Какие проблемы возникают при реализации целей на практике?

От строгого следования целям во многом зависит успех обучения. Учитель должен четко представлять себе, где и как перед ним раскрываются цели обучения. Приступая к работе в той или иной параллели, необходимо внимательно изучить программу, «Книгу для учителя» (введение, тематические планы, формулировки задач уро­ков внутри параграфов) и учебник. В заданиях и упражнениях названы конкретные действия, которые ученики должны производить с определенным языковым или речевым материалом, и конкретные речевые умения, которые с их помощью должны быть сформулиро­ваны (см. действующую серию учебников немецкого языка для средней школы). Особое значение имеют в этом плане такие разделы учебника, как «Повторение», «Bunte Ecke», где цели представлены в виде планируемого (ожидаемого) результата (ср., например: «Вот что вы уже знаете», «Вот что вы уже умеете делать...» и т. д.), а также «Приложения» к учебнику и «Книге для учителя», где могут содержаться разные тесты, также дающие представление об ожи­даемом результате.

Осознание учителем поставленных на конкретном году обучения целей и задач зависит от ясности и инструментальности их форму­лировки.

Известно, что цели формулируются в терминах знаний, навыков и умений. Задачи же всегда ориентированы на ближний результат, на конкретные условия обучения, на используемый материал.

Так, задачей одного из первых уроков может быть: научить учащихся беседовать друг с другом в ситуации «Знакомство».

Эта задача получает дальнейшую конкретизацию в упражнениях. Например: «Предположим, что один из вас знакомится со школьни­ком из ГДР. Поздоровайтесь и представьтесь друг другу, используя также выражения Freut mich!, Sehr angenehm!».

Здесь задана и цель общения (КЗ познакомиться) и определены участники общения, указывается на содержательный план речи и в известной мере — на средства.

Такая развернутая формулировка задачи особенно важна на начальной ступени обучения, ибо каждый из ее компонентов выполняет функцию опоры для учащихся, что очень существенно для управления их деятельностью. Учителю необходимо это знать, ибо в учебном процессе ему самому приходится ставить дополни­тельные задачи или уточнять имеющиеся.

Однако реальный успех дела определяется тем, как учитель и ученик решают поставленные перед ними цели и задачи.

Необходимо, однако, иметь в виду, что учитель (П) и ученик (У) видят цели под разным углом зрения и с разной степенью полно­ты (см. схему 7).

Учитель, мастер своего дела, прямо движется к цели (П→Ц), видя ее во всем объеме, а также вехи — подцели, задачи (А, В, С.) на пути к ней. Если ему удается жестко вести за собой ученика и стимулировать его продвижение, сделать цели для ученика осязае­мыми, то тот движется к цели с наименьшим отклонением, если нет, то путь У→Ц может быть чрезмерно длинным или вовсе не приведет к цели.

Чтобы облегчить движение ученика к цели, учитель должен с достаточной полнотой раскрыть их, более того, он должен ставить перед учеником промежуточные цели и конкретные задачи, помогая осознавать их. Тогда движение ученика к цели будет сознатель­ным, а значит, и более самостоятельным и успешным.

Учитель должен иметь в виду еще одну важную закономерность реализации целей в учебном процессе, а именно тот факт, что цель никогда полностью не совпадает с результатом. Ученик овладевает знаниями, навыками и умениями лишь в определенной степени приближения к цели. На этой закономерности основано действие принципа аппроксимации (приближения к желаемому результату). Что было бы, если бы результат полностью совпадал с целями?

Диалектика учит, что не было бы и развития. Но это только в том случае, если такое несовпадение будет не слишком велико, иначе может потеряться желание двигаться к цели.

Значит, учитель должен заботиться о том, чтобы поставленная в обучении цель была бы по возможности привлекательна для уча­щихся, чтобы они ощущали потребность и осознавали необходи­мость ее достижения.

Итак, что же требуется в целом от учителя для успешной реали­зации целей? Целый комплекс навыков и умений:

уметь выявить, осознать, «присвоить» цели;

не упускать из виду конечной цели, все время соотносить каждый свой шаг с конечными и промежуточными целями, т. е. действовать последовательно и целенаправленно, не отклоняясь в сторону, помня о соподчинении (иерархии) целей и задач;

уметь самому правильно формулировать цели и задачи;

хорошо знать своих учеников и соотносить общие цели и задачи с возможностями обучения и воспитания именно данных учащихся;

переводить педагогические (методические) цели в психологические, формировать у учащихся потребность в самообучении и самовоспитании, используя для этого разные стимулы и подкрепления, например подкрепление успехом, или увлекая учащихся высоким профессиональным мастерством.

К сожалению, не вся указанная проблематика раскрывается перед будущим учителем в процессе его методической подготовки вузе. В практике это приводит к большим издержкам.

Учитель должен хорошо ориентироваться в учебно-методическом комплекте, четко знать, как в нем отражаются цели обучения, чтобы умело представлять их учащимся.

Вопросы для самоконтроля

1. Как менялись цели обучения в советской школе? Почему?

2. Что наиболее существенно для понимания целей обучения

ИЯ на современном этапе?

3. Какие проблемы наиболее значимы для дальнейшей разработ­ки категории целей обучения ИЯ?

4. Что способствует реализации целей обучения ИЯ на практике?

Г л а в а VI СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В ПРИНЦИПИАЛЬНОМ
ПЛАНЕ И НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ЧАСТНОСТИ

Каждый день, в который вы не пополни­те своего образования

хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания ...

считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

К. С. Станиславский

§ 1. От чего зависит содержание обучения ИЯ?

В настоящее время в дидактике проблема содержания обучения рассматривается с позиций деятельностного подхода. Исходя из того, что целью образования является усвоение школьниками основ социального опыта, считается, что содержание образования и должно воплощать в себе социальный опыт, «подготовленный для передачи подрастающим поколениям» (98, с. 53). Из каких же элементов состоит этот опыт?

Рассматривая социальный опыт как «совокупность приобретен­ных в процессе социальной практики деятельностей», дидакты выде­ляют следующие элементы содержания социального опыта: 1) зна­ния о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отно­шения к миру, к деятельности (68, с. 35). Делается вывод, что содержание образования «должно состоять из тех же элементов, что и весь социальный опыт в целом» (68, с. 36).

В каждом из школьных учебных предметов эти элементы получают различное конкретное содержание. Итак, в общем плане под содер­жанием обучения следует понимать то, чему учить учащихся, на основании чего их воспитывать, осуществлять их образование и развитие.

От чего зависит содержание обучения, всегда ли оно неизменно. Содержание обучения, так же как и цели,— категория истори­ческая, изменяющаяся в зависимости от целей обучения. Социальный заказ общества воздействует через цели и педагогический процесс на содержание обучения (связь обучения с жизнью). Содержание обучения зависит также от уровня развития методики и смежных с ней наук (лингвистики, психологии, психолингвистики, дидактики), от уровня разработки средств обучения (программ, учебников, учеб­ных пособий), от уровня подготовки учительских кадров.

Помимо этого, на содержание обучения ИЯ оказывают влияние условия обучения, и это проявляется прежде всего в объеме материала, в требованиях к уровню владения им. На содержании отражается также материальная база школы, и, наконец, существен­ное значение для определения содержания имеет понимание специфики иностранного языка как учебного предмета и степень изученности процессов усвоения ИЯ-

Все учебные предметы обычно подразделяют на три группы. К первой относятся такие предметы, как физика, химия, и др., ставя­щие своей целью сформировать у учащихся знания основ наук. Ко второй группе относятся предметы, обучающие определенной деятельности: физкультура, пение, рисование. Промежуточное положение занимает третья группа — родной и иностранные языки, которые, с одной стороны, закладывают основы филологических знаний, с другой — обучают деятельности общения (коммуникатив­ной деятельности). Так, что же составляет содержание обучения ИЯ?

Наши рекомендации