и умений, что не исключает все же возможности решать задачи по совершенствованию уровня обучен­ности, достигнутого на средней ступени.

Класс Конечные цели Д — диал. речь М — монол. речь Промежуточные цели и задачи Предпосылки, необходимые для их реализации
Уметь вести более вариатив­ную беседу в рам­ках тех же сфер общения. Уметь более ва­риативно строить связное высказы­вание д Научиться: выражать осведомленность / неос­ведомленность, уверен­ность / неуверенность, сомнение; выражать при­чину, условия выполне­ния действия; вариатив­но выражать просьбу, совет; вести разверну­тые ритуализованные связные "диалоги в стандартизованных си­туациях общения. М Научиться: давать ха­рактеристику; кратко пересказывать текст (личностно-преломлен-ный пересказ) Владение структурой слож­ноподчиненного предложе­ния: Ich wei6, dafi ... Ich bin sjcher, dafi ...Ich zweifle, dafi. Овладение придаточными при­чины, условия (weil-Satze, wenn-Satze). Умение использо­вать не только Imperativ для выражения просьбы, но и воп­росительное предложение, гла­гол bitten и др. Умение комби­нировать микродиалоги. Владе­ние речевым этикетом: Hallo! Wie geht's? Овладение склоне­нием прилагательных (рецеп-тивно-репродуктивно). Овладение структурой рас­суждения. Овладение РО Ich habe erfahren, dafi ... Ich wufite schon friiher, dafi ... Овладение оценочными выражениями: einen Eindruck (Freude) ma-chen и др.
Уметь вести от­носительно сво­бодную беседу, в том числе группо­вую (полилог). Уметь придать своему связному высказыванию об­ращенность, эмо­циональность Д Научиться вести груп­повую беседу, активно включаться в нее, ее поддерживать, прояв­ляя заинтересованность и т. п. М Научиться более сво­бодно комбинировать разные коммуникатив­ные типы речи: описа­ние + рассуждение, со­общение + описание и т. п. Учиться вариатив­ному выражению одной и той же мысли Систематизация изученной лексики по темам. Овладение новым лексико-грамматическим материалом. Умение комбини­ровать разные типы диалогов. Активное использование оце­ночных суждений. Овладение рассуждением в форме отзыва на прочитанное, услышанное. Развитие речевой инициативы, умения пользо­ваться русско-немецким слова­рем, для того чтобы найти нуж­ное слово, а также разговорни­ком. Владение лексическим пе­рифразом, описанием понятия


Приводимая далее аналогичная таблица применительно к рецептивным видам РД — чтению и аудированию, основывается на общности этих видов РД, условно игнорируя их различия.

Таблица 7

Наши рекомендации