Раздел 4. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука
Давно продолжается спор между учеными, является ли педагогика наукой или искусством. С 1613г., по мнению Кристофора Хольвича Йохима Юнга, дидактика (теория и методика обучения) является искусством обучения. Долгое время педагогика развивалась как практика обучения и воспитания детей и рассматривалась как особая сфера деятельности по обучению и воспитанию человека.
К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым, понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще специальные знания»[2].
Эти специальные знания, необходимые для практики обучения и воспитания, накоплены педагогической наукой.
Все ли знания можно назвать наукой? Считается, что наукой называют отрасль знаний, если соблюдаются следующие условия:
¨ четко сформулирован, выделен, обособлен предмет исследования;
¨ применяются для изучения объективные методы исследования;
¨ зафиксированы объективные связи (законы, закономерности) между факторами, условиями, процессами, явлениями;
¨ установленные законы и закономерности позволяют прогнозировать развитие изучаемых процессов.
Объектом педагогики является целенаправленный процесс образования и воспитания личности на разных возрастных этапах жизни человек.
Предмет педагогики – это то, что изучает и объясняет педагогика, т.е. закономерные связи и отношения, условия протекания целостного педагогического процесса, сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
В науке всегда наблюдается две части: то, что уже изучено, и то, что еще предстоит изучать. Те знания, которые получены, могут быть представлены в виде описания, объяснения или педагогической теории.
Педагогическая теория – система знаний, которая не только описывает и объясняет круг педагогических явлений, но и предписывает как правильно управлять ими. Педагогическая теория дает целостное представление о сущности и закономерностях педагогических явлений.
Объектом педагогической теории является то, что она описывает, т.е. совокупность реальных явлений, а предмет теории – закономерные связи и отношения, функционирующие в структуре объекта.
Теория может описывать и объяснять как те явления, что существуют, так и те, которые еще не встречаются, но их появление в дальнейшем неизбежно. Теория включает в себя идеи, понятия, законы, закономерности, принципы, правила, имеет объект и предмет, должна быть способной к саморазвитию, к предсказанию и прогнозированию.
Педагогические теории могут быть фундаментальными, - например, теория обучения, теория воспитания, или частными, например, теория активизации познавательной деятельности учащихся, теория методов обучения и т.д.
Ученые выделяют частные педагогические теории, порожденные запросами педагогической практики: теорию программированного обучения (В.Б. Беспалько); теорию поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин), теорию проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов), теорию познавательного интереса (Г.И. Щукина) и т.д.
Теоретическая функция педагогики реализуется на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях.
Описательный или объяснительный уровень науки заключается в том, что изучается передовой педагогический опыт, опыт педагогов-новаторов.
Диагностический уровень – выявляются условия, причины эффективности взаимодействия воспитателя и воспитуемых в педагогическом процессе.
Прогностический уровень – это экспериментальные исследования педагогических явлений и построение на этой основе моделей их преобразования. Именно на этом уровне создаются педагогические теории, модели педагогических систем.
Технологическая функция педагогики имеет также три уровня реализации:
¨ проективный – разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий), определяется «нормативный и регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер (В.В. Краевский);
¨ преобразовательный – направлен на внедрение достижений науки в педагогическую практику, совершенствование и реконструкция педагогического процесса;
¨ рефлексивный и корректировочный, т.е. оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция практики на основе педагогической теории.
Поскольку общество развивается, изменяется, то изменяются цели, задачи воспитания и образования. Педагогическая наука призвана разрабатывать пути реорганизации системы образования в изменяющихся условиях.
Педагогическая наука должна решать такие проблемы, как
¨ изучение сущности и закономерности формирования личности в условиях учебно-воспитательных учреждениях, специально организованного воспитания;
¨ определение целей воспитания, содержания, методов и средств воспитания в конкретных исторических условиях;
¨ превращать теоретические разработки в практические технологии обучения и воспитания.
В последние десятилетия педагогическая наука достигла определенных успехов, в частности в разработке новых технологий самообразования, самовоспитания, методике воспитания. Многие ученые сотрудничают с коллективами школ, создаются научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки.
Категории педагогики
Педагогика как наука имеет свои категории. Категория (определение) – это наиболее общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся, типичные свойства. В педагогике это – воспитание, образование, обучение.
Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение – специфический способ образования, направляемый на развитие личности посредствам организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Образование рассматривается как процесс физического и духовного становления личности, целенаправленно ориентированной на идеальные образцы, социальные эталоны. Это социальное явление, система функцией которого является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями (научными, нравственными и пр.), овладение идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения. Содержание образования определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
Образование можно рассматривать не только как процесс приобретения знаний, умений, навыков, но и как результат освоения учащимся знаний, умений, навыков в определенном объеме. В этом случае говорят о начальном, среднем, высшем общем или профессиональном образовании.
Развитие рассматривается как объективный процесс внутренних количественно-качественных преобразований физических, психических, духовных сил человека, как переход от простого к более сложному, от низших форм жизни и деятельности к высшим. В этом случае говорят о физическом развитии человека, о его духовном развитии (осмысления своего предназначения в жизни, понимание сложности природы мироздания, стремление к самосовершенствованию).
Самовоспитание – целенаправленная деятельность человека по преобразованию собственной личности, физического, умственного развития.
Самообразование – система овладения знаниями, умениями, навыками по усвоению опыта, накопленного человечеством, без преподавателя.
Самообучение – процесс непосредственного получения знаний с помощью самим человеком выбранных средств.
В процессе обучения и воспитания люди вступают между собой в определенные отношения, которые принято называть воспитательными.
Воспитательные отношения – это разновидность отношений людей, направленная на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Воспитание, обучение, образование предполагают взаимодействие педагогов и учащихся. Педагоги осуществляют деятельность, которую называют педагогической. Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Сам педагог, по мнению Л.Б. Ительсона, играет несколько типичных педагогических ролей: информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.
В процессе обучения, воспитания, образования педагог вступает во взаимодействие с учащимися, направленное на организацию их совместной деятельности. Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуются и отличаются педагогическими технологиями.
Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с той или иной совокупностью методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Мы остановились на некоторых категориях, чтобы охарактеризовать педагогику как науку, имеющую собственные категории.
4.3. Образование как общественное явление
и педагогический процесс.
Образованиев широком смысле слова – это совокупность воздействий, оказываемая на человека окружающей средой в процессе жизни, и его целенаправленная деятельность по самосовершенствованию (самообразованию). Результатом является придание индивиду «образа человеческого».
Образование в узком смысле слова – целенаправленные воздействия на развивающуюся личность, осуществляемые социальными институтами (школой, учреждениями дополнительного образования и т.д.)
Образование как целенаправленная деятельность по овладению системой знаний в определенном объеме в стенах школы, может завершаться документом об образовании (начальном, среднем, высшем).
Педагогический процесс — это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:
закономерности, принципы
Цели => задачи => содержание => методы => средства => формы => => результат (продукт)
Регуляторами выступают закономерности и принципы, открытые, сформулированные учеными. Результат (продукт) процесса обучения связан с изменениями в уровне знаний, умений и навыков ученика, с изменениями в развитии всех психических процессов, личностных качеств, т.е. всей внутренней сферы личности, которые проявляются в деятельности и поведении.
В педагогическом процессе изменяется не только ученик, но и педагог – совершенствуется его компетентность, педагогическое мастерство.
Процесс («движение вперед»)обучения – это специально организованное, управляемое взаимодействие учителя и ученика, направленное на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, формирование личностных качеств.
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н.В. Кузьмина): 1) цель обучения (для чего учить); 2) содержание учебной информации (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?); 4) преподаватель (кто учит?); 5) учащийся (кто учится?). Как и всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.). Схематично педагогический процесс представлен на рисунке 8.